Европейский вояж Зеленского. Зачем он был и чем кончился

Владимир Зеленский, за почти год полномасштабной войны лишь один раз уезжавший из страны, 8-9 февраля совершил насыщенное путешествие, посетив за двое суток Лондон, Париж и Брюссель. Это неожиданное турне может иметь переломное значение для войны. Но также есть шансы остаться только символическим жестом. 

О поездке украинского президента в Британию не было известно. Накануне СМИ только обдумывали, действительно ли он посетит саммит Евросоюза в Брюсселе, куда был приглашен.

Однако, оказалось, Зеленский имел более амбициозные планы. В полдень 8 февраля самолет Военно-воздушных сил Британии доставил украинскую делегацию в аэропорт “Станстед” возле Лондона. Там его ждал глава британского правительства Риши Сунак.

Как оказалось впоследствии, программа включала не только переговоры с премьером, но также аудиенцию у короля Чарльза ІІІ, посещение тренировок украинских танкистов и выступление в Вестминстере перед британскими чиновниками.

А вечером в тот же день президент переместился во Францию. Здесь его уже ждал дуэт Эммануэля Макрона и Олафа Шольца.

Завершил свой вояж Зеленский 9 февраля в Брюсселе встречей с лидерами ЕС.

“Первым делом самолеты, а потом…”

Эксперты указывают, что эти визиты объединили символический и практический аспекты.

На символическом уровне украинский президент проявил особое уважение к крупнейшим партнерам во время войны – Британии и лидерам “старой Европы” – Германии и Франции.

“Здесь символика. Поскольку очень важно было украинскому президенту приехать в Европу после поездки в Штаты. Очень важно было донести определенную эмоцию. Поскольку в Европе есть определенные элементы привычки к войне в Украине. Не устали, а именно привычки”, – объясняет бывший министр иностранных дел Павел Климкин (2014-2019).

Однако более насущным был практический аспект. На востоке Украины уже разворачивается или в ближайшее время начнется мощное наступление русских войск.

В этом контексте для Киева важно получить уверения от партнеров в поддержке и понять, на какое западное оружие в ближайшее время могут рассчитывать ВСУ.

Если в январе украинским властям удалось разблокировать вопросы поставок танков, то сейчас Зеленский также не скрывал своей цели – получить военные самолеты.

“Обращаюсь к вам и миру с простыми, но важными словами. Боевые самолеты — для Украины! Крылья — для свободы!” – провозгласил простой, но мощный тезис президент перед собранием представителей британских властей в Вестминстере.

И вопрос, кажется, начал двигаться с мертвой точки. По крайней мере, Риши Сунак объявил о старте обучения украинских пилотов на западных истребителях, а также дал указание министру обороны “исследовать, какие самолеты можно предоставить”.

Спикер Палаты общин сэр Линдсей Гойл получает от Зеленского шлем одного из украинских пилотов с надписью “У нас есть свобода, дайте нам крылья, чтобы защитить ее”.

Трио партнеров или ситуативная комбинация?

Формат некоторых встреч, которые в ходе своего турне провел Зеленский, может вызвать вопросы у аналитиков.

К примеру, почему президент не посетил Берлин, а немецкий канцлер прибыл к нему на встречу в Париж, где переговоры были в формате “трио” Макрон-Шольц-Зеленский.

Аналитик Совета внешней политики “Украинская призма” Александр Краев допускает, что здесь кроме протокольного и дипломатического есть еще определенный психологический аспект, связанный с персоной канцлера.

“Как мы видим, самые “антиукраинские” заявления, если так можно сказать, Шольц делает у себя на родине, а за границей он становится более “проукраинским”.

Соответственно, говорит эксперт, находясь не на своей территории, у Шольца было меньше шансов ветировать определенные важные для Украины решения, связанные с видами вооружения.

К примеру, истребитель Eurofighter Typhoon, на котором, скорее всего, будут учиться украинские пилоты в Англии, является совместным производством Британии и Германии. Берлин должен предоставить разрешение на его передачу третьим странам.

Встреча в Париже в формате “триумвирата” была скорее ситуативным решением, а не выработкой стратегического формата сотрудничества, считает Краев.

“Мы сейчас скорее видим триумвират Украина-Британия-США. Здесь есть общая повестка дня, одинаковые месседжи, – отмечает он, – А в контексте Франции и Германии и Украины – это пока партнерство, даже близкая дружба, но какой-то заметной однонаправленности я не наблюдаю “.

Экс-министр Павел Климкин предостерегает, что формирование новых отдельных коалиций стран-союзников может навредить Украине.

“Я не хотел бы этого фрагментирования, я бы хотел, чтобы у нас оставалась западная коалиция как единое целое. Конкретный лидер – США, а среди всех других было единство “один за всех и все за одного”. Если мы будем формировать отдельные коалиции, то мы можем привести к возникновению дискуссий внутри Запада, что будет мешать принятию быстрых решений”.

Без четких решений, но с положительным предчувствием

Двухдневная поездка Зеленского была преимущественно одобрительно воспринята в западных СМИ. Многие ведущие издания уделили визиту основное внимание. Они призвали выделить необходимую помощь Украине, включая самолеты и дальнобойное оружие.

Однако на фоне крепких рукопожатий, объятий и увлекательных слов от западных лидеров в адрес украинцев и лично Зеленского от них не прозвучало конкретных заявлений о предоставлении Киеву желанного оружия.

Риши Сунак заявил об обучении украинских пилотов, а Олаф Шольц и Эммануэль Макрон ограничились громкими, но лишь заявлениями о том, что “Россия не должна победить” и “Франция приведет Украину к победе”.

Позже британский министр обороны Бен Воллес в комментарии BBC вообще заявил, что передача самолетов Украине “это слишком долгий и сложный процесс”, якобы можно помочь ей быстрее и эффективнее “другими способами”

“Тих же эффектов можно достичь, но потенциально другим путем – и без месяцев, которые, конечно, заняла бы передача истребителей”, – уверяет он.

Но Зеленский продолжает настаивать именно на самолетах.

“Я сегодня услышал от лидеров некоторых государств Европы готовность предоставлять нам необходимое оружие, в том числе и самолеты”, – сказал он 9 февраля.

Что касается результатов переговоров Зеленского в Брюсселе, то от глав ЕС также не прозвучало долгожданных заявлений по поводу конкретных сроков вступления Украины в Евросоюз.

Как тогда оценивать этот вояж Зеленского? Экс-министр Климкин называет его успешным. Он признает, что по его итогам не прозвучало конкретных заявлений от союзников, но появились четкие “ощущения”.

“Есть ощущение, что наши союзники будут идти дальше, что они не остановятся на решении о предоставлении танков. Есть ясное ощущение, что страх путинского режима и эскалации превращается в стратегическое понимание, что говорить с Путиным нужно исключительно с позиции силы”.

Эксперт-международник Александр Краев допускает, что конкретные решения по самолетам уже готовятся и будут на встрече министров обороны в формате Рамштайн 14 февраля.

А вот бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко (2007-2009) вообще считает, что кроме тактических и практических вопросов военной помощи во время этих визитов, возможно, обсуждался самый главный стратегический вопрос – что делать с Россией после украинской победы?

Он обращает внимание на момент, не попавший в фокус последних новостей. Речь идет о перспективах создания спецтрибунала для наказания российских властей за агрессию против Украины. По мнению Огрызко, заявления западных лидеров показали, что этот вопрос уже не дискуссионный.

“Уже речь не идет – создавать или не создавать. Вопрос теперь ставится совсем по-другому: создавать, но какой”, – говорит он ВВС.

“Все это вместе позволяет сделать один вывод. Цивилизованный мир с режимом Путина, с ним лично и с его камарильей работать больше не будет. А это в свою очередь означает, что Украине нужно быстро задавать вопрос о том, как РФ должна выглядеть после ее поражения в Украине и должна ли она вообще выглядеть как на карте мира”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-02-10