Изображение уничтоженных российских танков – разбитое шасси, разбитая башня, почерневшие и сожженные торчащие в небо стволы орудий – знаковый символ войны в Украине. В этой связи встает вопрос – современное противотанковое оружие не делает ли эту технику бесполезной на поле боя?
“Об этом начинают говорить каждый раз, когда очередной танк выводят из строя, – говорит Дэвид Вилли, куратор и преподаватель Танкового музея в Бовингтоне, штат Дорсет, который может похвастаться крупнейшей в мире коллекцией танков. – Поскольку танк является символом силы, когда он терпит поражение , люди приходят к выводу, что танкам конец”.
Почему Россия теряет в Украине так много танков
Мы смотрим, как основной боевой танк советской разработки Т72 заводит двигатели и с грохотом следует на заправку перед репетицией парада. По сути, это та же модель танка, как перешедшие границу Украины в феврале – и были массово уничтожены маленькими и ловкими группами хорошо обученных украинских пехотинцев с помощью беспилотников, “Джавелинов” и NLAWs.
“Важно не делать неправильных выводов из того, что мы наблюдали за последние несколько месяцев”, – говорит генерал-лейтенант армии США в отставке Бен Ходжес, который недавно командовал сухопутными войсками США в Европе.
“Российские танки, о которых идет речь, как правило, использовали непрофессионально, не имели поддержки пехоты и не имели сильных сержантов, как в армии США или Британии. Поэтому они стали легкой мишенью для украинских защитников”, – добавляет он.
Его взгляды разделяет бригадный генерал британской армии в отставке Бен Барри, ныне старший научный сотрудник международного института стратегических исследований, специализирующийся на сухопутных войнах.
“Поражение российского наступления на Киев показывает, что происходит, когда танки неумело используют силы, которые не могут вести общевойсковое сражение (совмещать танки с пехотой, артиллерией и авиацией) и имеют слабую материально-техническую базу.
“Компетентная боевая группа НАТО вытеснила бы пехоту, чтобы танки не попали в засады”, – добавляет он.
Танк – один из знаковых символов современной войны – имеет как критиков, так и защитников. Во время нагорнокарабахской войны 2020 танки Армении легко уничтожались азербайджанскими беспилотниками турецкого производства.
В Ливии эти же беспилотники TB2 Bayraktar нанесли серьезные потери силам генерала Хафтара, и в Сирии правительственные танки также стали жертвами турецких беспилотников.
На раннем этапе войны в Украине современные противотанковые управляемые ракеты, предоставленные Британией, США и другими странами, стали ключевым фактором в отражении российских бронетанковых колонн от Киева.
Но уже на втором этапе, в Донбассе, массовая российская артиллерия улучшила ситуацию, используя разрушительную огневую мощь, чтобы медленно пробиваться вперед.
В этом году Россия, по оценкам, потеряла более 700 танков – некоторые были уничтожены, другие – заброшены. Эти танки часто имели динамическую броню, которая выглядит как большая прямоугольная коробка. Она сконструирована таким образом, чтобы при попадании ракеты возникал небольшой взрыв, снижающий ее разрушительный эффект.
Но западные беспилотники и противотанковые ракеты способны избегать этой защиты, и преимущественно попадают в танк сверху по башне, где самая тонкая броня.
“Эта война стала звездным днем беспилотников, – говорит Бриг Барри. – Это значит, что беспилотники нужны для обороны – чтобы защищать от вражеских беспилотников. Также нужна классическая противовоздушная оборона низкого уровня, в том числе лазеры и электронные помехи”.
Есть кое-что, что может дать танкам будущее – это система активной защиты (APS). Она позволяет отразить все, что атакует танк, к моменту попадания.
“Существует два типа APS, средства для мягкого и жесткого уничтожения угрозы”, – объясняет Дэвид Вилли из Бовингтона.
Он делает паузу, пока рядом с нами танк Т72, подарок польской армии, выбрасывает синие выхлопные газы и грозно возвращает свою массивную 125-мм пушку в нашу сторону.
“Мягкое уничтожение означает электронные импульсы, которые могут помешать приближению ракеты. Жесткое уничтожение означает выстрелы в нее чем-то кинетическим – например пулями”, – объясняет он.
Эту тему тщательно исследовали израильские военные, особенно с 2006 года, когда их танки потерпели поражение от самодельных взрывных устройств Хезболлы и противотанковых ракет на юге Ливана.
Они разработали систему активной защиты под названием Trophy. Она работает с помощью радара для отслеживания приближающей угрозы ракет или беспилотников – затем вращающаяся пусковая установка на башне испускает поток взрывных снарядов, нейтрализуя их до того, как они поразят танк. Trophy или ее вид, скорее всего, станет стандартной системой защиты многих новейших западных танков.

“Прогресс в мерах противодействия беспилотникам снизит эффективность дронов, которые сейчас летают над полем боя в поисках легких целей”, — говорит генерал Ходжес.
Есть ли у танка будущее? Или он, как некоторые предсказывают, обречен оказаться на мусорнике?
“Всегда будет потребность в защищенном мобильном огневом оружии”, – говорит генерал Ходжес. Он прогнозирует недалекое будущее, где дистанционно управляемые беспилотные танки – по сути, бронированные беспилотные летательные аппараты – будут двигаться по полю боя в тандеме с танками с экипажем, увеличивая огневую мощь и одновременно уменьшая риск жизни.
“Я был солдатом пехоты и никогда бы не хотел участвовать ни в одном бою на любой местности без защищенной мобильной огневой мощи”, – говорит он.
Джастин Крамп, бывший командир танка британской армии, а ныне генеральный директор оборонной разведывательной фирмы Sibylline, согласен с этим.
“Танки обладают огневой мощью, мобильностью и стойкостью, которых просто нет у пехоты. Это гибкая платформа, которая может действовать днем и ночью, добираться до объекта и шокировать врага. Украина не восстанавливала бы свои танковые силы, если бы танки были не жизненно важными”. Они попросили вдвое больше танков, чем в Британии”, – говорит он.
Дэвид Вилли проводил обучение для британской армии, а в последнее время посещал украинских солдат.
“Важный не самый лучший танк, а самый лучший экипаж, – говорит он. – Самый дорогой комплект в мире не гарантирует победу. Жизненно важна вера в свое дело, и украинцы в свое дело верят”.





