Водно-болотные экосистемы сохраняют воду, поглощают углерод и являются источником пищи. Согласно Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, они приносят человечеству больше пользы, чем все другие наземные экосистемы. В то же время, конвенция предупреждает, что за последние 50 лет мы потеряли треть водно-болотных угодий мира, и даже сейчас ежегодно теряем втрое больше болот, чем лесов.
Основными проблемами являются расширение сельского хозяйства и городов, а также засухи и высокие температуры, вызванные изменением климата.
На этом мрачном фоне есть один герой, который обладает удивительной силой возрождать и защищать болотные экосистемы – бобер.
Эти пушистые кусачки грызуны строят плотины на водных путях, чтобы создать пруд, внутри которого строят себе “избушку”, где могут защититься от хищников.
Бобры грызут стволы деревьев, пока те не упадут, а затем используют ствол и ветки как строительный материал для дамбы – вместе с камнями, илом и растениями для ее уплотнения.
Плотина приводит к наводнению, замедляет поток воды и дольше удерживает ее в ландшафте.
“Это превращает простые ручьи в цветущие водно-болотные экосистемы”, – говорит Эмили Фейрфакс, экогидрология из Калифорнийского государственного университета.
“Количество пищи и воды в этих болотах делает их идеальной средой обитания для многих разных видов. В частности, поэтому бобров считают ключевым видом”, – добавляет она.
В последние 50 лет Канада и несколько штатов США начали заселять на свои территории бобров. Сначала это делали для восстановления численности бобров после того, как в 19 веке за ними охотились почти до полного истребления ради меха и мяса.
Но восстановление водно-болотных экосистем также значительно усилило биоразнообразие, включая возвращение многих видов лягушек, рыб и беспозвоночных.
Исследование финских ученых в 2018 году показало, что в прудах, созданных бобрами, обитает почти вдвое больше видов млекопитающих, чем в других водоемах. В этих экосистемах были наиболее распространены ласки, выдры и даже лоси.
“Созданные бобрами болотные экосистемы достаточно уникальны”, – говорит Найджел Вилби, профессор в Университете Стерлинга, специализирующийся на пресноводных экосистемах.
“Кто угодно может сделать пруд, но бобры создают чрезвычайно хорошие для биоразнообразия пруды – частично потому, что они содержат мертвую древесину и заселены бобрами, которые питаются растениями, роют каналы, ремонтируют плотины, строят избушки и т.д.”, – добавляет он.
“По сути, бобры отлично создают сложные водно-болотные экосистемы, и мы никогда не сравнимся с ними в этом мастерстве”, – считает ученый.
Упорные бобры
Дамбы, построенные бобрами, могут достигать 5 м в высоту, а самая большая из зарегистрированных на сегодня – в Альберте, Канада – имеет длину 850 м.
Когда бобры грызут деревья, пни часто пускают новые побеги, а не отмирают – фактически бобры помогают обновлению лесов.
Здоровая водно-болотная экосистема также поглощает большое количество углерода, а также, действуя как губка и впитывая паводковые воды, может смягчить последствия изменения климата, говорят ученые.
Болота хранят воду в дождливые сезоны и медленно высвобождают ее во время засухи.
“Когда начинается период засухи, все растения, живущие в пойме, полагаются на запасы воды в почве, чтобы выжить. Если у них не будет достаточно воды, они начнут увядать и высыхать”, – говорит доктор Фейрфакс.
Они вместе с командой исследовали 10 различных лесных пожаров в пяти штатах США в период с 2000 по 2021 год и обнаружили, что во время каждой из них бобры с инженерными навыками создали и сохранили водно-болотные экосистемы даже во время мегапожаров.
“В бобровых болотах есть много запасов воды, поэтому растения у них не ощущают засухи, они остаются зелеными и цветущими”, – говорит она.
Главные болотные экосистемы
Водно-болотные экосистемы включают озера, реки, болота и торфяники, а также прибрежные морские зоны, в том числе мангровые леса и коралловые рифы.
Пять крупнейших природоохранных территорий:
- Водно-болотная экосистема Рио-Негро в Бразилии, вдоль одного из главных притоков Амазонки
- Нгири-Тумба-Майндомбе, огромная территория у озера Тумба в ДР Конго
- Залив Королевы Мод в Нунавуте, северная Канада
- Район Гранд-Афлюентс на реке Конго в Конго
- Судь – болото, образованное водами Белого Нила в Южном Судане
Но эксперты говорят, что бобры – это лишь один из элементов решения проблемы восстановления водно-болотных угодий. Другие необходимые мероприятия включают посадку лесов вдоль берегов озер и рек, а также возобновление торфяников и солончаков, говорит профессор Вилби.
Также важно помнить, что в природе бобры встречаются только в Северной Америке и Евразии.
Завоз их в неподходящие места может быть контрпродуктивным – так произошло в Аргентине и Чили, где бобры, завезенные из Северной Америки в 1940-х годах, экспоненциально размножались в отсутствие хищников, что привело к значительной потере лесов.
Доклад Global Wetlands Outlook, опубликованный в 2021 году Конвенцией о водно-болотных угодьях, выявил наибольшее ухудшение состояния водно-болотных угодий в Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне.
Одним из самых ярких примеров резкое сокращение площади озера Чад у границ Чада, Камеруна и Нигерии в Западной Африке.
С 1960-х годов оно уменьшилось на 90%, главным образом из-за резко растущего спроса на воду со стороны быстро растущего населения незапланированного орошения, а теперь и засухи, вызванной изменением климата.
“Конфликты, преимущественно между фермерами и животноводами, из-за ограниченных остатков воды в озере были и раньше, а теперь засуха еще больше его высушивает, а борьба за воду становится еще более ожесточенной”, – говорит Аденике Оладосу, активистка по сохранению водно-болотных угодий в Нигерии.
Рио-Негро – крупнейшая водно-болотная экосистема, охраняемая Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях 1971 года.
Беррон Джозеф Орр, ведущий научный сотрудник Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, говорит, что водно-болотные угодья часто являются устойчивыми экосистемами, но продолжительные засухи сейчас представляют все большую угрозу.
“Прогнозы изменения климата свидетельствуют об усугублении засух в засушливых районах, что может поставить под угрозу устойчивость водно-болотных угодий”, – говорит он.
В других регионах засуха также может нанести вред болотам, но бобры могут помочь их защитить.
И благодаря более 100 успешным реинтродукционным проектам в Северной Америке и Северной Европе, некоторые водно-болотные экосистемы уже продемонстрировали примеры восстановления, которые действительно поражают.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.