Лекции под обстрелами. Как ужгородский профессор преподает из окопов

На днях в соцсетях начали массово распространять фото украинского военного с передовой. Тот с оружием наперевес держит в руке смартфон. Рядом – блокнот и ручка. 

Это Федор Шандор, боец ​​101-й Закарпатской бригады ТРО. А еще – профессор Ужгородского национального университета, доктор философских наук, заведующий кафедрой социологии и социальной работы УжНУ.

На фото из окопа он под обстрелами читает лекцию своим студентам.

“У меня умерли две собаки, бабушка Галя и любимый город Мариуполь”. История детского дневника, который возмутил страну
В день полномасштабного вторжения Федор провел три пары и уехал в военкомат.

Сейчас доктор наук – на передовой. Несмотря на постоянные обстрелы, он не пропустил ни одной пары. Дважды в неделю после ночного дежурства он – профессор Федор Федорович, остальное время – стрелок Шандор.

“В преддверии войны я говорил, что ее не будет” 

На Закарпатье Федор Шандор – местная знаменитость. Он проводит экскурсии, организует интеллектуальные игры и “Ужгородскую регату” – ежегодный сплав по реке Уж на самодельных декорированных конструкциях. А еще депутат областного совета и президент Закарпатской туристической организации. Где бы ни был, неизменный галстук-бабочка поверх клетчатой ​​рубашки.

В преддверии нападения России, 23 февраля, Шандор проводил интеллектуальную игру.

“Мы много спорили, будет ли война. Я был уверен, что нет. Ведь логики в этой войне нет, нет в ней идеи”, – вспоминает Федор Шандор в разговоре с BBC News Украина.

Признается, что это заблуждение сложилось на основе социологических исследований и мнений экспертов: “Я для себя сделал сравнительный анализ. Было все: было бряцание оружием, было запугивание, была информационная война, но войны такой… я не предполагал. Это бессмысленно. Война – это последний довод”.

Про войну профессор узнал в 6 утра.

В тот день он провел три пары, одна из них – психология массового поведения. “Студенты были шокированы, я – тоже, мы не говорили о войне. Даже традиционный кофе с преподавателями пили молча”, – рассказывает он. Признается, что в первые дни сам не понимал, что будет дальше.

“Был нулевой опыт, если не учитывать милитари-туризм” 

После работы профессор переоделся в спортивный костюм и отправился в военкомат.

Никакого боевого опыта, говорит, до сих пор не было: “Я не служил, потому что сразу пошел в аспирантуру. Кроме походов в горы и милитари-туризма – опыта “ноль”. Здесь 90% таких как я: президент областной федерации американского футбола и половина команды , экскурсоводы и рыбаки, госслужащие”.

По словам Шандора, войну он увидел совсем не такой, как представлял: “Стрелецкое оружие нужно от заблудших бучанских палачей, для очистки от мародеров… это война новейших технологий, когда ребята с зелеными волосами пьют кофе и за рулем компьютера бомбят вражеские позиции”.

Говорит, что одна из главных его задач – вырыть глубокий окоп, чтобы мощная артиллерия не уничтожила передовую линию.

“Сначала все руки были в кровяных мозолях от неопытности, но сейчас мы сами кого хочешь научим”, – рассказывает профессор.

“Теперь студентам неудобно пропускать пары”

С 11 апреля профессор Шандор вместе со своей бригадой ТРО на передовой. По его словам, он не переставал преподавать. Еще с начала пандемии обучение проводилось дистанционно, поэтому некоторые из коллег даже не догадывались, что лекции Федор Федорович ведет из окопов.

Шандор читает 6 лекций в неделю, график согласовал с военным руководством. Ночью – на дежурство, а утром садится в блиндажи и “подключается” к студентам.

По словам профессора, обстрелы на Изюмском направлении, где он служит, не прекращаются ни на час. Лекции тоже читает под звуки вражеской артиллерии.

“Я люблю видеть студентов, поэтому прошу включать камеры, прошу “не спать”. Моя тоже почти всегда включена”, – рассказывает он.

Федор Шандор говорит, как он на войне, студенты учатся усерднее: “Им просто неудобно пропускать лекции. Они понимают, где я, и поэтому должны подниматься с кроватей”.

“Он на передовой, а мы защищаем его со спины”

Ирина – студентка третьего курса УжНУ, изучает социологию и социальные работы. На передовую вместе с преподавателем уехал и ее отец.

“Мы слышим во время лекций Федора Федоровича обстрелы, но мы уже привыкли. Когда обстрелы сильны, он извиняется и отсоединяется, но через несколько минут урок продолжаем. Во время лекций он ответственно относится и к нашей безопасности. Когда у нас воздушная тревога – он просит пройти в укрытие, это обязательно.

По словам Ирины, студенты волонтерят: “Федор Федорович на передовой, а мы защищаем его со спины”.

Военная философия Федора Шандора

Под звуки вражеских обстрелов Шандор размышляет: “Сейчас мы видим последствия тридцати лет русского образования. Российское образование – это рыть окопы в Рыжем лесу, русский мир – это обстреливать АЭС, музеи и храмы”.

Федор Шандор готовится к экзаменационному периоду и зачетам. Говорит, никаких препятствий не будет. Оценивает преподаватель по “Болонской системе”, поэтому большинство студентов уже набрали удовлетворительное для них количество баллов.

“Я муштрую их к экзаменам”, – усмехается профессор.

Доктор философских наук говорит, что знания социологии, психологии и других наук помогли только тогда, когда погасли эмоции и удалось обуздать его: “В начале были конфликты, мы же жили в гражданской жизни. Здесь ты вынужден жить братством. Армия меняет человека однозначно”.

Размышляет профессор и о страхе смерти. Признается, что в той или иной степени его в передовой чувствует каждый.

“В Украине произошли важнейшие процессы”

Шандор говорит, что мир четко определился с правилами игры – и это тоже заслуга Украины.

Единство украинцев, которым сейчас увлекается весь мир, – это одна из важнейших трансформаций, которая произошла за время полномасштабного вторжения, говорит он.

Кроме самоидентификации и общей цели, катализатором этого процесса Федор Шандор называет внутреннюю маятниковую миграцию: “Мы стали украинцами, не восточными, не западняками, десять миллионов маятниковой миграции… люди увидели друг друга, притерлись”.

Доктор философских наук считает, что Украина победит и будет иметь все, к чему стремится.

“Это будет долгий процесс, но у нас будет все”, – уверяет Шандор.

А еще говорит, что после победы первым делом мечтает побриться: “Я никогда не носил усы, мне не нравится, но пообещал себе не бриться до победы”.

Своим студентам Шандор пообещал победить до осени, чтобы уже 1 сентября увидеться в аудиториях УжНУ.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-09