Город Гуляйполе Запорожской области с начала марта находится под российскими обстрелами. Значительная часть исторических зданий в городе повреждены или разрушены.
Об этом в эфире Украинского радио Запорожья рассказал Сергей Звилинский – глава Гуляйпольского отделения Запорожского научного общества им. Я. Новицкого, фасилитатор по работе с общинами БУ “БФ “Каритас Запорожье”.
— Бессистемно-исторический центр, исторический ареал города Гуляйполя постоянно обстреливается. То есть эти хаотические обстрелы никак не привязаны, мне кажется, ни к какой логике. Наверное, не было ни одного дня, когда не было обстрелов в городе. За это время существенно разрушился как раз исторический ареал, а он официально утвержден, то есть с документацией определен исторический ареал города Гуляйполя.

— Одним из таких крупнейших знаковых для города зданий, наверное такой визитной карточкой – это Здание паровой мельницы “Надія” 1894 года строительства. Это уникальное сооружение, строившееся купцом второй гильдии, евреем Самсоном Саксаганским.
Это был местный купец, занимавшийся торговлей зерном и почти на окраине центральной части города построил эту огромную паровую мельницу. Само строительство он заказывал в проектной конторе Антона Эрлангера, немца, который по всей бывшей Российской империи строил эти паровые мельницы. Это была мощная контора, и, собственно, не так много объектов, которые строились этим инженером, этой конторой, сохранилось в принципе. В Гуляйполе она сохранилась почти в идеальном состоянии, не повреждена, не перестроена. За исключением заложенных окон, но это не считается повреждением.
Собственно, к этому времени она пришла в своем оригинальном виде. Это объект, имеющий огромную историю. Затем эта мельница 1908 года была продана, куплена менонитом Давидом Шредером, который тоже был землевладельцем. Вокруг Гуляйполя они имели земли, огромные имения. Эта мельница в 1915 году перешла в собственность акционерного общества которой владели местные гуляйпольские евреи. В частности, семья купцов первой гильдии Кернеров. Это небезызвестный гуляйпольский род, выходцем из которого является известный писатель Грицько Кернеренко, под псевдонимом он работал Гирш Борисович Кернер, как раз из этой семьи.
Это мельница, которая имеет огромное значение: информационное, историческое, любые экскурсии не обходятся без этого объекта. Разрушений претерпел как раз главный фасад дома. Это “прилет” был артиллерийским. Повреждения получила стена, то есть сквозная пробоина главного фасада. К счастью обрушения не произошло, то есть фронт и сам фасад цел, только отверстие в этой части фасадной. Тоже подтверждение прочности и способностей строительной техники того времени.
Другие исторические сооружения Гуляйполя, подвергшиеся разрушениям
– Что касается других домов. Опять же мы принимаем во внимание только те, которые пострадали в результате попадания прямых. То есть, где произошли обвалы, разрушение стен потому, что выбитые стекла мы даже не считаем. Пожалуй, уже 100% центральной части города – это выбитые стекла.
Следующий дом, разрушенный — это дом 1900 года, дом купца Карманова, который в Гуляйполе занимался торговлей и также имел один из крупнейших кирпичных заводов в регионе, который находился на окраинах города. В центре города он построил этот двухэтажный доходный дом.
У него такие осколочные разрушения: это частичное повреждение стен, оконные стекла само собой, фасад был тоже задет обломками. Прямого попадания не было, но осколочными частями взрыва было повреждено это здание.

— Рядом с ним выбиты окна и частично поврежденные фасады — это здание постоялого двора, отель Альтгаузена. Это все дома, которые формируют периметр Соборной и Базарной площади, центр города. То есть вокруг которого происходила вся жизнь в Гуляйполе начала 20 века, как раз этот исторический ареал.
Следующий дом тоже по этой же улице Соборной — это дом жилого дома мещан Мелешковых, которые в Гуляйполе имели огромную колесную мастерскую, шорные мастерские и так далее. Они жили тоже почти в центре города и у них пол квартала занимают только их дома с мастерскими. Собственно один из жилых домов, выходящий фасадом на Соборную площадь, был поврежден, обвал стены произошел, прямое попадание.

— Испытала частичные разрушения усадьба семьи Кригер. Это местные предприниматели-заводчики, лютеранского повреждения, немцы-лютеране. В усадьбе в этом году на лето планировали открывать музей семьи Кригер. Все уже было подготовлено, мы начали монтировать экспозиции частично, ремонт завершили. Мы более четырех лет его ремонтировали, фасады ремонтировали, перекрытия и собственно в этом году. Все уже было завершено до открытия, начали наполнять экспозиции.
Здание, где находится горсовет — это доходный дом Якова Гуревича, он тоже местный купец, сначала мещанин, потом купец. Занимался торговлей тоже железом, углем, зерном, имел склады огромные в городе. В настоящее время осколками избит фасад, выбиты стекла первого и второго этажа.
Кроме того, множество домов, которые не являются, возможно, архитектурными шедеврами или архитектурными объектами культурного наследия, а просто историческими объектами. То есть это дома, каким-то образом связанные с историей города, с известными людьми в городе.
Это, например, полностью уничтоженный и разрушенный дом, он выгорел дотла — это дом наследственных, почетных граждан Миткалевых. Это большая семья, представители которой были церковными деятелями, священниками, вообще очень известные люди, с середины 19 века проживавшие в городе. Он полностью выгорел, остались одни стены. Это ужасная картина.
Дома связанные с Махновским движением
— Это дома участников Махновского движения, где они жили, семьи жили. Дом, например Панченко, тоже был артиллеристом в армии Махно, одним из командиров. Тоже было прямое попадание, один фасад, выходящий на улицу, уничтожен. Все экскурсии, которые мы проводили в городе, останавливались возле этих объектов, рассказывали. Это привязка именно к этому дому, большие истории с ними связаны, с событиями всего 20 века, происходившими в городе. Это дома, которые пережили Вторую мировую войну без разрушений, а теперь разрушаются со стороны новых оккупантов — россиян.
Многое можно перечислять в окрестностях города, на более удаленных от центра города тоже разрушенные дома, связанные с известными людьми в городе, менее известными, но все же. Разрушения ужасающие и большие.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.