Пять вызовов НАТО на решающем саммите в Мадриде

Саммит НАТО, который состоится на этой неделе в Мадриде, приходится на один из самых критических моментов в 73-летней истории альянса. Российское вторжение в Украину назвали самым большим стратегическим ударом для Запада после терактов 11 сентября 2001 года. НАТО — единственный военный альянс, способный оградить Европу от дальнейшей российской агрессии, но имеет ли он эффективную стратегию? 

Менее трех лет назад президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что “мозг НАТО” – мертв. Однако с момента, когда российские танки пересекли украинскую границу, реакция Запада была единственной, быстрой и энергичной. Он активизировался с новой целью – укрепление границ и поставки оружия.

Накануне саммита в Мадриде генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг объявил о “фундаментальных сдвигах в сдерживании и обороне альянса”, усилив его оборону на восточных границах и увеличив силы быстрого реагирования более чем на 300 тысяч военнослужащих.

Альянс столкнулся с многочисленными вызовами: от гибридной войны до дестабилизации Балкан, от кибератак, милитаризации космоса до растущего военного могущества Китая.

Вот некоторые из острейших вопросов, которые, вероятно, будут обсуждать на этой неделе в Мадриде.

1. Избегание эскалации в Украине

НАТО должно сохранить баланс. Самый мощный во всем мире военный альянс, насчитывающий 30 стран-членов, три из которых имеют ядерное оружие (США, Великобритания и Франция), не хочет воевать с Россией.

Президент Путин неоднократно напоминал Западу, обладающему огромным ядерным арсеналом, и даже незначительное трансграничное столкновение может быстро выйти из-под контроля.

Таким образом, самой большой проблемой за последние четыре месяца был и остается вопрос: как помочь Украине оградить себя от неспровоцированного вторжения, не втягиваясь в войну с РФ.

Когда появились ужасающие подробности российских военных преступлений в Украине, Запад отказался от предыдущих намерений не огорчать Москву, предоставляя Киеву тяжелое вооружение.

Мадридский саммит должен определить масштабы военной помощи, которую могут предоставить страны НАТО, и на какой срок.

Пока Москва побеждает на Донбассе, преимущественно русскоязычном регионе восточной Украины, хотя и ценой огромных человеческих жертв и материального ущерба. Ожидается, что Россия попытается удержать эти территории, возможно, аннексировав их, как она сделала с Крымом в 2014 году.

В случае отсутствия мирного договора перед НАТО возникнет новая дилемма. Или дальше вооружать украинцев, пытающихся отвоевать свои земли, которые сейчас Москва считает юридически частью Российской Федерации? В Кремле заявили, что использование “западного оружия против целей на российской территории переведет ситуацию в неблагоприятное русло”.

2. Единство по “украинскому вопросу”

Если бы Россия напала только на Донбасс, а не вторглась на территорию всей Украины с трех сторон, возможно, мы не увидели бы такого чрезвычайного единства в реакции Запада. Шесть раундов санкций ЕС наносят серьезный ущерб экономике России.

Но на Западе спорят по поводу санкций против России и их влияния на экономику своих стран.

Германию обвиняют в затягивании обещанных поставок оружия, а Венгрия, возглавляемая премьер-министром, имеющим тесные связи с президентом Путиным, не хочет отказываться от российских нефти.

В другом лагере – страны, испытывающие наибольшую угрозу со стороны Москвы, а именно Польша и страны Балтии. Они настаивают на максимально жесткой линии по отношению к Москве и укреплению своих границ.

3. Безопасность стран Балтии

Этот регион может стать главной точкой конфликта между НАТО и Россией. В этом месяце Россия пригрозила “ответными мерами” на ограничение транзита в Калининградскую область через территорию Литвы.

Премьер-министр Эстонии Кайя Каллас заявила, что НАТО не сможет защитить страны Балтии в случае вторжения России. По ее словам, в этом виноват неэффективный план альянса. Нынешняя стратегия предусматривает попытку вернуть эстонскую территорию только после того, как Россия уже вторглась.

“Это означало бы полное уничтожение нашей страны и нашей культуры. Они могут стереть нас с лица земли”, — заявила премьер Эстонии, сославшись на ущерб, нанесенный Украине за 120 дней.

Эстония, Латвия и Литва когда-то были в составе Советского Союза. Сегодня они независимые государства и все члены НАТО.

В этих трех странах вместе с Польшей НАТО разместило четыре многонациональных боевых группы в рамках так называемого расширенного передового присутствия. Британский контингент – в Эстонии, США – в Польше, немецкий – в Литве и канадский – в Латвии.

4. Присоединение Швеции и Финляндии к НАТО

Финляндия и Швеция обе серьезно взволнованы полномасштабным вторжением России в суверенное государство, поэтому решили отказаться от нейтралитета и присоединиться к НАТО.

Однако и здесь не всё так просто. Турция, являющаяся членом альянса с 1952 года, угрожает заблокировать заявки, а без поддержки всех членов НАТО Швеция и Финляндия не смогут присоединиться к военному альянсу.

Анкара недовольна позицией Финляндии и Швеции по экстрадиции участников и сторонников “Рабочей партии Курдистана” (РПК), которую Анкара называет террористической организацией.

Но поскольку Финляндия и Швеция очень важны для НАТО, альянс приложит все усилия, чтобы поладить с Турцией. После того как они присоединятся, Балтийское море фактически станет “озером НАТО”, граничащим с восемью странами-членами, с объединенной противовоздушной обороной и интегрированной ракетной системой.

А дальше НАТО придется решать относительно потенциального принятия новых членов, таких как Грузия и Молдова – со всеми связанными с этим рисками со стороны Кремля.

5. Срочное повышение расходов на оборону

Члены НАТО обязаны тратить на оборону 2% своего годового ВВП, но не все выполняют этот план. Последние данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) свидетельствуют, что в то время как США потратили на оборону 3,5% своего ВВП, Великобритания – 2,2%, расходы Германии составляли лишь 1,3%, а Италия, Канада, Испания и Нидерланды значительно отстали от целевого показателя в 2% В то же время, Россия тратит на оборону 4,1% своего ВВП.

Во время своего президентства Дональд Трамп угрожал союзникам НАТО вывести США из состава альянса, если члены НАТО не согласятся как можно быстрее увеличить свои оборонные расходы.

Это имело определенный эффект, но вторжение в Украину повлияло гораздо больше.

Только через три дня после его начала Германия объявила, что выделит дополнительные 100 миллиардов евро на оборону и будет инвестировать в бундесвер более 2% национального ВВП. На этой неделе генсек НАТО объявил, что девять из 30 стран-членов достигли или превысили целевой показатель в 2%, а 19 имеют четкие планы достичь его к 2024 году. По словам Йенса Столтенберга, показатель в 2% “должен быть минимальным”.

Западные военные и аналитики единодушны в своем призыве срочно увеличить расходы на оборону, чтобы способны сдержать дальнейшую агрессию РФ.

Все это происходит на фоне резкого роста мировых цен на еду и топливо в результате пандемии, поэтому бюджеты уже ограничены. Выделение еще больше денег на оборону может вызвать протесты у населения, ведь есть много других неотложных требований к государственным расходам.

Однако военные предупреждают: если НАТО не укрепит свою безопасность сейчас, цена дальнейшей российской агрессии будет значительно выше.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-06-28