Как живет разъяренный и непокоренный Херсон

Screenshot 67 4

Уже более двух недель с начала российской оккупации херсонцы страдают острой нехваткой лекарства и выходят на ежедневные акции против российского агрессора. 

Они также надеются, что артиллерийские обстрелы в окрестностях города сигнализируют о начале наступления украинских сил, стремящихся отразить Херсон – ключевой порт на юге Украины.

Я – в кабинете заместителя херсонского мэра Юрия Стельмашенко, он разговаривает по телефону, объясняя кому-то, что в городе остался недельный запас еды и лекарств.

В это время за окном раздалась серия громких взрывов, стекла в окнах правительственного здания задрожали.

«Слышите обстрелы? Это недалеко. К сожалению, приходится привыкать к такой ужасной реальности», – спокойно говорит Стельмашенко.

«Здесь настоящая гуманитарная катастрофа, – продолжает он. – Мы одни, кроме мэра, другой легитимной власти нет. К нам в офис приходили россияне, и мы договорились, что продолжим работать. Но непонятно, как долго это продлится».

Поступали сообщения о том, что россияне планируют провести в Херсонской области референдум о создании так называемой народной республики — по аналогии с «ДНР» и «ЛНР».

Но Стельмашенко отверг такую ​​возможность. По его словам, очевидно, что даже среди преимущественно русскоговорящего населения региона действия Москвы поддержки не получат.

Видеозапись небольшой пророссийской демонстрации в Херсоне местные жители назвали кремлевской пропагандой.

На улицах города выстроились очереди за молоком, а в аптеках закончились самые необходимые лекарства.

«Лекарств для людей с сердечными заболеваниями или астмой не осталось. Больницы работают, но лекарств просто нет», — сообщила нам по телефону медик Галина. Полное имя она назвать отказалась.

Однако преподаватель местного университета Лада заверила, что ситуация в городе достаточно стабильная.

«Здесь никто не голодает. Есть электричество, вода, центральное отопление, ходит транспорт», — хвалит она мэрию за поддержку города.

Она против российской оккупации и осуждает чиновников в других оккупированных городах, подчинившихся российским властям. «Если они хотят сделать наш город русским, то это государственная измена», – объясняет преподавательница.

На прошлой неделе российские военные похитили Ивана Федорова – находящегося под контролем войск РФ мэра Мелитополя с первых дней вторжения.

После похищения Федорова депутат Мелитопольского горсовета от пророссийского «Оппозиционного блока» Галина Данильченко заявила о формировании в городе «комитета народных избранников» и призвала местных «адаптироваться к новым реалиям, чтобы мы могли начать жить по-новому».

Но буквально накануне власти Украины сообщили об увольнении мелитопольского мэра. А Галине Данильченко украинская прокуратура объявила подозрение в государственной измене.

Между тем тысячи херсонцев, включая Ладу, продолжают выходить на ежедневные мирные акции протеста возле правительственных учреждений в центре города.

На видео с места событий видно, как толпа кричит в русские войска: «Фашисты… вам не стыдно?», «Идите домой».

«Однако количество солдат увеличивается. И это уже не военные. Они носят другую форму. Вроде полицейского», — говорит Лада.

«На сегодняшних акциях было так много людей, что россияне начали стрелять в воздух. Мне показалось, что они испугались. Я кричала им: идите домой, идите к маме. Двое [русских солдат] смеялись, а я была так взбешена, что просто выкрикнула несколько бранных слов».

«Я не активистка, но хочу, чтобы люди понимали, что здесь происходит. Я на родине ничего плохого не делаю. Стараюсь защитить свою дочь».

Тем временем российские войска не оставляют попыток захватить Николаев – другой стратегически важный город на юге Украины.

Но украинские вооруженные силы продолжают удерживать наступление, а руководитель Николаевской военной областной администрации Виталий Ким намекнул, что украинцы под Николаевом хотят отбить и Херсон.

«Идут бои, зачищают несколько сел [от российских войск]… Оккупанты убегают, люди говорят, что войска убегают. Это правда. Убегают», — написал он в соцсети.

«Херсонцы, мы с вами. Ждите! Вместе победим».