Смертельные “Ланцеты”. Откуда в России появилось это “чудо-оружие” и насколько оно опасно

В последние недели Россия начала активно применять против украинских войск свои новейшие ударные беспилотники. Особый восторг в российских СМИ вызывает массовое использование новейшего дрона-камикадзе “Ланцет”. Они уже называют его фактором, который “кардинально изменит ситуацию на фронте”. 

“Ланцет” (в медицине так называется прототип скальпеля – острый инструмент для разрезания нарывов) как и его более известный собрат “Куб” – это баражирующие боеприпасы, то есть дроны, способные длительное время кружить в воздухе, отслеживать цель и атаковать ее, стремительно пикируя вниз.

Название от медицинского инструмента беспилотник получил за свою “хирургическую точность”.

Максимальная скорость дрона-камикадзе последней модификации (“Ланцет-3”) составляет 110 км/ч при горизонтальном полете и 300 км/ч при атаке на цель. Дальность действия – 40-50 км. Сам БПЛА весит около 12 кг, из которых боевая часть (осколочно-фугасная) – до 5 кг. Такой аппарат может быть в воздухе около часа.

Большое количество видео удачных применений “Ланцетов” на поле боя в Украине начало появляться в телеграмм-канале российских военных блоггеров и журналистов в конце октября-начале ноября текущего года.

Кроме того, министерство обороны России в своих отчетах тоже делает акценты на “удачном применении” этого аппарата и называет его “самым эффективным российским БПЛА”.

В командовании украинских воздушных сил также признают, что недавно такие дроны появились на украинском фронте в “широком использовании”.

“Ланцет” был представлен только в 2019 году, а о серийном производстве его в РФ вообще отсутствует

Новое чудо-оружие?

Понятно, что больше всего одобрительных эпитетов получает российский беспилотный прежде всего от военных обозревателей и экспертов из РФ.

Так, эксполковник генштаба РФ Михаил Ходаренок прямо заявляет, что “Ланцет” значительно превосходит свой американский аналог – баражирующий беспилотник Switchblade-600.

В частности, за счет необычного размещения крыльев (они у русского дрона Х-образные, а не прямые) он вроде бы имеет преимущества при маневрировании и пикировании.

Российский эксперт обращает внимание, что дрон-камикадзе часто используется в паре с российским разведывательным БПЛА “Орлан”. Он определяет цель, а Ланцет ее поражает.

Обычно таким образом войска РФ пытаются вывести из строя зенитно-ракетные системы (ЗРК) противника.

Он считает, что таким образом РФ сможет в ближайшем будущем преодолеть украинскую ПВО.

“Конечно, некоторое количество ЗРК “Бук” и “Оса-АКМ” в ВСУ еще сохраняется, и это доставляет определенные неудобства летчикам. Но увеличение доли БЛА “Ланцет” и “Куб” у линии столкновения рано или поздно исключит их работу, а там и основная авиация присоединится”, – прогнозирует он в сообщении на своем телеграмм-канале.

Россиянин уверен, что самое эффективное использование Россией ударных дронов – “самая большая проблема” для Киева сейчас.

Этот свой тезис он подтверждает информацией о предоставлении Германией партии антидроновых систем 16 ноября для украинской армии.

“Если открыть список (помощи от Германии), то мы можем убедиться, что больше “болит” в ВСУ. 10 датчиков и глушилок для защиты от БПЛА пригласили. Это означает, что “Герани” (иранские дроны Shahed, которые РФ маркирует как” Герань”, – Ред.) и “Ланцеты” причиняют Киеву реальную головную боль”.

Ежедневно видео применения “ланцетов” выкладывает российский военкор ВГТРК Александр Сладков.

Он является одним из топ-пропагандистов войны в РФ и, в частности, занимался допросами украинских военнопленных.

На своем телеграмм-канале, где более 1 млн подписчиков, с начала ноября он регулярно выкладывает видео с российскими ударными беспилотниками.

Сладков указывает, что в последнее время “значительно усилился контент”, связанный с применением “Ланцетов”.

Военкор также отмечает, что эти дроны уничтожают технику ВСУ, например гаубицы М777, “пачками” и “одна за другой”.

“Для “Ланцета” авторитетов нет”, – радуется россиянин.

Российский провластный телеграмм-канал “Рыбарь” (издание The Bell установили, что его владельцами могут быть московский программист Денис Щукин и находящийся под санкциями США военный корреспондент Аббас Джума за причастность к поставкам иранских БПЛА) даже подсчитал, что за месяц (из 13 октября до 12 ноября) “Ланцеты” вроде бы уничтожили и повредили 11 украинских гаубиц, 7 танков, 7 самоходных артустановок, 6 бронемашин, 4 ЗРК и 5 РЛС, 3 пусковые установки системы С-300 и один бронекатер.

Что касается противодействий этим дронам, то минобороны РФ самоуверенно заявляет, что это почти нереально: “Благодаря противолазерной защите перехватить или уничтожить БПЛА практически невозможно”.

Сбитый 17 июля “Ланцет” в Запорожье

Однако в Вооруженных силах Украины есть другое мнение. Так, первый экземпляр такого БПЛА украинские силы сбили в середине июля в Запорожье и выложили фотодоказательство. Еще один российский дрон-камикадзе был сбит через неделю в Николаевской области при попытке атаковать радиолокационную станцию.

В октябре Воздушные силы ВСУ сообщили, что смогли сбить 2 “Ланцета” с помощью истребителя.

Действительно ли они так опасны?

“Ситуация изменилась. Сегодня у нас уже нет преимущества в беспилотниках. Особенно в ударных. И здесь вопрос не качества, а в количестве”, – так ситуацию на фронте в начале ноября охарактеризовал командир подразделения аэроразведки ВСУ, специалист по разработке дронов Юрий Касьянов.

Проблема, по его мнению, в значительном дефиците БПЛА, особенно ударных, в украинской армии. А это в свою очередь связано с тем, что в Украине, в отличие от РФ и Ирана, так и не был запущен процесс массового производства дронов.

Заявления украинских деятелей о неспособности Москвы запустить в серийное производство оружие такого типа без иностранной электроники эксперт называет проявлением “ура-патриотизма и пренебрежительного отношения к противнику”.

“Мы потеряли инициативу в беспилотниках. Противник уже начал массово применять дроны-камикадзе типа “Куб” и “Ланцет”, а мы все делаем с опозданием”, – объясняет он.

Украинский танк в объективе российского разведывательного дрона. Через секунду он будет поражен беспилотником “Ланцет”

По его словам, украинская армия с начала войны действительно была насыщена “бытовыми” дронами, которые перестроили под военные задачи. Но промышленное производство специализированных ударных БПЛА пытается запустить только сейчас.

Помощи от западных партнеров на этом треке тоже немного. Израиль, производящий подобные БПЛА, принципиально не поставляет Киеву летальное оружие, а у США нет необходимого количества, чтобы предоставить большую партию ВСУ.

Что касается эффективности российских дронов-камикадзе, то эксперт обращает внимание на небольшой размер боевой части и малую дальность их работы.

К примеру, “Куб” работает на дальности 10-20 км и несет боеприпас до 3 кг.

“Обычно он используется не для поражения техники, а для подавления огневых точек противника, уничтожения личного состава или небронированной техники, например, грузовиков”, – говорит Касьянов.

Схожие параметры имеет и “Ланцет”. Его боевая часть 3-5 кг, а дальность полета – примерно 40 км.

Это значительно контрастирует с параметрами иранского Shahed-136 (он же “Герань-2”), который РФ массово применяет в атаках на Украину. Его боевая часть в 10 раз больше, чем у “Ланцеты”, а дальность полета составляет почти полторы тысячи километров.

Однако Юрий Касьянов отмечает, что эти БПЛА не стоит сравнивать, потому что они выполняют кардинально отличные задачи. Если иранский дрон используется для поражения крупных инфраструктурных объектов в глубине территории противника, то “Ланцет” – беспилотник поля боя, работающий по отдельным РЛС или ЗРК непосредственно у линии фронта.

“Это совершенно разные классы. Это все равно что сравнивать крылатую ракету и пилотируемый истребитель. Это совершенно разное оружие и совершенно разные методы ведения войны”.

Что касается влияния российских дронов-камикадзе на ход войны в Украине, то собеседник ВВС достаточно осторожен в оценках.

“Я считаю, что применение БПЛА типа “Ланцет” на поле боя безусловно дает определенные преимущества противнику, – говорит он. – Но в то же время я не могу сказать, что применение такого рода оружия может как-то кардинально отразиться на ходе и характере войны. Нет, это не повлияет на результат войны”.

Касьянов отмечает, что есть разные методы противодействия таким БПЛА, например, уничтожение его на земле, вместе с оператором и станцией наведения.

Откуда в России “Ланцеты”?

То, что в России вообще появился беспилотный боражирующий боеприпас – это результат самодеятельности компании ZALA Aero, которая занимается беспилотниками с середины 2000-х годов.

Однако баражирующими боеприпасами они занялись только в 2010-х. Как рассказал российский эксперт, пожелавший остаться неназванным, такие дроны не интересовали министерство обороны России, а коммерческие компании, понимая, что военные этим не заинтересуются, не занимались такими разработками.

ZALA Aero, которая сейчас входит в состав группы компаний “Калашников”, начала разрабатывать баражирующие боеприпасы, рассчитывая на экспортные поставки. “Ланцет” – не первый их продукт, к нему был выпущен дрон “Куб”, который сейчас также использует российская армия.

“Куб” в 2019 году был представлен на выставке в Абу-Даби. Премьера “Ланцета” состоялась летом 2019 года на выставке “Армия” в Подмосковье, причем на стенде “Калашникова” тогда это был главный экспонат.

Тем не менее, как отметил российский эксперт, российская армия заинтересовалась дронами-камикадзе только после того, как их опробовали в Сирии.

Судя по публикациям в российской прессе, хотя испытания и продемонстрировали эффективность БПЛА, это не привело к запуску их в производство – они показались достаточно дорогим оружием, для которого в Сирии не всегда находились столь важные цели, которые нельзя было поразить другими средствами, например, артиллерией.

Иностранная “начинка”

Загадкой остается “начинка” русских дронов. Скепсис экспертов о возможности РФ собственноручно производить все комплектующие для них имеет свои основания.

В основном потому, что еще недавно сами российские производители говорили об отсутствии у них такой возможности.

Поэтому Юрий Касьянов считает, что “Ланцеты” на 80% состоят из китайских комплектующих, но финальная сборка и настройка проходят на российских заводах.

Но он допускает, что микросхемы для них также вполне вероятно производятся в РФ.

“Они могут их делать вечно, по крайней мере, пока Китай будет продавать им комплектующие”.

В то же время, говорит он, РФ уже начала сама осваивать процесс производства электромоторов и аккумуляторов для БПЛА, ранее закупаемых у китайских поставщиков.

Не так давно, в апреле 2021 года в интервью интернет-изданию Gazeta.Ru глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов сказал, что разработку и строительство небольших партий беспилотников в России наладить можно, но с запуском их в широкое производство будут проблемы. связаны прежде всего с иностранными комплектующими. По его словам, в “Ланцете” они с высокой вероятностью.

“При серийном производстве и насыщении войск в нужном количестве этого типа БПЛА мы столкнемся с серьезными вызовами. Возможно, следует подумать и о закупке за рубежом некоторых позиций и технологий”, – сказал Пухов.

Слабое место всех российских беспилотников – отсутствие в массовом производстве небольшого надежного двигателя внутреннего сгорания. В “Ланцете” используется электродвигатель, но его происхождение на самом деле неизвестно.

В октябре в интервью “РИА Новости” глава НПО “Андроидная техника” Евгений Дудоров сказал, что “сегодня большинство российских беспилотников самолетного и коптерного типа используют электродвигатели импортного производства (в основном – Китая и стран Евросоюза)”, и что его компания занялась разработкой таких моторов.

Судить о том, сколько “ланцетов” может построить Россия, сложно – эта информация засекречена. По идее, некоторые элементы этого баражирующего боеприпаса производитель может получать из-за границы.

Серийное производство беспилотников в России началось недавно. К примеру, завод компании “Кронштадт” по производству крупных беспилотников “Орион” был построен только в прошлом году, пишет военный блог BMPD, связанный с Центром анализа стратегий и технологий.

Беспилотник “Куб” год назад только прошел государственные испытания, пишет “Вестник ПВО и ВКС”.

Представленные в 2019 году “Ланцеты”, судя по комментариям в российской печати и блогосфере, начали появляться в войсках на фронте только в конце лета-начале осени. Руководитель “Ротсеха” Сергей Чемезов говорит, что российские предприятия готовы его поставлять в “необходимых количествах”, если будет заказ.

Однако в конце августа российские телеграмм-каналы цитировали слова главного конструктора ZALA Aero Александра Захарова, который жаловался на нехватку производственных мощностей, а также предлагал занять под строительство беспилотников торговые центры.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-11-18