“Мирный план” от Китая. Кому он выгоден, Украине или России

Утром 24 февраля МИД Китая обнародовал “китайскую позицию по урегулированию украинского кризиса”. Это первый значительный шаг одной из самых влиятельных стран мира по вопросу войны России против Украины. 

Китай имеет тесное сотрудничество с Россией, а в последние недели Запад все активнее говорит о возможном снабжении Пекином оружия России.

Несколькими днями ранее на Мюнхенской конференции по безопасности эксминистр иностранных дел Китая Ван И сообщил, что Пекин готовится обнародовать собственный мирный план для России и Украины.

Это вызвало обеспокоенность западных государств, что Китай попытается отвлечь страны Африки и Азии от голосования за резолюцию в ООН, которая выгодна продвижению мирного плана Владимира Зеленского.

Но 23 февраля 141 государство во время голосования в генассамблее ООН поддержало выгодную Украине резолюции, только 7 голосовали против.

Обнародованные же МИД Китая 12 пунктов, скорее, являются позицией Китая относительно войны, а не планом действий, чтобы достичь ее прекращения.

В МИД Украины сообщили BBC, что в настоящее время китайские предложения изучают. Советник главы офиса президента Михаил Подоляк уже раскритиковал документ и подчеркнул, что любой “мирный план” должен начинаться с пункта о восстановлении Украины в границах 1991 года и выводе российских войск.

На Западе также был воспринят этот план скептически.

Украинские эксперты-международники объяснили, зачем Китай обнародовал свою позицию по поводу войны, какие положения Украина может использовать в своих интересах, а какие им противоречат, и заинтересован ли Пекин вообще в прекращении войны.

Что предполагает китайский “план”

Позиция Китая состоит из 12 пунктов:

  • Уважение суверенитета всех стран – поддержка суверенитета и целостности всех стран независимо от их размера и богатства
  • Отказ от менталитета Холодной войны. По мнению Пекина, “безопасность одной страны не должна достигаться за счет других, безопасность региона не должна достигаться укреплением или расширением военных блоков”, предотвращение конфронтации блоков.
  • Прекращение огня между Россией и Украиной.
  • Возобновление мирных переговоров.
  • Разрешение гуманитарного кризиса. Страны должны поддержать ООН в исполнении координационной роли в направлении гуманитарной помощи в зоны конфликта, стороны должны отказаться от “политизации гуманитарных вопросов”.
  • Защита гражданских и узников войны. Призыв строго соблюдать международное гуманитарное право, избегать нападений на гражданские или гражданские объекты, защищать женщин, детей и других жертв конфликта, уважать права военнопленных. Китай поддерживает обмен пленниками между Украиной и Россией.
  • Обеспечение безопасности АЭС. Китай выступает против вооруженных нападений на АЭС и поддерживает МАГАТЭ в содействии безопасности мирных атомных объектов.
  • Уменьшение стратегических рисков. Китай выступает против угрозы или использования ядерного оружия, против разработки или использования химического и биологического оружия.
  • Обеспечение экспорта зерна. Китай выступает за функционирование Черноморского зернового коридора.
  • Прекращение односторонних санкций. Китай требует прекратить “злоупотребления санкциями”, которые не одобрены Советом Безопасности ООН – именно такие санкции действуют против России, поскольку Москва всегда может наложить вето на санкции, которые пытаются ввести против нее.
  • Сохранение безопасности промышленности и цепочек снабжения. Китай призывает “противостоять использованию мировой экономики как инструмента или оружия в политических целях” совместно способствовать смягчению экономических последствий.
  • Содействие послевоенному восстановлению. Китай готов приобщиться.

Для сравнения, мирный план, предложенный Владимиром Зеленским, состоит из 10 пунктов. Он предполагает:

  • Радиационная и ядерная безопасность – вывод российских войск из Запорожской АЭС, передача ее под контроль МАГАТЭ, прекращение угроз ядерным оружием.
  • Продовольственная безопасность – сделать зерновой коридор из Украины постоянно действующим, расширение его на порты Николаевской области, присоединение стран мира к инициативе Grain from Ukraine для поставок зерна в страны Африки и Азии, которые столкнулись с продовольственным кризисом.
  • Энергетическая безопасность – получение Украиной средств ПВО для защиты энергетической инфраструктуры, помощь в ее восстановлении, ограничение цен на российские энергоносители.
  • Освобождение всех пленников и депортированных. Пленных должны освободить по формуле “всех на всех”, Россия также должна вернуть всех депортированных, в частности детей.
  • Восстановление территориальной целостности и мирового порядка. Россия должна подтвердить территориальную целостность Украины в ее границах в 1991 году.
  • Вывод российских войск со всей территории Украины, прекращение боевых действий, возобновление украинского контроля над границей.
  • Правосудие. Украина призывает мировое сообщество создать специальный трибунал по преступлению агрессии России, механизм возмещения ущерба за счет российских активов.
  • Противодействие экоциду. Россия должна возместить все убытки, причиненные украинской природе – сожженные леса, загрязненные химическими веществами и боеприпасами земли, затоплены угольные шахты.
  • Недопущение нового наступления. Украина требует гарантии безопасности и разработку превентивных мер, которые будут предотвращать последующие российские нападения.
    Завершение войны специальным договором.

Не план, а позиция Китая

За время войны Си Цзиньпин неоднократно общался и встречался с Владимиром Путиным, но не разговаривал с Зеленским.

Руководитель азиатской секции New Geopolitics Research Network, китаевед Юрий Пойта отмечает, что речь идет о видении Китаем разрешения конфликта, а не о каком-то мирном плане.

“Это однозначно не план. План имеет последовательность действий, должен быть конкретным – что и какой стороне делать должен предусматривать дорожную карту для выполнения. Этот документ более сложный для выполнения, чем план”.

Ряд пунктов по этому предложению Китай уже включал в свои предварительные заявления в прошлом году.

“Это просто дипломатия, направленная на то, чтобы сформировать положительный имидж Китая, который себя позиционирует как ответственное государство и глобальный игрок. Мировое сообщество ждало, когда Китай займет конструктивную роль, вот Пекин и предоставил такие предложения”.

И таким образом Пекин хочет усилить имидж и влияние в странах Глобального юга.

Обнародованные Китаем тезисы трудно назвать посредническим планом, это общая позиция Пекина, соглашается доцент Института международных отношений КНУ им. Шевченко Николай Капитоненко.

“Это план не о том, как закончить войну, думаю, китайцы понимают, что сейчас это не реально. Сейчас время более радикальных позиций, а посредничество не востребовано. И вообще не знаю, желают ли китайцы завершить войну. Это позиция относительно того, как они видят будущее международной безопасности после войны”.

По его мнению, Китай как государство, считающее себя крупным и глобальным игроком, не может долго дистанцироваться от войны, поэтому и решил высказать свою общую позицию.

В чем интерес Китая

По мнению Юрия Пойти, Китай не станет реальным переговорщиком в войне, он заинтересован в интересах только одной из сторон – России. Хотя в экспертной среде сейчас доминирует мнение, что передача Китаем вооружений Москве маловероятна.

“Но это не исключается окончательно. У Китая есть то, что интересует Россию – дроны, РСЗО. Но если такую передачу обнаружат, будут наложены санкции”, – отмечает Юрий Пойта.

Николай Капитоненко считает, что война поставила Китай в неловкое положение, но Пекин нашел путь использовать себе ее на пользу.

“Если задачей китайской политики было бросить вызов США, западному миропорядку, то, что Россия сделала – это был преждевременный фальстарт, неподготовленный кризис и теперь Китай в неудобной позиции, чтобы бросить этот вызов”, – объясняет он.

Но Пекин адаптировался, как и многие другие игроки.

“За год все до войны адаптировались, все научились извлекать из нее выгоду, и здесь Китай не в самой плохой позиции – они покупают дешевые российские энергоносители и усиливают зависимость России, укрепляют позиции на российском рынке”, – считает эксперт.

Однако риски для Китая открыто поддержать Россию очень велики – российский рынок маленький, а европейский и американский гораздо больше и интереснее.

“Но какой-то неотложной необходимости для Китая положить конец этой войне я не вижу”, – настаивает он.

Николай Капитоненко считает, что нельзя исключать и снабжение Пекином оружия России.

“Китай не может себе позволить поражение России – точнее позволить может, но это будет очень неприятное событие, и в Пекине хотят этому помешать. Они бы хотели помогать России, но вопрос о цене такой помощи – они не хотят ослабить свои позиции на американском и европейском рынке, ведь Китай и его внешняя политика вообще держатся на экономических успехах, на возможностях экспорта на эти рынки. Платить за то, чтобы Россия не проиграла, подрывая собственные экономические позиции? Я думаю, они бы не хотели”.

При этом судьба Украины и то, вернет ли она оккупированные территории, Пекин не интересует, считает эксперт.

Выгоден ли Украине этот “план”

Впервые о “мирном плане” сообщил один из ключевых деятелей Компартии Китая Ван И, который в 2013-2022 годах возглавлял МИД страны.

По мнению Юрия Пойти, большинство пунктов китайского предложения слишком общие, например, о поддержке суверенитета всех стран,

“Взять пункт первый об уважении суверенитета – если бы они России сказали уважать этот пункт, то есть целостность Украины, это уже было бы призывом к прекращению войны. Но они России это не говорят, это формальное заявление, которое не направлено к какой-либо конкретной стороне, хотя имеет быть направлена именно России, и Москва это способствует».

Некоторые пункты, по его словам, противоречат украинским интересам – пункт о “предотвращении менталитета Холодной войны”, призывающий прекратить экспансию военных блоков.

“Это означает, что Украина не имеет права вступать в НАТО, и это абсолютно соответствует российскому видению ситуации. Это накладывает ограничения на украинскую внешнюю политику и суверенитет. Пребывание в нейтральном внеблоковом статусе Украины и привело к российской агрессии. Этот пункт китайского предложения прямо противоречит украинским интересам”, – считает Пойта.

Неуместным для Украины Юрий Пойта называет пункты о прекращении огня и возобновлении переговоров, которые сейчас выгодны только России.

“Если Украина прекратит огонь, она просто проиграет, оставит оккупированными территории, даст России возможность там укрепиться, усилить России там свои военные позиции, восстановить военный потенциал и продлить вторжение через год-два”.

Также предложение Китая о прекращении односторонних санкций означает, что Россия не будет под санкциями, усилит свою военную индустрию и будет готовить новую войну.

“Этот “план” не имеет возможности для реализации, это дипломатический ход Китая”, – заключает Юрий Пойта.

В то же время Юрий Пойта считает, что Украине не стоит говорить, что “план” является полной чепухой, это украинским интересам не будет способствовать – с Китаем следует говорить, хотя и объяснять, что по некоторым пунктам есть разногласия.

“Мне кажется, что Украина сделает вид, что план интересен, но думаю украинское руководство уже понятно, что вряд ли позиция Китая изменится к лучшей для Украины. Главные задачи украинской дипломатии на самом деле сейчас – это попытаться немного улучшить позицию Пекина и сделать так, чтобы Китай не стал передавать России вооружение. Лучше разговоры о мире с Китаем, чем война”.

К тому же, некоторые пункты китайского предложения частично совпадают с пунктами Владимира Зеленского и это позволит расширить коммуникацию с Китаем.

“Можно, например, сказать, что пункт об облегчении экспорта зерна почти совпадает с пунктом плана Зеленского, Украина тоже за это выступает”, – считает эксперт.

По мнению Николая Капитоненко, китайскую позицию все же можно использовать именно для переговоров Киева с Пекином, чтобы убедить китайские власти хоть что-то сделать для провозглашенных ею же принципов.

“Нужно из плана взять как можно больше полезных вещей. Понимаю, что есть соблазн объявить его подыгрышем со стороны Пекина России, но есть вещи, которые мы можем использовать даже в переговорах с самими китайцами. Если они говорят о принципе суверенитета и целостности – давайте обращать внимание на то, как Россия его нарушает. Если они выступают против использования ядерных угроз в конфликте – прекрасно, это устраивает нас. Если они обращают внимание на гуманитарные проблемы, зерновые коридоры – это то, что отвечает нашим интересам”, – говорит эксперт.

Он считает, что позиция таких государств, как Китай, в ходе войны значит много. В отличие от любых резолюций, принятых в ООН.

“Резолюции ООН напрямую влиять на ход войны не могут, это просто измерение температуры международного расписания”, – объясняет он.

Как отреагировали в Украине и НАТО

В МИДе китайские предложения еще не комментировали, но свою позицию BBC уже изложил советник главы Офиса президента Михаил Подоляк.

“Безусловно, мы понимаем желание ряда стран, в частности Китая, инициативно предложить решение. Однако нельзя предлагать решение, которое, по сути, выгодно лишь одной стороне, безусловному агрессору, и не решает проблему односторонней агрессии”, – заявил он.

Подоляк подчеркнул, что сейчас происходит война за существование украинской государственности в целом, а не на территории, решается, будет ли доминировать или разрушится международное право.

“Именно поэтому любой “мирный план”, предусматривающий лишь “немедленное прекращение огня” и как следствие обязательную “новую линию разделения” и продолжение российской оккупации части территории Украины – это вовсе не мир, а исключительно умышленное замораживание войны , перевод войны в затяжной конфликт без разрешения, добровольный проигрыш Украины, отказ от преследования военных преступников, переход к следующим этапам российского геноцида на чужой суверенной территории. И, очевидно, это точно не закончит агрессию России”, – объясняет он.

По мнению Подоляка, в такой ситуации через определенное время для России будут отличные условия для последующего масштабного нападения и расширения зоны войны, потому что она получит время на модернизацию армии.

“Нет решения “мир в обмен на территории”. Позиция Украины известна и абсолютно конкретна. Единственным решением является обязательный вывод всех российских войск с территории Украины до границ 1991 года. Именно с этого пункта должен начинаться любой мирный план или путь к мирного плана”, – подчеркнул он.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сдержанно оценил предложение Китая.

“Китай не пользуется большим доверием, потому что он не смог осудить незаконное вторжение в Украину”, – сказал он на пресс-конференции в Таллинне, сообщает “Европейская правда”.

И добавил, что Пекин подписал соглашение с президентом России Владимиром Путиным всего за несколько дней до вторжения.

Столтенберг также отметил, что НАТО пока не видит, чтобы Китай передавал России летальное вооружение.

“Но мы видим признаки, что Китай, возможно, планирует и рассматривает поставки военной помощи России. И Китай не должен это делать, поэтому это еще будет поддержкой незаконного вторжения с нарушением международного права”, – добавил генсек.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-02-24