По последним данным, один миллион украинцев бежали в Германию с начала полномасштабного вторжения России в феврале.
На старом аэродроме в окрестностях Берлина около тысячи человек ночуют в гигантских палатках с подогревом. Немецкая столица пытается должным образом разместить украинских беженцев.
С приближением зимы и атаками России на энергетическую инфраструктуру Украины, власти Германии поспешно готовят новые убежища. По их оценкам, в страну может приехать еще около 10 000 украинских беглецов.
По последним данным, с начала войны в Германию сбежали миллион украинцев, и многие из них вряд ли вернется к дому сразу после окончания войны.
В стране вспоминают 2015 и 2016 годы, когда примерно такое же количество беженцев искало здесь убежища.
Как и тогда, Германия поначалу приняла беженцев тепло. Но теперь растет обеспокоенность тем, как лучше расселить такое большое количество людей.
В Берлине около 100 украинцев ежедневно прибывают в главный городской центр приема беженцев, расположенный в терминале переоборудованного бывшего аэропорта.
Рабочие в ярких накидках ведут их мимо заброшенных багажных карусели в старые залы отправления, где теперь расставлены раскладные столики.
Здесь есть и еда, и медицинская помощь, и кровать на несколько ночей.
Центр создан как временный, незнакомцы спят на кроватях в общих кабинках или палатках.
Но многие здесь останутся дольше; становится все труднее найти постоянное жилье в Берлине, отправлять людей в другие части Германии тоже становится труднее.
Теперь Германия размещает многих беженцев в бывшем берлинском аэропорту Тегель.
Операционный менеджер Клео Тюммлер признает, что это вызов: “Наш центр рассчитан на то, чтобы заботиться о людях в течение нескольких дней. Но иногда им приходится оставаться здесь на две недели, возможно, на три недели”.
Несмотря на материально-технические трудности в центре царит спокойная атмосфера.
Тюммлер и его коллеги, похоже, стремятся сделать жизнь здешних людей максимально легкой и комфортной.
Они стараются приспособиться к нуждам гостей. Они купили стиральные машины, пытаются обеспечить немного развлечений и расширяют образовательные возможности для 300 детей в центре, некоторые из которых учатся через видеосвязь со своими украинскими школами.
Научились, говорят здесь, опыту 2015 года. Но такое позитивное настроение царит не всюду.
Один политик из северо-западной Германии, Фредерик Пауль, недавно опубликовал редакционную статью в национальной газете, в которой предупредил, что общинам, таким как его, “массово угрожает” большое количество украинских беженцев, а искателей убежища становится все больше.
Число ищущих убежища действительно возросло, главным образом из-за выходцев из Сирии и Афганистана.
Фредерик Пауль говорит, что ситуация напоминает атмосферу во время кризиса мигрантов, когда сначала теплый прием сменился ожесточенными национальными дебатами относительно того, какую поддержку немцы могут и должны оказывать ищущим убежища.
Он повторил комментарии, сделанные в начале года Мартиной Швайнсбург, окружным советником из Тюрингии, которая сказала, что ее регион полагался на частных арендодателей для размещения украинцев – сначала преимущественно женщин, детей и пожилых людей – но теперь они не желают этого делать.
По ее словам, общественность все чаще против передачи школьных спортивных залов под экстренное размещение.
“Наши возможности исчерпаны, – сказала она. – Мы загнаны в угол”.
Настроение становится все более мрачным. В этом году власти зафиксировали 65 нападений на жилье беженцев, что значительно больше, чем в 2021 году.
А недавний опрос, проведенный национальным вещателем, показал, что обеспокоенность по поводу иммиграции за последний год возросла. 53% опрошенных были озабочены тем, что слишком много людей приезжает в Германию. Эти цифры на 11% больше, чем в сентябре 2021 года.
Такие опасения и социальный раскол – именно то, чего Путин добивается, обстреливая украинскую инфраструктуру, чтобы сделать Украину непригодной для жизни и загнать еще больше граждан в Европу.
Это станет испытанием на толерантность немецкого правительства, которое пришло к власти с гораздо более либеральным отношением к беженцам, чем его предшественник.
Не вернутся домой после войны
В то же время странам, которые принимают украинских беженцев, таких как Германия и Польша, советуют подготовиться к тому, что украинцы останутся у них “на годы” и после окончания войны. Об этом сказала, например, вице-президент Еврокомиссии Дубравка Шуйца в интервью немецкому вещателю RND.
“Ключевой проблемой является то, что эти семьи думают, что уедут домой на следующий день после войны. Но они еще не уедут домой. Их школы разрушены, их дома разрушены, их работы потеряны”, – заявила представитель Еврокомиссии.
Вместе с тем, вице-президент Еврокомиссии по демократии и демографии, в сфере ответственности которой надзор за соблюдением прав детей в ЕС, призвала европейцев не прекращать поддержку украинцев.
“Мы не должны проявлять признаки усталости, это не выход. Мы должны сделать все возможное – на уровне Европейского Союза, а также на уровне государств-членов, таких как Германия, – чтобы помочь сбежавшим украинским детям чувствовать себя как дома”, – заявила представитель Еврокомиссии.
Она также призвала граждан ЕС, принявших украинских беженцев, с пониманием относиться к трудностям.
“Да, у нас ухудшились стандарты, когда мы говорим о количестве детей в садах и школах. В классе уже не 15 или 20 детей, а 35. Как бывший учитель, я знаю, что это проблема. Но речь идет о проявлении солидарности”, – заявила представитель ЕС, добавив, что европейцы должны понять, что “есть стандарты, которые невозможно восстановить, пока не прекратится война”.
Дубравка Шуйца также согласилась с тезисом журналиста, что с наступлением зимы и усилением российских обстрелов европейские страны увидят увеличение количества беженцев из Украины: “Кто это выдержит? Я это вполне понимаю”, – сказала она.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.