Как Одесса готовится встречать возможное нападение РФ

Под звуки сирен воздушной тревоги, среди блокпостов, патрулей и неизменного страха перед российскими нападениями – с моря, воздуха или земли – исторический и космополитический украинский курортный город Одесса понемногу пытается восстановить свой знаменитый дух, словно в знак неповиновения Кремлю. 

“Музыка – это жизнь. Когда музыка умолкает, может произойти все. Музыка – это способ защитить наш разум”, – говорит музыкальный критик Александр Пролетарский, сидя на барном стуле в темном подвале возле центра города.

Но недавнее открытие клубов, пляжных ресторанов и маникюрных салонов по всей Одессе не просто выражение неповиновения или экономической необходимости. Это также отражает рост уверенности местных жителей в ходе войны против России – по крайней мере, здесь, на побережье Черного моря.

“Город оживает, я чувствую. Я думаю, страх немного отступает. Люди верят в нашу армию, которая нас защищает, и чувствуют себя комфортно, чувствуют себя в безопасности. Я не думаю, что российская армия побеждает”, – говорит Александр Ходосевич, барабанщик инструментального психоделического группы, сидя с группой друзей после окончания часового сета в клубе More Music Club.

Клуб только снова открылся, и теперь после обеда здесь проводят живые концерты (и трансляции вживую), чтобы зрители имели достаточно времени, чтобы вернуться домой к комендантскому часу.

Севернее города, на ветряном пляже, популярном летом среди туристов, любой доступ к морю теперь перекрывает колючая проволока, мины и мешки с песком.

“Я видел российские корабли. Но они отступили. Они знают, что мы для них угроза. По нам было много огня. С ракет, там. Были также дроны, сбрасывали бомбы. Но они здесь не увенчаются успехом. Пусть попробуют приземлиться – мы заставим их заплатить большую цену”, – говорит 27-летний Анатолий, украинский военный, управляющий зенитной установкой.

Такой рост уверенности в Одессе имеет логическую подоплеку.

Продвижение России вдоль побережья Черного моря остановилось. Украинские войска в Николаеве не только защитили свой стратегический мост, но теперь, по сообщениям, отбрасывают российские войска на восток.

В Херсоне, первом городе, который месяц назад захватили российские войска, оккупационные силовики теперь обвиняются в применении чрезмерной силы против мирных протестующих, а также в похищении или аресте местных лидеров, чтобы попытаться сдержать народные беспорядки.

“Когда начали использовать этот газ, дымовые шашки и шумовые гранаты, я начала бежать. Это было очень страшно”, – рассказала преподаватель херсонского университета Дина.

“[Россияне] начали похищать людей, ходить в их квартиры, туда, где живут люди – протестующие и активисты. Кажется, они стали использовать более угрожающие приемы и тактику. Я думаю, что они в панике”, – сказала она.

В Одессе благодарны украинским солдатам в таких местах, как Николаев и Вознесенск, которые блокировали российские сухопутные войска от продвижения дальше на запад. Но как насчет десанта?

Аналитик по безопасности Анна Шелест считает, что Одесса могла бы отойти в Россию, если бы промосковские лидеры спланировали капитуляцию в первые дни войны. Но сейчас такого варианта больше нет, и, по ее мнению, российские войска постараются атаковать с моря без предварительного создания базы на суше.

“Мне кажется, что это просто невозможно. Если посмотреть на технические условия, стратегический рельеф, то Одесса никогда не была городом для легкого взятия (с моря). История это неоднократно доказала”, – говорит она.

Тем временем огромные городские катакомбы – возможно, 2500 км подземных тоннелей, вырытых в течение последних двух веков – снова готовятся использовать в качестве бомбоубежища.

Они стали легендой сопротивления городу нацистским захватчикам во время Второй мировой войны.

Матрасы и продукты питания теперь лежат в темных углах похожей на лабиринт подземной сети, которой пользовались бегущие люди и партизаны во время обеих мировых войн, а также в Гражданской войне в России.

“Здесь граффити с 1940-х годов. Там написано: “Смерть фашистам”, – говорит 46-летний спелеолог и краевед Максим Баранецкий, подсвечивая фонариком надпись на каменной стене песочного цвета глубоко под землей.

Но в Одессе искренне верят в то, что история не повторится, и России не удастся продвинуться к западу вдоль побережья.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-03-29