“Вот с той стороны от нас – Беларусь”, – показывает направление нового возможного наступления на Украину с позиции своего кабинета в Чернигове Владислав Атрошенко. Формально суд отстранил его от исполнения обязанностей городского головы из-за админправонарушения, а именно – конфликт интересов. Но пока идет апелляция, он имеет право дальше работать.
С одной стороны, в Чернигове с тревогой смотрят на горизонт со стороны Беларуси и ремонтируют обстрелянные дома. А с другой – с напряжением наблюдают за политическим противостоянием своего городского головы с ОП, а точнее, как считает мэр, – с заместителем руководителя офиса Кириллом Тимошенко.
В финальном обращении к парламенту несколько дней назад Владимир Зеленский говорил о необходимости единства в стране и отказе от политической партизанщины.
Но нарастание конфликта офиса президента с руководителями некоторых городов, мягко говоря, противоречит этому тезису. Речь идет и о ситуации с мэром Чернигова, которого судебным решением отстранили от должности. В защиту Атрошенко стали другие главы украинских городов, в том числе и мэр Киева Виталий Кличко.
Украина встретилась с Владиславом Атрошенко именно тогда, когда главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный признал: в январе или весной Россия может атаковать с юга, Донбасса или Беларуси. Чернигов снова оказался в зоне возможного наземного наступления.
Мы также пытались в течение недели связаться разными способами с Кириллом Тимошенко, чтобы услышать его точку зрения и реакцию на заявления оппонента.
“Нелепое решение”
7 декабря Яворивский районный суд Львовской области отстранил его на год от исполнения обязанностей городского головы из-за действий, совершенных в условиях конфликта интересов в июле этого года. Судья сделал это на основании протокола Национального агентства по предотвращению коррупции.
Конфликт интересов, по версии следствия, заключался в том, что городской голова отправил своего водителя отвезти его частный автомобиль Tesla Model X за границу. Там машину передали жене Владислава Атрошенко. К этому эпизоду мы еще вернемся.
Решение о своем отстранении Владислав Атрошенко считает “бессмысленным с государственной точки зрения”. “Оно продиктовано какими-то мелочными вещами, например месть. Оно точно не приближает победы”, – сказал он в интервью ВВС.
По его версии, конфликт зародился еще до войны. Первопричина этого в том, что я отказался возглавить политический процесс на местных выборах в октябре 2020 года под флагами партии “Слуга народа”.
Тогда Атрошенко поддержали 77,5% горожан. Это был один из самых высоких уровней электоральной поддержки городских голов. Его партия “Родной дом” получила 26 из 42 мест в Черниговском городском совете, ее члены возглавили 19 из 57 ОТГ в области и получили 19 мест из 64 в Черниговском областном совете. Партия “Слуга народа” на тех выборах не получила ни одного поста городского головы областного центра.
Владислав Атрошенко несколько раз менял свою принадлежность за политическую карьеру. В 2012-м он прошел в Верховную Раду как самовыдвиженец, но затем присоединился к фракции Партии регионов. Голосовал в частности за диктаторские законы 16 января 2014 года. Позже отозвал свою подпись.
В 2015-м его избрали на мэрский пост от партии “Блок Петра Порошенко”. Движение “Честно” критиковало Атрошенко за “гречкохозяйство”, то есть раздачу материальной помощи избирателям.
В том же году он объявил о создании партии “Родной дом”, ныне являющейся партнером партии “Удар” Виталия Кличко. Последний также имеет сложные отношения с офисом президента.
Эпизоды противостояния
В этом политическом скандале во время войны есть по меньшей мере три эпизода, помогающих понять действия сторон.
Первый – связан с супругой мэра. 5 марта 2022 года она вместе с двумя детьми уехала из Украины за рулем служебного авто городского головы Toyota Camry. Как он объясняет, частную Тесла для эвакуации не использовали, потому что могли возникнуть проблемы с ее подзарядкой. За руль другого частного автомобиля жена не была готова сесть, потому что не имела опыта управления ею, не чувствовала габаритов.
Впоследствии, 19 июня Владислав Атрошенко сообщил, что его не выпустили из Украины в польский Жешув. Там он должен был подписать соглашение о партнерстве по восстановлению Чернигова.
2 июля во второй раз мэра Чернигова не выпустили из Украины. В этот раз на международную конференцию по восстановлению разрушенных городов в швейцарском Лугано. Туда он поехал на той же частной Tesla Model X. По его словам, с самого начала он планировал, выехав из Украины на этом авто, дать его жене и забрать у нее служебную Toyota Camry.
Мэра не пропустили в пункте пропуска “Краковец”. Тогда его водитель поехал один на другой пункт “Шегини”, где его самого выпустили из Украины. Эта история с Tesla и легла в основу решения суда на Львовщине о конфликте интересов: частного – по вывозу машины за границу и служебного – мэр дал приказ своему служебному водителю ехать в частном деле в другую страну. Сам он настаивает на том, что это была инициатива водителя – вывезти автомобиль за границу после того, как туда не выпустили самого Атрошенко. Он был в командировке на средства городского бюджета.
НАПК отмечает то, что Владислав Атрошенко должен сообщить: поездка была частная, а не рабочая.
В Лугано также не пустили мэра Николаева Александра Сенкевича. Но туда смог спокойно уехать, например, городской голова Львова Андрей Садовый.
Пограничники, в свою очередь, ссылались на закон Украины “О мобилизационной подготовке и мобилизации”.
А украинские СМИ обнародовали фрагменты уголовного производства ГБР по нанесению ущерба городскому бюджету Чернигова на 100 млн грн. Теоретически это дело могло быть подлинной причиной того, что мэра не выпустили за границу.
Владислав Атрошенко признал, что против него открыто “очень много дел”, а обыски прошли практически на всех ключевых коммунальных предприятиях и у должностных лиц мэрии: “По их версии, любое строительство в Чернигове дороже, чем у других. Мы еще средства не заплатили , а уже возбуждено уголовное дело”.
Кирилл Тимошенко последние события не комментирует, но летом достаточно эмоционально высказался по поводу ситуации, когда городских голов избирательно не пропускают на государственной границе.
“Мэры некоторых городов возмущаются, что их не выпускают за границу. Во-первых, напоминаю для тех, кто забыл – в Украине идет война! Особенно это касается пограничных регионов и еще совсем недавно оккупированных. Опасность не миновала! Займитесь уже общинами” , чтобы вас наконец-то увидели люди, а вы их проблемы. Для тех, для кого сигнал не ясен, найдутся другие пути, как помочь общинам и городам. Без вас”, – заявил тогда заместитель руководителя офиса президента.
Владислав Атрошенко в интервью BBC отвечает на это: “Я бы не хотел, чтобы в Украине дальше использовали телефонное право. Когда кто-то дает команду пограничникам не пропускать одно или другое лицо. Ты обращаешься к начальнику пограничного поста, чтобы объяснили причину запрета на выезд . Но ты ее не слышишь”.
Пограничники тогда, комментируя эту ситуацию, заявляли, что действовали в рамках закона и полномочий, а решение принимали исходя из имеющихся у Атрошенко документов.
Почти одновременно с решением суда по Атрошенко, появилось расследование “Украинской правды” о Porsche Taycan 2021 года за 100 тысяч долларов, за рулем которого в Киеве заметили Кирилла Тимошенко. В комментарии изданию он пояснил, что автомобиль принадлежит не ему и он уже вернул его владельцу.
А еще раньше расследование Bihus.info обнаружило, что замглавы ОП ездит в рабочие поездки на Chevrolet Tahoe, которую General Motors передала Украине для вывоза людей из зоны боевых действий и гуманитарных целей.
Автомобиль находился на балансе Государственного управления делами. После этого Кирилл Тимошенко сообщил, что авто передали на фронт вместе с тремя пикапами.
“Подготовка к выборам”
Во время нападения на Черниговщину и оккупации части области Владислав Атрошенко все время оставался в городе, поэтому имеет поддержку горожан, говорит черниговский медиаэксперт Павел Пущенко.
“Сейчас очень усилилось влияние на общественное мнение в Чернигове телеграмм-каналов, групп в социальных сетях. И это мнение неоднозначно. Там тема отстранения черниговского городского головы очень живо обсуждается”, – рассказывает он.
“Одни говорят: как так, что мэр, такой богатый человек, использовал свое служебное положение? Другие говорят наоборот: он поднял город, не покинул его, когда началась война. В общем, рейтинг городского головы остается достаточно высоким. Благодаря увеличению местного бюджета, схемам, которые здесь прокручивались, город изменился”, – добавляет он.
Главная редактор Движения ЧЕСТНО Ирина Федоров считает, что эти, на первый взгляд, несвязанные между собой кейсы являются симптомом реальной проблемы: “В одном случае, где община выбрала мэра областного центра, видим отстранение. В другом случае, где речь идет о назначенном чиновнике , то есть человека, которого никто не выбирал, отстранения нет”.
Эксперт убежден, что это подготовка к первым послевоенным выборам: “Все понимают, что после победы в войне выборы будут. И именно поэтому начинают зачищать конкурентов. Есть большое опасение, что институты и институции нашего государства будут использоваться для расправы с оппонентами. Кому-то не дать выехать за границу, против кого-то дело возбудить, перенеся рассмотрение в суд другой области. Я не говорю, виноват или нет мэр Атрошенко. Материалов дела я не видела”.
О несвоевременности политического противостояния между ОП-ОВА, с одной стороны, и городскими властями, с другой, на фоне войны говорит и Павел Пущенко: “Это ненормально, когда на Черниговщину приезжают представители фондов, иностранные делегации, а Атрошенко не приглашают. Или когда к нему приезжают такие гости, он не приглашает оппонентов. Это все видно и это ненормально для пострадавшего от войны областного города”.
Тем временем у жителей Чернигова много других проблем. К примеру, в полуразрушенном многоквартирном доме по улице Чорновола, 15 мы видели, как устанавливали новые окна в квартиры. Два первых подъезда здесь разрушены российскими авиабомбами. Человеческие дома превратились в черные зияющие дыры. Там погибли по меньшей мере 47 человек.
– говорит женщина, проживающая в соседнем уцелевшем подъезде.
Надежды на восстановление жилья здесь связывают, прежде всего, с местными властями и международной помощью. А свое будущее – с ВСУ, как и все остальные украинцы.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.