Захват Луганщины. Планирует ли Путин после этого “заморозить” конфликт

Снова Россия продвигается вперед. Снова Украина отступает. Ожесточенного и продолжительного боя, который прогнозировали за Лисичанск, удалось избежать – по словам руководителя области Сергея Гайдая, благодаря стратегическому уходу. 

“Россия сейчас имеет огромное преимущество в артиллерии и боеприпасах. Они просто уничтожили бы его издалека, поэтому не было смысла оставаться”, – сказал Сергей Гайдай.

Это согласуется с российскими отчетами о захвате города, в который им удалось войти без сопротивления. На видео, обнародованных в соцсетях в воскресенье, видно, как чеченские боевики танцуют в центральных районах.

И им есть что праздновать. Захват Лисичанска означает, что Россия практически захватила всю Луганскую область, ключевую нынешнюю стратегическую цель вторжения президента Путина в Украину.

Так что это значит как для битвы за Донбасс – и для войны в целом?

Начнём с украинской точки зрения. Для них главное было не попасть в окружение, как это произошло в Мариуполе. Хотя защита украинцами южного портового города действительно замедлила продвижение россиян на многие недели, следствием этого стало убийство или пленение тысяч боеспособных солдат украинской армии.

Украина хотела избежать повторения любой ценой.

Об этом прямо заявил президент Зеленский в своем ночном обращении. “Мы отстроим стены, мы вернем землю, но больше всего надо спасти людей”, – сказал он народу.

То же самое говорит Сергей Гайдай: “Наши войска отошли на более укрепленные позиции… Мы пять месяцев держали оборону Луганщины. Пока эта оборона держалась, мы строили новые укрепления в Донецкой области. Сейчас войска пошли туда”.

Через несколько часов после падения Лисичанского советник президента Алексей Арестович даже назвал оборону Лисичанска и Северодонецка “успешной военной операцией”.

Учитывая, что над обоими городами сейчас развевается русский флаг, эта логика может показаться несколько искаженной – но он говорит о том, что они играли в длинную игру, выигрывая драгоценное время.

Чтобы понять эту логику нужно понять важность западного оружия для сопротивления Украины. Без поставок НАТО она оказалась бы в гораздо худшей ситуации, чем сейчас.

Чем дольше украинцы смогут задержать наступление России, тем более совершенные ракетные и артиллерийские системы смогут привлечь к бою.

Говорят, что уже действующие предоставленные США HIMARS кардинально изменяют баланс конфликта. Больше времени означает больше поставок, что в свою очередь склоняет чашу весов в их пользу, особенно ввиду того, что из-за санкций России будет трудно заменить отработанное оборудование и боеприпасы.

Теперь о том, что происходит с российской точки зрения. Их заявленная цель – захват, как они говорят, “освобождение” Донбасса. Взятие Луганщины делает эту цель на шаг ближе.

Значение этого события сегодня подчеркнул Путин, когда сделал командиров наступления “Героями России” – самой высокой наградой в стране.

Но что дальше? Кажется очевидным, что они будут пытаться захватить оставшийся Донбасс, особенно города Славянск и Краматорск – оба они были обстреляны в последние дни. Считается, что Славянск имеет особое значение для сепаратистов, поскольку он стал местом первых восстаний в 2014 году.

Но более широкая российская стратегия пока остается непонятной. Многое будет зависеть от состояния их сил, если им удастся захватить весь Донбасс.

Это сегодня косвенно подтвердил Путин, когда заявил: “Подразделения, принимавшие участие в активных боевых действиях и добившиеся успехов и побед на Луганском направлении, безусловно, должны отдыхать и наращивать свои боевые возможности”.

Если бы им удалось стремительно продвигаться, они могли бы попытаться продолжить свое наступление, чтобы захватить весь юг Украины.

Однако, если они настолько истощены, как прогнозируют многие аналитики, и как намекнул Путин, можно предположить, что он может объявить о прекращении “специальной военной операции”, как Россия называет эту полномасштабную войну.

Они могут надеяться, что одностороннее прекращение огня немного ослабит международную поддержку Украины, а некоторые страны – как Франция и Германия – возможно, даже будут настаивать на мире.

Украина, несомненно, продолжит борьбу, но без постоянного потока оружия линия фронта может стать замороженным конфликтом, подобно тому, как это было между 2014 и 2022 годами. Это устроило бы Россию, которая продолжила бы держать Украины в состоянии постоянной тревоги и беспорядков.

Пока ничего из этого нельзя сказать наверняка, поскольку обе стороны утверждают, что они имеют преимущество. Действительно, стоит отметить, что пока Украина отступает на Донбассе, она недавно добилась успехов, в частности, отвоевав остров Змеиный, где снова появился сине-желтый флаг.

Единственное, в чем мы можем быть уверены, что эта война не закончится в ближайшее время, и следующими от ее последствий пострадают жители Донецкой области.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-07-05