Отрезать юг Одесской области и захватить Молдову. По информации украинской власти, именно подобные планы сейчас вынашивает Россия. Кремль эти упреки не комментирует, но своими действиями в регионе дает понять, что опасения не безосновательны.
Историческая местность Бессарабия охватывает большинство территории современной Молдовы и юга Одесской области между Черным морем и реками Днестр и Дунай. На протяжении веков она находилась в составе разных стран или под их контролем.
Здесь, в частности, долго господствовали Османская и Российская империи и Румыния. После Второй мировой войны в Бессарабии закрепился Советский Союз.
Вполне возможно, что сейчас здесь Кремль планирует открыть второй фронт в войне против Украины.
По крайней мере, обстрелы как самой Одессы, так и юга области, российские войска уже существенно усилили. Последний ракетный удар они нанесли вечером 3 мая именно по инфраструктуре в Болградском районе области, граничащей с Молдовой и Румынией.
Мост жизни
Юг Одесщины, собственно земли исторической Бессарабии, соединяет с севером и столицей области городов через Днестровский лиман у поселка Залив. Еще один путь – дорога “Одесса – Рени” значительно длиннее, а его часть вообще пролегает на молдавской территории.
В конце апреля – начале мая мост возле Затоки стал основной мишенью для российских ракет.
Его обстреливали 26-27 апреля, а также днем 2 мая. Представитель Одесской областной военной администрации Сергей Братчук говорит, что мост разрушен и не эксплуатировался еще после первых ракетных ударов.
Это заявление противоречит информации, которую 28 апреля обнародовал мэр Измаила Александр Абрамченко о якобы возобновлении железнодорожного сообщения между его городом и Одессой именно по мосту через Днестровский лиман.
Схема сообщения между югом и севером Одесской области. Движение через мост возле Залива перекрыто после попадания российских ракет.
Измаил – стратегически важный город на самом юге Одесщины у границы с Румынией. Он имеет свой собственный морской порт в акватории устья Дуная.
Ранее “Укрзалізниця” сообщала, что именно этот порт, а также соседний в одесском городке Рени, имеют ключевое значение для украинского экспорта.
В то время как Россия заблокировала все другие морские пути, Рени и Измаил остались единственными направлениями для морского экспорта, в частности, украинского зерна. До войны именно водным путем отправлялось за границу на продажу 95% украинской аграрной продукции.
Еще с середины марта “Укрзалізниця” отчитывалась, что работает над увеличением объемов железнодорожного сообщения с южной Бессарабией именно с целью обеспечить экспортный потенциал государства.
Кроме того, по этому маршруту в Румынию курсировали бесплатные эвакуационные поезда с украинскими беженцами.
Теперь железнодорожное сообщение прервано. Представитель ОВА Братчук говорит, что мэр Измаила “поспешил” с заявлением о его восстановлении. По его словам, мост не эксплуатировался уже после первых обстрелов.
“Мост был разрушен, он не пригоден к эксплуатации. Там определенные работы шли, думали, что возможно что-то получится, но пока мост не эксплуатируется. Был определенный график восстановительных работ у железнодорожников, но к сожалению (не удалось). .”, – сказал он.
По мнению бывшего министра иностранных дел Павла Климкина, Россия сознательно стремится прервать сообщение с югом Одесщины.
“Этот мост играет очень важную роль для любых поставок для всех логистических цепочек, – объясняет он и добавляет, – Россия этими обстрелами просто говорит, что если вы будете его отстраивать, то все равно мы его будем разрушать”.
По его словам, украинские власти должны теперь искать альтернативные пути транспортного сообщения.
Сергей Братчук четко определяет основную цель действий страны-агрессора. “Это попытка отделить южные районы нашей области от основной части региона”, – уверен он.
“Бессарабская народная республика”
Подобные планы Кремль вынашивал с 2015 года. По крайней мере, Служба безопасности Украины сообщала, что именно тогда предотвратила создание сепаратистского образования на юге Одесщины. По плану злоумышленников, мост возле Затоки, который сейчас пострадал, также должен быть взорван вместе с еще одним мостом через Днестр на трассе “Одесса – Рени”.
“Подорвав эти два моста, Южная Бессарабия была бы отрезана от основной части Украины. И потом с территории Приднестровья должны были зайти так называемые “зеленые человечки”… Планировалось создать “Бессарабский народный совет” и оттуда развить свое наступление “Русской весны” в направлении Молдовы и Румынии. Мы поломали эти планы”, – рассказывал тогдашний глава СБУ Василий Грицак.
По его словам, в апреле 2015 года группа спецназовцев на бронетехнике совершила марш-бросок из Донецкой области в Одесскую область и успела заблокировать действия российских агентов. Были проведены многочисленные обыски и задержаны десятки подозреваемых.
“Чистки” одесского региона от сепаратистов продолжались еще несколько месяцев. Основные организаторы “Бессарабской народной республики” Виталий Диденко и Елена Глищинская были приговорены к тюремному заключению.
Уже в июне 2016 года они были освобождены в рамках обмена пленными между Украиной и Россией.
Спецслужбы Украины отмечали, что расшатывание ситуации в Одесской области координировалось напрямую из администрации президента России.
Ответственным за это направление якобы был руководитель департамента АП Инал Ардзинба. Сейчас он возглавляет министерство иностранных дел самопровозглашенной республики Абхазия – подконтрольного России сепаратистскому образованию на территории Грузии.
Причастность Инала Ардзинбы к беспорядкам в Украине российские власти отрицали.
Сейчас этот “деятель” активно комментирует ситуацию в Украине и выражает поддержку Приднестровью, которому угрожают “горячие головы” из Киева и Кишинева.
Представитель Одесской ОВА Сергей Братчук уверяет, что сейчас ситуация в регионе и настроения местного населения не дают оснований говорить о создании каких-либо “народных республик”.
“Нет оснований сегодня говорить о создании там какой-либо сепаратистской или другой квази-республики. Никаких оснований нет с какой-либо точки зрения”, – говорит он.
В то же время, экс-министр Климкин уверен, что РФ не отказалась от своих планов взять под контроль Бессарабию.
“У России есть планы, для которых они уже заранее подобрали людей для назначения в оккупационные администрации”, – говорит он.
Речь, по его мнению, может идти прежде всего о раздувании “народных недовольств” в наиболее пророссийских частях Молдовы – в Гагаузской автономии и в непризнанной республике Приднестровья.
Поводом может стать, например, недавно принятое Кишиневом решение о запрете георгиевской ленты – одного из символов российской агрессии против Украины.
Молдавский плацдарм
“Кремль принял решение о нападении на Молдову”, – сообщила 1 мая британская газета The Times со ссылкой на источники в украинской разведке.
Там указали, что нападение может начаться с опрокидывания российских десантных войск в Приднестровье из аннексированного РФ Крыма. Это будет существенное усиление для российского “миротворческого контингента”, уже 30 лет дислоцирующегося в ПМР (Приднестровской молдавской республике) и насчитывающего не более двух тысяч человек.
В конце апреля именно на этой территории произошло несколько терактов на военных объектах, в которых руководство непризнанной республики поспешило обвинить украинскую сторону.
В Киеве обвинения отвергли и заявили о спланированной провокации для “нагнетания панических и антиукраинских настроений”.
“По замыслу авторов (провокаций, – Ред.), они должны оправдать войну на территории Украины, или привлечь Приднестровскую Молдавскую республику в боевые действия. Или в качестве территории с определенным мобилизационным резервом, или как территорию, с которой российские войска могут проводить атаки на украинскую территорию”, – сообщило главное управление разведки министерства обороны Украины.
Президент Молдовы Мая Санду созвала совет безопасности после взрывов в Приднестровье.
В Молдове уверяют, что пока не видят признаки подготовки нападения на страну.
“Сейчас нет никаких признаков того, что для Молдовы есть опасность. Эти выводы разделяют не только молдавские власти, но и ключевые наши международные партнеры”, – сообщило молдавское министерство обороны в ответ на запрос местных СМИ.
В то же время, Одесская обладминистрация отмечает, что уже приняла меры для отражения возможной атаки с западной границы. Государственная граница на этом направлении взята под усиленную охрану, соответствующие боевые задания получены подразделениями ВСУ, сообщил Сергей Братчук.
“Наступления со стороны Приднестровья не будет. Если будут вооруженные провокации, то у нас есть чем отвечать”, – категорически уверяет он.
Российский десант, по его словам, в Приднестровье просто не долетит. “Мы имеем право их сбивать над территорией Украины. Это вражеские самолеты, вражеский десант”, – подчеркивает он.
Дипломат Климкин призывает украинские власти не действовать самостоятельно в этой ситуации, а координировать усилия с властями Молдовы и союзниками из НАТО. Общая тактика обязательно должна быть отработана, подчеркивает он.
По мнению эксминистра, “приднестровская операция” Кремля может начаться только, если российским войскам удастся продвинуться по направлению к Николаеву и Одессе. Пока украинские силы сдерживают их возле Херсона.
Прорыв на этом направлении автоматически повысит риски российской атаки на Молдову, а соответственно захват всего украинского юга.
“Русская игра будет на дестабилизацию Молдовы и, действительно, на возможное открытие здесь второго фронта против Украины”, – считает Климкин.
Власти РФ свои агрессивные намерения опровергают. Но при этом российский министр иностранных дел Сергей Лавров публично советует молдавским властям “побеспокоиться о своем собственном будущем”, поскольку страну якобы бы “затягивают в НАТО”.
Глядя на агрессивные действия Кремля в Украине, подобные “советы” соседним странам выглядят довольно зловеще. Тем более, что даже за день до вторжения, и даже после 24 февраля Лавров публично отрицал, что РФ ворвется и уже ворвалась в Украину.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.