Удары по мостам Херсона. Каково их значение для России и что дает ВСУ уничтожение переправ?

Прорыв российской армии из Крыма является едва ли не величайшим успехом ее попытки “блицкрига” в Украине. Штурмовые группы россиян уже в первые дни войны смогли продвинуться с полуострова на правый берег Днепра и захватить Херсон. 

Ключевым фактором успеха стал контроль за местными мостами, которые при наличии такого большого водного препятствия как река Днепр, имеют действительно стратегическое значение для скорости наступательных операций.

И хотя дальнейшее продвижение в Николаев украинская армия смогла остановить и даже отбросить россиян, свой плацдарм на днепровском Правобережье они сохранили.

Впрочем, с началом ударов ВСУ по мостам Херсонской области будущее этой группировки вызывает все больше вопросов. Особенно на фоне постепенного наступления ВСУ в Херсонской области.

Какое значение имеют мосты через Днепр и как их уничтожение может повлиять на бои за Херсонщину?

Днепр в Херсонской области имеет три переправы: Антоновский автомобильный мост (или просто “Антоновский мост”) возле Херсона, Антоновский железнодорожный мост в 6 км от него, а также дамба Каховского водохранилища в Новой Каховке еще в 70 км.

Ключевым для региона считается именно Антоновский мост – самый большой и самый близкий к столице области.

Построенный в 1985 году, он имеет 31 опору, 25 метров ширины и 1366 метров длины. Он пересекает сразу две реки: Днепр и его левый приток Конку.

Российская армия смогла захватить Антоновский мост на второй день войны – 25 февраля херсонская областная администрация сообщила, что “несмотря на отчаянные усилия украинской армии, к сожалению, потерян контроль над переправой в Херсон”.

Почему украинская армия не подорвала Антоновский мост в первые дни вторжения – одна из главных загадок того этапа войны (вместе с неподрывом переправы в Чонгаре).

Тем более что, по мнению большинства военных обозревателей, разрушение этих мостов входило в планы обороны юга Украины и отрабатывалось на учениях.

Есть много непроверенных версий предательства или каких-либо подобных действий силовиков. Даже во время освобождения от должности главы СБУ Ивана Баканова упоминали о провале на Херсонщине в первые дни войны и роли местного руководителя спецслужбы.

Хотя причиной того, что Антоновский мост уцелел 24 и 25 февраля, может быть и всеобщий хаос первых дней войны, а также интенсивное движение гражданских через него.

Дмитрий Дозорчий, командир танковой роты 59-й отдельной мотопехотной бригады, тогда оборонявшей мост, напоминает, что был шокирован действиями гражданских во время боев за переправу.

“Вот едет по мосту танк, открывает огонь по враждебным целям, а навстречу – легковушку: люди сигналят, мигают, руками машут, на телефоны снимают. Ехала фура, враг стрельнул, возможно, в наш танк целился, а попал в фуру. И вот она уже горит, а люди все равно едут, снимают все на телефон. И для меня это было шоком: здесь продолжаются активные боевые действия по разблокированию моста, а люди как на каком-то кинофильме в первом ряду на 5D”, – рассказывает танкист.

Каховскую ГЭС, плотина которой является другой переправой через Днепр в Херсонской области, россияне вообще захватили сразу 24 февраля – именно возле нее начинается северокрымский канал, разблокирование которого было одной из давних целей России.

“Мешок” для российской группировки

Первый удар ВСУ по Антоновскому мосту произошел 19 июля, затем повторился снова, а местные оккупационные власти заявили о вынужденном перекрытии переправы.

“Движение мы будем перекрывать. Мы найдем другие пути перехода через Днепр в город Херсон. Город не останется без сообщения с левым берегом”, – рассказал в разговоре с российскими медиа так называемый “замглавы” оккупационных властей Херсонщины Кирилл Стремоусов.

Еще раньше стало известно об обстрелах вблизи ГЭС в Новой Каховке.

“Антоновский мост и мост в Новой Каховке – это точки связывания, от которых зависит возможность ведения боевых действий российскими войсками на Правобережье. Это две ключевые магистрали, через которые российская армия угрожает Николаеву и Кривому Рогу”, – объясняет военный корреспондент Юрий Бутусов. эфире канала “Бутусов+”.

“После того, как будут уничтожены мосты, врагу будет очень трудно обеспечивать поставки своих войск на Правобережье понтонами. Это будет рискованно и пропускная способность понтонов гораздо меньше. Таким образом будут созданы условия для более активных действий украинских войск и можно будет освободить правобережную часть Херсонской области и подойти к самому Херсону и Новой Каховке”, – добавляет Юрий Бутусов.

Украинский офицер, служащий на южном направлении, на условиях анонимности подтверждает важность блокировки Антоновского моста сейчас.

“Если еще “режем” Новую Каховку – вся российская группировка будет в мешке. Без логистики им конец. Они понимают риск окружения и уже подтягивают понтоны”, – говорит военный.

“Но понтоны – это куча времени. Плюс, если мы достаем мост, то ударить по понтонам еще проще”, – отмечает он.

ВСУ спокойно достают в Новую Каховку и будут все больше брать переправу там под огневой контроль, говорит военный.

Аэродром Чернобаевка, на который еще в марте россияне, судя по всему, возлагали большие надежды на обеспечение херсонской группы авиацией из Крыма, после многочисленных обстрелов альтернативой мостам уже быть не может.

“В Чернобаевку если что-то из авиации прилетает, то всего на пару минут. Основной аэродром у них в Чаплинке”, – добавляет офицер. Чаплинка – поселок в 70 км к юго-востоку от Херсона, сейчас это глубокий тыл россиян.

А военный обозреватель и публицист Михаил Жирохов акцентирует внимание на том, что для украинской армии важно заблокировать и железнодорожный мост.

“Говоря только об Антоновском мосту и Новокаховской дамбе, нельзя забывать еще и о железнодорожном мосте – а в нынешних условиях он становится для россиян даже более важным, чем первые два, ведь известно, что логистика российской армии держится, прежде всего, на железнодорожных перевозках”, – говорит он.

Объезд

Однако офицер с южного направления указывает, что россияне сейчас боятся использовать железнодорожный мост из-за угроз ударов.

Блокировка обоих антоновских мостов – автомобильного и железнодорожного – ставит под угрозу херсонский гарнизон российской армии даже при условии, что дамба в Новой Каховке будет целая.

Кроме растяжения логистики на 70-километровый объезд только на правом берегу Днепра это создает новые вызовы для обеспечения россиян.

Железнодорожный мост в Херсоне

Ведь объездная дорога также проходит через реку – на этот раз Ингулец – через которую есть только один мост в селе Дарьевка.

Который так же может быть разрушен.

“А понтоны на Ингульке снести “Химарсамы” будет несложно”, – прогнозирует украинский офицер.

Уничтожение или огневой контроль?

В то же время уничтожение (а не повреждение) мостов, тем более мощных как Антоновский, – непростая задача для реактивной артиллерии.

“Объективно сейчас в ВСУ нет огневых средств, чтобы полностью уничтожить Антоновский мост. Все эти обстрелы, которые мы видим последние дни, носят не более чем упреждающий характер. Для реального уничтожения нужны не HIMARS с ракетами с 90-килограммовой боевой частью, и даже не “Точки У”. Здесь нужны массированные авиационные удары 500 кг бомбами”, – отмечает Михаил Жирохов.

“Даже россияне с их большими возможностями только с четвертого раза смогли уничтожить мост через Залив, да и то есть большие вопросы к результату”, – добавляет он.

“Поэтому, думаю, наше командование прекрасно понимает проблемность полноценного уничтожения моста и планирует только взять под огневой контроль все три моста, чтобы таким образом перекрыть снабжение”, – предполагает военный обозреватель.

Тезис об “огневом контроле” (другими словами – возможность обстреливать) мостов как цель ВСУ фактически подтвердил советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович в недавнем эфире на канале “Фейгин Live”.

По его словам, обстрелы Антоновского моста были направлены не столько на уничтожение, сколько на “препятствование движению грузов, вооружений, военной техники и живой силы”.

“Конечно, остались железнодорожный мост и Новая Каховка, но мы же показали: ребята, это все под огневым контролем ВСУ”, – объяснил Алексей Арестович.

“В Каховке дамба, ее так просто не развалишь. Но там можно взять под огневой контроль все, что двигается. Как только оно задвигалось – по нему полетело. И желающих двигаться будет все меньше. А самое главное – это очень усложнит это движение”, – добавил советник главы офиса президента Украины.

А херсонский журналист Иван Антипенко пишет о символическом значении ударов по Антоновскому мосту: “Успешные действия ВСУ вокруг моста и удары по российским складам обладают серьезным психологическим эффектом пропаганда лжет об этом”.

Вместе с тем, разрушение Антоновского моста теоретически усложнит возможности для украинской армии наступать на левый берег Днепра на Херсонщине, если ей действительно удастся отразить Правобережье.

Впрочем, российская армия при отступлении и без того, вероятнее всего, подорвет переправу.

“Конечно, есть минус в том, что Антоновский мост потом надо будет восстанавливать. Но плюсов (его блокировка) больше – это возможность довести россиян до сдачи в плен и уберечь Херсон от разрушения”, – считает воюющий украинский офицер на юге.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-07-22