В течение нескольких дней противовоздушная оборона фиксировала в небе над Украиной российские воздушные шары, запускаемые с очевидным намерением – чтобы ветер нес их вглубь украинской территории.
И хотя сначала их не сбивали и даже не объявляли воздушную тревогу, в среду, чтобы уничтожить эти объекты в Киевской области, решили задействовать ПВО и поднять истребители.
Несмотря на, как кажется, всю архаичность шаров и аэростатов на самом деле советская, а затем и русская армия использовала и использует их на протяжении десятилетий. И даже имеет научно-исследовательский центр, занимающийся соответствующими разработками.
Над разными областями
В украинском медиаполе все началось несколько дней назад, вскоре после подобных новостей о “китайском шпионском шаре” в США. Правда, в Украине размеры, технологичность и высота полета шаров были меньше.
12 февраля командование воздушных сил ВСУ сообщило о том, что на Днепропетровщине “враг использовал разведывательный БПЛА и несколько воздушных шаров с угловыми отражателями”.
Российский дрон сбили, судьбу воздушных шаров не уточняли.
Упомянутые угловые (или угольниковые) отражатели представляют собой несколько перекрещенных металлических пластин.
“Вероятно, цель заключалась в том, чтобы эти шары украинская противовоздушная оборона приняла за ударный беспилотник”, – писал тогда “Милитарный”.
Позже пули, по сообщениям, фиксировались и над другими областями, в частности, над Ровенщиной.
А 15 февраля их уже заметили в небе над Киевщиной и задействовали ПВО (через уже пришлось объявлять воздушную тревогу).
“Дедовский метод”
Как считают в ВСУ, главное “призвание” воздушных шаров – отвлечение ПВО.
Спикер командования воздушных сил ВСУ Юрий Игнат назвал использование Россией воздушных шаров “дедовским методом”.
И описал их так: “Шар метр-полтора (диаметр может быть разным), наполненный газом. Летит вверх. На шнурке прикреплен угловой отражатель. Радиолокационная станция его облучает, от него отражается сигнал. Это воздушная цель, на нее нужно реагировать средствам противовоздушной , радиотехническим войскам, ведущим боевое дежурство 24/7”.
По его словам, цель шаров – отвлекать внимание и силы ПВО.
“Противник хочет, чтобы мы тратили на эти шары и отражатели, которые не стоят вообще ничего, свои силы и средства. В частности, зенитно-ракетные, которые сегодня являются основой и защищают нашу критическую инфраструктуру”, – пояснил он во время телемарафона.
Он подтвердил информацию телеграмм-пабликов о том, что в Киевской области работала авиация, “чтобы пули не мешали нам”.
А тревогу, по его словам, объявляли из-за возможных обломков ракет, которыми их сбивали.
В то же время он не уточнил, почему сбивать пули начали именно над Киевщиной.
А в Киевской городской военной администрации сообщили, что кроме угловых отражателей пули могли нести “определенное разоборудование”.
Очевидно, речь идет о фото- или видеокамерах и передатчиках, позволяющих россиянам вести авиационную разведку.
От дирижаблей к ВАЛа
“Высотный аэростат-лаборатория” ВАЛ – крупнейший современный российский аэростат.
Воздушные шары или аэростаты начали использовать армии более 150 лет назад.
Главная цель не изменилась с тех пор – это разведка в том или ином виде. В 1950-х годах в СССР был создан Воздухоходный научно-испытательный исследовательский центр ВВС в городе Вольск Саратовской области.
Это учреждение действует и сейчас – теперь в интересах русской армии, использовавшей аэростаты в недавних своих операциях.
К примеру, в Сирии россияне для охраны своих баз привлекали привязной аэростат со наблюдательным оборудованием (это один из видов аэростатов, который фиксируется в воздухе с помощью креплений – в отличие от “свободных” аэростатов, таких, как летают сейчас над Украиной).
Главным производителем российских аэростатов является Довгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ДКБА), созданное в 1950-х на базе предприятий “Дирежаблестрой”. Одно время ДКБА и его предшественник производили достаточно большие аэростаты с оболочками (шарами с газом) объемом в сотни тысяч кубических метров.
Сейчас самой большой возможной продукцией является высотный аэростат – ВАЛ, который в зависимости от груза может подниматься на высоту до 33 км. Этот аэростат может нести до 900 кг полезной перегрузки.
Российские медиа размышляют, что такой нагрузкой теоретически может быть и авиабомба или боражирующий боеприпас (дрон-камикадзе). В случае с авиабомбой добиться какой-то точности вряд ли возможно.
Судя по остаткам сбитого на Киевщине российского шара, речь идет о значительно меньшем аэростате, чем ВАЛ.
“Аэростаты используются в разных сферах, для чего получают разную нагрузку – от простейших устройств до сложных многокомпонентных систем”, – пишет российское издание Topwar.
“Малейшие “воздушные шары” получают нагрузку в виде простейшего отражателя и предназначены для ведения метеорологической разведки в пользу артиллерии или других родов войск. Полноразмерные воздушные платформы несут разведывательные или исследовательские комплексы”, – добавляют российские журналисты.
Правда, непонятно, почему при таких возможностях россияне не использовали эти “воздушные платформы” раньше.
Риски и возможности ПВО
Применение россиянами воздушных шаров, летящих по направлению ветра, в целом было воспринято украинскими СМИ и соцсетями если не как проявление отсталости (“дедовского метода”), то, по крайней мере, как странный метод.
Впрочем, многие военные блогеры видят в пулях ряд угроз.
“Может быть, орки также надеются, что мы поднимем для сбития истребитель на большую высоту, а они снова бахнут его своей дальнобойной ракетой воздух-воздух. Я бы не поднимал истребители ради шаров”, – считает блоггер и разработчик систем автоматизированного обучения бойцов, известный в фейсбуке как Paolo Lumiere.
Другой военный блоггер и специалист по связи и РЭБ Сергей Флеш предполагает несколько вариантов фиксации средств украинской ПВО с помощью шаров.
“Первый – где-то висит самолет разведки, фиксирующий средства ПВО, работающие локаторами по шарам. Второй – я не сомневаюсь, что среди всей страны есть предатели с доступом к “Виражу” (Системы обнаружения авиации. – Ред.), которые зафиксируют , как и где ПВО видит цели. Чем больше целей, тем больше статистика. Ни один самолет разведки не нужен”, – пишет он.
“Еще мнение. Дальше полетят новые шары, но уже со сбросом чего-то. И нам придется их сбивать. А первая волна нужна, чтобы расслабить нас”, – предупреждает Флэш.
Но едва ли не главное предостережение относительно воздушных шаров заключается в том, что фактически все средства ПВО, которые можно против них использовать (кроме, разве что, стрелкового оружия, если это позволит высота), значительно дороже российских аэростатов.
“Лучшее, что можно сделать с воздушными шарами, – не делать ничего. Не надо их пытаться сбивать. Тратить драгоценные и дефицитные ракеты, включать все локаторы ПВО, увеличивать радиообмен”, – пишет волонтер Юрий Касьянов, занимающийся беспилотниками.
“Противник только этого и ждет. Чтобы мы потратили ракеты, чтобы включили все локаторы, навели шухер в эфире, чтобы нас запеленговали, сняли с нас координаты, пронумеровали и проштамповали”, – добавляет он.
В целом же, как в украинских, так и в российских медиа и соцсетях в последние недели появлялись “апокалиптические” сценарии атаки российской авиации на разные украинские города.
Хотя, учитывая относительно небольшую эффективность последних ракетных ударов России по Украине, есть основания предполагать, что россияне ищут разные способы повышения этой эффективности. И воздушные шары – одна из новых попыток запутать или обнаружить ПВО.
Бывший советник главы офиса президента Алексей Арестович в эфире с Марком Фейгиным 15 февраля рассказал: “Мы “послушно” сбиваем пули. Но не теми средствами, которыми они ожидают. Поэтому то интересующее их ПВО не раскрывается”.
“Думаю, будут запускать [шары] еще. Они же одновременно с этим запускают в информационное пространство разговоры о том, что перебрасывают в наши границы кучу самолетов. И сейчас – эх, как нападут”, – предположил он.
“Цену всему этому знаем. Противовоздушная оборона Киева с 24 февраля прошлого года выросла многократно. Все, что сюда прилетит, – я ему очень не завидую. На фронте, конечно, попытаются использовать, но, чем это завершается, мы тоже знаем, – сегодня сбили дежурный Ка-52, а вчера – Су-24 и Су-25”, – заявил Арестович.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.