Украина аграрная. 15 миллионов хозяйств находятся в тени

Поделиться

Огромное количество мелких сельхозпроизводителей официально не привлечено к производству, это создает проблемы и для государства, и для них самих.

Наверное, нет больше в мире страны, где сообщество сельхозпроизводителей такое неоднородное и пестрое, как в Украине. С одной стороны — огромные агрохолдинги, с другой — не только фермеры, но и миллионы мелких аграриев — семейных хозяйств и единоличников, которые производят сельскохозяйственную продукцию якобы для собственных нужд. Часть из них так и делает, разве что иногда завезут на рынок корзину яблок и мешочек картошки. Но есть и другие, которые производят значительные объемы товарной продукции, она официально учитывается а такие сельхозпроизводители не платят налогов.

Как привлечь это сообщество к цивилизованному аграрному рынку? Этой теме было посвящен круглый стол «Привлечение малых товаропроизводителей к организованным рынкам обращения сельскохозяйственной продукции», организованный Представительством ЕС в Украине, Министерством аграрной политики и продовольствия и проектом «Поддержка внедрения сельскохозяйственной и продовольственной политики в Украине», финансируемым Европейским Союзом.

Заместитель директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Николай Пугачев о месте, которое занимают мелкие производители в общем объеме украинской аграрной продукции, отмечает: в стране есть несколько групп товаропроизводителей. Это крупные аграрные предприятия, фермерские хозяйства, из которых 7,5% — малые, со средней площадью 82 га, и терра инкогнита – 15 миллионов домохозяйств. Их продукция занимает определенную нишу в общей структуре сельскохозяйственного производства. Так, на хозяйства населения приходится большая часть производства картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод и тому подобное.

В таком хозяйствовании преимущества: производители не платят налогов, поэтому имеют неконкурентные преимущества перед аграрными предприятиями, работающими официально. Вместо этого они не могут гарантировать качество и безопасность продукции, претендовать на государственную поддержку (за исключением дотаций на выращивание молодняка крупного рогатого скота), кроме того, социально не защищены и теряют часть дохода, потому что находятся вне рынка и вынуждены отдавать свою продукцию задешево серым перекупщикам . Теряют и местные бюджеты, кроме того, нельзя точно прогнозировать государственную политику в аграрной отрасли, прежде всего по объемам и направлениям государственной поддержки.

Однако как отметил руководитель сектора сельского хозяйства Представительства ЕС в Украине Бен Хэлл, европейское сообщество считает, что малые сельскохозяйственные предприятия как раз нуждаются в большей поддержке. В частности для них действуют специальные режимы налогообложения. Предпосылка получения такой поддержки — официальная регистрация. Почему малые сельхозпроизводители не желают этого у нас? По мнению господина Хелла, причины — сложная процедура регистрации плюс налоговые риски: не успел зарегистрироваться, а налог уже платы. Поэтому, считает эксперт, и для наших малых производителей следует разработать благоприятный налоговый режим.

Представитель Группы поддержки Украины в ЕС Маркус Клинглер рассказал, зачем нужна регистрация малых сельхозпроизводителей: во-первых, чтобы знать, кто нуждается в государственной поддержке и сколько таких в Украине, которые их потребности. Во-вторых, по мнению эксперта, официальный статус агрария повышает его уровень доверия к власти и улучшает взаимную коммуникацию. Так, в ЕС группа аграриев может заявить о намерении производить какой-то особый вид продукции и требовать поддержки такого производства.

Есть еще и вопрос доступа к финансовым ресурсам. Даже если найдутся смельчаки, готовые взять кредит в банке, то банк не захочет иметь дело с не зарегистрированным производителем. Кроме того, он не может претендовать на какую-то социальную помощь, например пенсии, социальное страхование, за исключением разве пресловутой коммунальной субсидии — многие не хотят регистрироваться именно потому, что боятся ее потерять, хотя, если разобраться, теряют гораздо больше. Не говоря уже о том, что следует ввести минимальный уровень социальной защиты для наемных работников, в том числе и не постоянных, в аграрных предприятиях.

Однако это не означает, что государство должно ввести обязательную регистрацию сельхозпроизводителей. Европейские специалисты советуют нам принять меры, которые бы стимулировали добровольную регистрацию сельхозпроизводителей: особый налоговый режим, упрощенную систему налогообложения, безналоговую среду на начальном этапе и тому подобное.

Здесь есть еще и такая интересная замечание: вводя налогообложения определенного слоя предпринимательской общественности, следует учесть и прогнозируемые поступления от налога, и расходы на его администрирование. То есть если налог, взыскан даже из многих малых производителей, будет меньше, чем зарплата налогового инспектора, который должен за ними следить, плюс другие административные расходы, то он не имеет смысла. «Вы на этом ничего не заработаете», — отметил господин Клинглер.

Не лишено смысла предложение для расширения сети регистрационных служб применять аутсорсинг — outsourcing-kadrov.ru, то есть привлекать сторонних специалистов из негосударственных организаций (кто им будет платить — вопрос отдельный). О еще один нюанс на форуме не говорили, и его следует иметь в виду: власть на местах часто заинтересована в существовании серых производителей и так же серых перекупщиков, имея с этого личную выгоду. Чтобы не потерять его, она чинить препятствия переводу малых сельхозпроизводителей в официальный статус. Противодействовать этому могут только мощные общественные организации крестьян.

И напоследок о демографических угрозы. Как отмечает Николай Пугачев, наблюдается тенденция к уменьшению количества хозяйств — и больших, и фермерских, с сохранением или даже увеличением площадей, которые они обрабатывают. То есть на одного работника в сельском хозяйстве приходится большая площадь. Следствием этого будет обезлюдение села.

К этому заместитель министра аграрной политики Виктор Шеремета отметил важность сохранения села не только как центра национальной культуры и духовности, но и с чисто практических соображений: много аграрных предприятий уже испытывают недостаток рабочей силы, и эта тенденция будет усиливаться, если не переломить ее коренным образом.

Вспомним еще об одном аспекте, который, к сожалению, слишком часто остается без внимания. Кто был основной боевой силой украинского войска во время революций 1918-1920 годов, с кого основном состояли отряды повстанцев Холодного Яра, воинов УПА? Из крестьян. Поэтому сейчас, когда Украина ведет войну, для эффективной обороны крайне важно наличие многочисленного, политически лояльного, зажиточного крестьянства, которому есть что защищать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также


Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

59 − = 52

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.