В это воскресенье в Италии пройдут парламентские выборы, по итогам которых правительство впервые в истории страны может возглавить женщина – лидер партии “Братья Италии” Джорджа Мэлони.
Оппоненты обвиняют ее в ультраправых убеждениях и попытке развалить ЕС, напоминают об увлечении идеями Муссолини в молодости.
Она открыто объединяет альянс с пророссийскими итальянскими политиками и дружбу с венгерским премьером Орбаном с публичной поддержкой Украины и увлечением защитниками Мариуполя.
Для Украины эти выборы имеют большое значение, поскольку за последние месяцы итальянское правительство во главе с Марио Драги стало одним из союзников Украины, оказало существенную военную и гуманитарную помощь. Это было неожиданностью для многих украинцев, ведь после лет широкого сотрудничества с Россией и попытки учесть ее позицию Италия продемонстрировала масштабную поддержку Украины.
Поэтому для Украины важно, кто будет руководить итальянским правительством после Драги и продолжит ли оно оказывать Украине помощь, поддерживать присоединение к ЕС.
Италия сначала войны предоставила Украине большую гуманитарную помощь, 400 млн. финансовой поддержки, в частности, 200 млн. евро кредита под нулевой процент на зарплаты учителям, выделила 900 млн. евро на прием украинских беженцев.
К концу августа в Италию приехали 159 тысяч украинских беженцев, 150 тысяч из них подали заявки на получение временной защиты. 60% украинских беженцев – 61 тысяча взрослых и 33 тысячи несовершеннолетних получили помощь в 300 евро и 150 евро в месяц в течение трех месяцев, сообщало IlSole24Ore.
Также Италия, которая всегда в своей политике в Восточной Европе рассматривала позицию Москвы, на этот раз открыто помогла Украине оружием.
Уже в конце февраля правительство Италии приняло решение поставить Украине ПЗРК Stinger, минометы и противотанковые комплексы “Милан”, крупнокалиберные пулеметы Браунинг и легкие пулеметы. Объем первого пакета помощи составлял 100–150 млн евро.

Кроме того, в Украину направили каски, бронежилеты и устройства обнаружения мин.
22 апреля вышел второй секретный декрет о поставках вооружений Украине.
13 мая газета La Reppublica сообщила, что в третьем пакете вооруженной помощи Украине могут быть прицепные гаубицы FH70 (с радиусом действия более 20 километров) и бронированные внедорожники Iveco Lince, малоуязвимые для мин. Летом эти гаубицы и внедорожники уже находились на вооружении ВСУ.
Две партии правительственной коалиции – Лига во главе с Маттео Сальвини и “Движение пяти звезд” Джузеппе Конте – с мая критиковали поставки оружия Украине. Однако и третий оружейный пакет Украина получила.
В конце концов, поставки оружия повлекли за собой конфликт между Драги и боссами партий, которые формировали коалицию, и стали одним из факторов отставки итальянского правительства в июле и объявления досрочных выборов 25 сентября.
Несмотря на это, продолжающее исполнять обязанности правительство Драги 31 июля предоставило Украине новый пакет военной помощи, содержание которого не разглашалось.
Не менее важна была поддержка Италией Украины на политическом уровне. В июне Марио Драги приехал в Киев вместе с канцлером Германии Олафом Шольцем и президентом Франции Эмманюэлем Макроном, где они объявили о поддержке Украины к победе и высказались за предоставление ей статуса кандидата в члены ЕС.
Итальянские эксперты отмечают, что Марио Драги сыграл ключевую роль в этой поездке.
“Лидером этой сильной позиции ЕС был именно Марио Драги”, – считает редактор итальянского журнала Linkiesta Кристиан Рокка.
По его мнению, Драги проявил себя настоящим лидером ЕС и являлся одним из двигателей принятия санкций против России.
“Министр финансов США Джанет Елен звонила ему в начале войны, чтобы обсудить, как можно заморозить активы российского центробанка за рубежом, и Драги, ранее бывший президентом Евроцентробанка, через 5 минут придумал, как это должно произойти”, – говорит Кристиан Рокка.
“Драги сделал отличную работу, лучшую в тех условиях. Он твердо придерживался своей позиции и был настоящим “человеком с силой воли” в Европе по войне”, – отмечает итальянский политолог Витторио Эммануэле Парси.
По его мнению, Драги сумел хорошо аргументировать для итальянцев необходимость поддержки Украины, в частности оружием.
“Он был непреклонен даже на фоне запутанных разговоров Папы Римского. Он придавал Италии позицию, которой страна сама по себе не имела”, – отмечает Витторио Парси.
Но кто будет руководить Италией после него?
Правые в шаге от власти
Согласно всем опросам, в предвыборной гонке сейчас лидирует правый альянс, состоящий из четырех партий.
Недавний опрос BiDiMedia показывает, что партия Джорджи Мэлони “Братья Италии” может получить 25,8%, партия “Лига” во главе с Маттео Сальвини – 11,8%, партия “Вперед, Италия” во главе с Сильвио Берлускони – %, и небольшая партия “Мы умерены” – 1,4%. У них есть общая программа и договоренность о формировании правительства после выборов.
Как отмечает преподаватель Миланского университета Ярина Груша-Поссамай, правые воспользовались склоками в рядах центристов – Демократической партии и “Действие – Живая Италия”. Эти либеральные партии активно поддерживают Украину, но после выборов могут оставаться в оппозиции.
Джорджа Мэлони, возглавляющая “Братьев Италии”, занимается политикой из школы и ей до сих пор вспоминают молодость. В 15 лет она вступила в “Молодежный фронт” ультраправой партии Итальянское социальное движение, а позже стала президентом студенческого отделения Национального альянса – преемника Итальянского социального движения. Тогда же в 90-е она дала интервью, в котором назвала Муссолини “хорошим политиком”, потому что он “все делал для Италии”.
В 2008-2011 годах была министром молодежи в последнем правительстве Сильвио Берлускони. В последние несколько лет она стала наиболее популярной среди правых избирателей – не в последнюю очередь из-за своей оппозиции на протяжении последних 10 лет и усталости итальянцев от традиционных правых.
Мэлони 2008 года стала самым молодым министром в истории страны благодаря назначению со стороны Берлускони.
“Для итальянцев голосование за Мэлони – это голосование за что-то новое. В 2018 году они также голосовали за Движение 5 звезд, популистов, выступавших против истеблишмента”, – объясняет Ярина Груша-Поссамай.
Но в отличие от Движения 5 звезд, за 5 лет у власти потерявших большинство своих избирателей, партия Мэлони опирается на четкую идеологию. Это консерватизм, поддержка традиционной семьи и евроскептицизм – без призывов покинуть ЕС, но с критикой евробюрократии и поддержкой Виктора Орбана.
“Есть большая вероятность, что Джорджа Мэлони станет премьером. Но ей нужно согласовать коалиционное соглашение, должности министров с другими партиями. Трудно представить, как будет формироваться это правительство, потому что Берлускони и Сальвини будут продвигать свои взгляды, а последний мечтает возглавить правительство”, – считает Виктория Вдовиченко.
Изменится ли политика в отношении Украины?
Витторио Эмануэле Парси отмечает, что война России против Украины не была среди ключевых тем во время предвыборной кампании. Итальянцев больше интересовали экономические проблемы, налоги, инфляция, цены на энергоносители, дискуссии вокруг традиционной семьи и ЛГБТ, демографический кризис и миграция.
Хотя война России и Украины до сих пор беспокоит большинство итальянцев, а вопросы санкций и поставок оружия раскалывает общество.
Опрос Ipsos 25-27 июля показал, что войной обеспокоены 75% итальянцев, однако только каждый десятый считает, что она может перерасти в новую мировую.
Украина имеет большую поддержку в итальянском обществе, чем Россия – 44% против 9%, однако 47% итальянцев в этом опросе назвали себя равноудаленными.
43% итальянцев санкции против России поддерживали, 38% выступали против, 19% затруднились ответить.
Ранее, в мае был опрос Demopolis, показавший, что 45% итальянцев выступают против поставок оружия Украине, 42% – “за”, 13% не определились. Среди избирателей партий поддержка поставок выглядела так: Демократическая партия – 60%, “Вперед, Италия” Берлускони – 48%, “Братья Италии” Мелони – 43%, “Движение 5 звезд” – 35%, “Лига” Сальвини – 34%.
На выборах в общей программе четырех партий, составляющих правую коалицию, прописана поддержка Украины, но в то же время поиск дипломатического разрешения конфликта:
“Уважение к обязательствам, взятым перед НАТО, также в этом отношении корректировка оборонных ассигнований, поддержка Украины на фоне вторжения РФ и поддержка любой дипломатической инициативы, направленной на разрешение конфликта”.
По мнению Витторио Парси, которая Мелони поддерживает координацию со США и НАТО политики по войне, но ей могут мешать.
“Вопрос в том, сделает ли Маттео Сальвини все возможное (хуже всего, на самом деле), чтобы воспрепятствовать этой позиции. Я думаю, что он будет работать с самого начала, чтобы взорвать правительственную коалицию. Это не только из-за его лояльности к Путину. Он не хочет” принимать лидерство г-жи Мэлони, потому что она размывает его избирателей”.
Разница в отношении Мелони и Сальвини и Берлускони к России и Украине достаточно заметна.
“Вторжение в Украину является агрессией против Европы, демократии и суверенитета наций. Мы отдаем себе отчет, что наше будущее и наша свобода также зависят от мужества украинского народа противостоять российскому неоимпериализму”, – заявила партия 22 марта.
Соучредитель этой партии эксминистр обороны Иньяцио ла Русса в марте заявил, что Украине нужно оружие, потому что “солидарность не может быть только на словах” и отметил, что сейчас Запад исправляет ошибки 1968 года в Чехословакии и 1956 года в Венгрии, когда западные страны не предотвратили советской интервенции, сообщает affaritaliani.
В одном из последних своих сообщений в фейсбуке Джорджа Мэлони написала о том, что увлекается погибшими защитниками Мариуполя Виталием и Аллой Таранами: “Они скрепили свою любовь под бомбами, храбро сражались до конца, защищая Мариуполь, чтобы обеспечить лучшее будущее для своей земли и своего ребенка”.
Мэлони предостерегала, что поражение Украины в войне может привести к невиданному усилению Китая.
“Если Украина капитулирует, то настоящим победителем завтра станет не путинская Россия, а капиталистически-коммунистический Китай Си Цзиньпина. Запад стал бы значительно ослабленным, а внутри Запада слабее, то есть Европа, оказалась бы подчиненной Китаю. И я не хочу оказаться под властью коммунистического Китая, мои друзья”, – объяснила лидер “Братьев Италии” в своем апрельском выступлении, сообщает Secolo d’Italia.
В августе Мэлони подверглась критике после публикации видео, на котором африканский мигрант в Италии насилует украинскую женщину. Она опубликовала заблюренное видео в твиттере, заявив, что не может молчать, когда происходит такое жестокое сексуальное насилие. Твиттер видео удалил.
Через несколько недель, очевидно, намекая на Польшу и Украину, Мелони отметила, что страны Восточной Европы важны для ЕС, чтобы противостоять экспансионизму и миграции.
“Для меня актуально учение Иоанна Павла II: Европа должна дышать двумя легкими, западной и восточной. А на востоке есть страны, которые, освободившись от советского ига, больше всего подвергаются экспансионистским целям Путина и делают то, что требует ЕС по управлению миграционными потоками: защищают внешние границы”, – пояснила Мэлони в интервью Avvenire.
Накануне выборов однопартиец Мелони Адольфо Урсо, одновременно являющийся председателем комитета парламента Италии по безопасности, совершил визиты в Варшаву, Киев и Вашингтон, чтобы заверить в поддержке Украины, Польши и НАТО.
“Я заверил Андрея Ермака… и Дмитрия Кулебу в том, что Италия выполнит свои обязательства на этом очень сложном переходном этапе и, тем более, с новым правительством”, – заявил Урсо в интервью Il Gazettino.
Он отметил, что внешняя политика Драги будет сохранена, как и санкции против России, чтобы вынудить остановить войну.
Но у потенциальных партнеров Мэлони по коалиции – Сальвини и Берлускони – совсем другой взгляд на Россию.
Лидер партии Маттео Сальвини неоднократно выступал против санкций в отношении России из-за аннексии Крыма и даже надевал футболку с изображением Путина в Европарламенте.
В 2018 году МИД Украины даже выразил протест из-за крымских заявлений Сальвини, на тот момент министра иностранных дел, в интервью The Washington Post.
“Был референдум, и 90% людей проголосовали за возвращение Крыма в состав Российской Федерации”, – сказал Сальвини в ответ на ремарку журналиста о незаконности псевдореферендума в 2014 году.
“Сравните его с фальшивой революцией в Украине, которая была псевдореволюцией, финансируемой иностранными государствами, подобно арабским революциям. Есть некоторые исторически русские зоны с русской культурой и традициями, законно принадлежащими Российской Федерации”, – заявил политик.
После начала полномасштабной агрессии Сальвини осудил нападение России, но уже в мае начал выступать против поставок оружия Украине.
Берлускони является давним другом Путина, и именно при его правлении возросла зависимость Италии от российских энергоресурсов. В 2015 году он встречался с Путиным в Крыму и пил с ним вино 240-летней давности из коллекции захваченного россиянами украинского госпредприятия Массандра. После этого СБУ на 3 года запретила Берлускони въезд в Украину.
Он тоже осудил Путина за войну, но уже 20 мая заявил: “Я считаю, что объединенная Европа должна сделать предложение о мире, чтобы вынудить украинцев принять требования Путина”.
Сможет ли Украина убедить новое правительство Италии больше поддерживать Украину?
Кристиан Рокка сомневается, что это получится, если правительство будет формировать право.
“Мелони поддерживает Украину, потому что умнее Сальвини и должна выглядеть серьезной кандидаткой на должность премьер-министра”, – считает он.
По его мнению, побуждают потенциального премьера поддерживать Украину связи с правящей в Польше партией “Право и справедливость” Ярослава Качиньского, которая решительно выступает против России и доминирует в Европейской партии консерваторов и реформистов. Мелони является руководителем этого объединения консервативных партий разных стран Европы.
Виктория Вдовиченко отмечает, что важно, кому достанутся ключевые должности – министров иностранных дел и обороны, потому что они выполняют основную работу в поддержку Украины, но кардинальный разворот политики навстречу России маловероятен.
“Италия обращает внимание на мнение еще нескольких партнеров – ЕС с Францией и Германией, США, сложно будет объяснить разворот. Проблема лишь в том, что политику санкций против России не объясняют избирателям и это влечет за собой насилие, особенно в локальных медиа. Будет ужесточение протестных движений. . Важно, удастся ли провести диверсификацию энергоресурсов, меньше зависеть от России”, – ожидает она.
По мнению Кристиана Рокки, идеальный вариант для Украины только один.
“Лучшее, что может произойти для Украины – это если каким-то образом создадут второе правительство Драги. Все возможные варианты без Драги – для Украины хуже, чем с ним. Я не могу сказать, что правые партии – враги Украины, но Сальвини – ключевой человек для путинской пропаганды в Европе, а Берлускони – личный друг Путина, этим все сказано”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.