“Я хочу, чтобы отключали всех одинаково”. Соседские жалобы и помощь во время блекаутов

“Стучите в дверь, потому что света нет” – такое SMS пишет мне Светлана перед встречей. “Зовите под окнами”, призвала она незнакомцев в фейсбуке несколько раньше. Женщина приглашает соседок воспользоваться газовой плитой во время затяжных отключений электричества. 

Россия систематически обстреливает украинскую энергетическую инфраструктуру, поэтому жители столицы регулярно теряют свет, воду и тепло.

Как через блекауты киевляне помогают друг другу и просят выключить свет в соседних домах, читайте в репортаже BBC.

“Мы без света, но поможем тем, кто в беде”

Когда 37-летняя Светлана Куличкина-Белогорцева сидела дома без света двое суток, она смотрела на соседнюю шестнадцатиэтажку и думала о готовящихся на электроплитах семьях.

“Я представила, как это, если ты мама, а особенно одинокая, и не можешь покормить ребенка”, – объясняет она.

Когда в три ночи дали свет, женщина бросила вещи стираться и опубликовала свой адрес и номер телефона в сообществе Радужного и Воскресенки – жилых массивов на левом берегу Киева: “Мы поможем, примем на готовку еды и горячего чая!”.

Под ее объявлением появилось более десятка похожих комментариев. “Мы без света, но есть газ. Поэтому помогу [тем], кто в затруднении”, – написала пользовательница Анна Муха и тоже поделилась адресом.

Пока Светлана готовит нам кофе в кружке на газовой плите, сосед Павел Федченко носится с ее котом. Они познакомились недавно, когда 32-летний Павел поддержал идею выручать жителей района.

“Люди боятся попросить незнакомцев о помощи, а послать меня матом в фейсбуке почему-то не стесняются”, – удивляется он.

Человек ведет нас на соседнюю улицу, открывает свое окно на первом этаже и показывает, как сможет раздавать прохожим горячий чай и кипяток.

После той дискуссии в соцсетях на районе стали выключать свет по графику, объясняют наши собеседники, поэтому пока за помощью обратилась только подруга Светланы.

Но во время затяжных блекаутов в Киеве и области “пункты несокрушимости” часто не способны удовлетворить потребности, и многие ищут поддержки у знакомых и соседей.

“Я хочу, чтобы выключали свет всем одинаково”

Когда жители Печерска, центрального района Киева, смотрят на огни одной из высоток, они жалуются на горячую линию энергоснабжающей компании Yasno. В пять вечера в квартале темно и ветрено, и светятся только окна этого жилого комплекса.

В теплой прихожей с зимним садом висит просьба уменьшить освещение и зашторить окна после 16:00. Администратор жилищного комплекса Владимир Бондаренко объясняет: на днях ЖЭК попросил разместить такое объявление, потому что соседи массово жалуются, что дом не выключают.

“Может, если жители начнут экономить, то [другие] и жаловаться не будут”, – считает он. Когда Владимир приезжает на работу в дом, где всегда есть свет, ему обидно.

Сам мужчина живет на Троещине – рассказывает, что там нередко слышит взрывы российских ракет и работу украинской ПВО. Из-за атак на инфраструктуру его семья иногда сидит без света по восемь часов, а затем получает его на три. Бывает, что из-за этого исчезает горячая вода.

“Я понимаю, что война, но нужна справедливость – я хочу, чтобы выключали всем одинаково”, – объясняет он.

Мужчина вспоминает, как во время последнего блэкаута его семья была двое суток без электричества, а в доме за 400 метров горел свет. Тогда он вместе с соседями “два дня обрывал телефоны”, и наконец электричество было включено.

В онлайн-сообществах всей страны можно часто встретить его единомышленников и прочесть рассказы о том, как жильцы одних домов добились отключений электричества у других.

Комментаторы на публичных страницах мэра Киева Виталия Кличко и руководителя компании Yasno Сергея Коваленко публикуют фото светящихся посреди темноты домов и называют адреса, где люди проводят десятки часов без электричества.

Почему в некоторых домах “никогда” не выключают свет или работники ДТЭК вступают в диалог в комментариях – обещают проверить определенный адрес.

Тем, кто давно сидит без света, советуют зарегистрировать обращение об аварии. Тем, кто жалуется на соседей со светом, отвечают, что отключения происходят по графикам – или что дом питается от линии, обеспечивающей критическую инфраструктуру.

Домов последней категории было около двух тысяч, сообщает Коваленко. В декабре их стало меньше: тогда ДТЭК Киевские электросети перевели часть на линии, не связанные с критической инфраструктурой, и начали выключать свет.

Осталось 747 домов, для которых невозможно было изменить схему снабжения, поэтому ДТЭК вместе с местными властями призвали управление домов самостоятельно выключать электричество согласно графикам.

“Я это называю самоограничением. Поэтому больше идет мониторинг от сетей за соблюдением. Насколько мне известно, то, конечно, никаких санкций нет. Это самоограничение”, – написал Коваленко.

Так выглядит центральная часть Киева в 17:00 в декабре 2022 года.

Они составляют небольшую долю всех бытовых потребителей электричества столицы: всего, по словам Коваленко, в Киеве около 1,1 миллиона абонентов. Но когда в декабре около тысячи домов отключили от линий, питавших критическую инфраструктуру, это сделали из соображений равенства и справедливости.

“С одной стороны, благодаря этому, снизим продолжительность отключений для всех киевлян. С другой стороны – обеспечим более справедливый подход к электроснабжению всех киевлян в условиях стабилизационных или экстренных ограничений, что вызвало негативную реакцию киевлян”, – писали тогда ДТЭК.

Когда я спрашиваю о справедливости Павла Федченко из Воскресенки, он говорит, что давно готов ответ, который он уже опубликовал в своем ТикТок.

“Представьте, что вы встречаете на улице военного, вернувшегося с фронта, на котором он потерял ногу, – пересказывает мужчина. -И он к вам подходит и говорит: “У тебя две ноги, а у меня одна. Это несправедливо, тебе надо отрезать вторую ногу”. И в этой ситуации это будет справедливее, чем то, что мы имеем со светом. Потому что этот человек на фронте, рискуя жизнью, тебя защищает. Отрежьте себе тоже ногу, разбомбите свой дом. Народ, ну какая справедливость?”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-12-31