В ночь на четверг россияне прибегли к обновленной тактике ракетных обстрелов Украины – удар был не просто массированным, но и насыщенным разными типами ракет.
Причем из восьми видов ракет, которые были в ту ночь в украинском небе, три из них украинская ПВО сейчас сбивать не может: Х-47 “Кинжал”, Х-22 и переделанные С-300.
В то же время, стратегия выбора целей россиян не изменилась – они так же, как и осенью и зимой, бьют по энергетической системе и пытаются уничтожить противовоздушную оборону противорадиолокационными ракетами, вроде Х-31П.
Вместе с тем, в украинском правительстве за несколько дней до этого обстрела предупреждали, что объектами массированных обстрелов могут стать железная дорога и мосты.
Предположить, что россияне весной переключатся с энергетики на транспорт – вполне логично, учитывая “блекаут”, которого так и не произошло. В конце концов и перерезание путей снабжения западного оружия является давним замыслом РФ.
“Что касается целей МРАУ (Массированных ракетно-авиационных ударов) – мы почему-то считали, что потепление, завершение отопительного сезона и очевидная бессмысленность продолжения стратегии “заморозить Украину” положат конец ракетной войне врага. Выходит, что нет”, – говорит в комментарии BBC News Украина руководитель проектов безопасности Центра глобалистики “Стратегия XXI” Павел Лакийчук.
Он предполагает, что причиной этому может быть инерционность или просто несогласованность мышления российского военного руководства.
“Россияне в этой войне сплошь и рядом демонстрируют иррациональность действий. Следовательно, прогнозировать, переключится ли враг по уничтожению энергетической инфраструктуры на транспортную, нет смысла. Прошлогодние летне-осенние удары по транспортной инфраструктуре Украины показали их низкую эффективность. Впрочем, когда это россиян остановило?”, – спрашивает эксперт.
К примеру, начиная с апреля 2022 года россияне нанесли до десяти ракетных ударов по подъемному мосту в Заливе у Днестровского лимана.
И все для того, чтобы уже в феврале 2023 года через восемь месяцев после первого обстрела снова пытаться его уничтожить, но уже морским беспилотником.
Удар надводным дроном
По данным российских пабликов, так выглядел удар надводным дроном.
Семь ракетных ударов понадобилось россиянам, чтобы повредить 90-летнюю плотину Карачуновского водохранилища возле Кривого Рога.
Так же российские войска пытались летом уничтожить мост возле Черкасс, однако позже через него восстановили и автомобильное, и железнодорожное сообщение.
Надо признать, что и ВСУ понадобились недели и серия ударов по HIMARS, чтобы перекрыть для российских сил Антоновский мост возле Херсона.
“Трудно мосты поражать. Не хватает точности ракетам. Они выгрызают край, разрываются в вантах, на задержке пробивают полотно и подрыв в реке происходит. Составить пролет очень проблематично. Попасть в быки (промежуточные опоры моста. – Ред.) и разрушить их с КВО ( “круговым вероятным отклонением”), что есть на вооружении РФ, – это чисто лотерея”, – объяснял в апреле прошлого года военный обозреватель Кирилл Данильченко.
Так же не смогла Россия за год полномасштабной войны уничтожить железнодорожное сообщение, хотя и пыталась бить по тяговым подстанциям, – но, украинские ремонтники работают быстро, а там, где бывают критические нужды, используют тепловозы.
Впрочем, это не означает, что россияне снова не попытаются направить свои ракеты на мосты и железную дорогу. Особенно учитывая, что они постоянно пытаются усовершенствовать свою тактику ударов, как это произошло в ночь на четверг.
Обновленная тактика
“Говорить, что тактика массированных ракетно-авиационных ударов противника как-то коренным образом изменилась, думаю, некорректно и заранее: противник продолжает совершенствовать тактические приемы согласованных по времени и целям комбинированных ударов по нескольким направлениям разными средствами поражения”, – отмечает Павел Лакийчук.
Он напоминает, что россияне вполне заметно готовились к этой атаке, о чем свидетельствовали частые воздушные тревоги из-за “тренировочных” полетов МиГ-31К (носителей ракет “Кинжал”) и другой активности российской тактической и стратегической авиации без пусков.
В этом контексте можно упомянуть и воздушные шары над разными украинскими регионами, целью которых было выявление украинского ПВО.
“То, что “намешали” разные типы ракет: и Х-31П, и Х-59, и Х-22, и “Кинжалы”, может свидетельствовать и, что таким образом враг усложняет работу нашей ПВО – эти цели имеют разные характеристики и характер полета. Впрочем, основой остаются все те же Х-101, Х-555 из стратегических бомбардировщиков и корабельные “Калибры”. А их действительно объективно становится в запасе противника все меньше”, – добавляет Павел Лакийчук.
Свидетельством того, что по крайней мере определенных типов ракет у россиян не столько, как им бы хотелось, есть паузы между продолжающимися по две и более недель массированными обстрелами.
С другой стороны, о том, что россияне “исчерпали свой запас крылатых ракет”, говорят с марта 2022 года.
“Для врага вопроса лимитов по запасам или объемам производства на самом деле не стоит. Чтобы изготовить шесть “Кинжалов”, российскому ВПК нужно 3-6 месяцев, новые Х-22 вообще изготавливать не способны, могут лишь перерабатывать эти крылатые ракеты в улучшенную версию Х-32 (отличается лучшей точностью и меньшей токсичностью топлива)», – пишет военный аналитик компании «Defense Express» Иван Киричевский.
“Российский ВПК до сих пор может поддерживать средний темп производства до 40 ракет Х-101 и до 20 ракет 3М-14 “Калибр” в месяц, хотя и не без нюансов (например, по некоторым данным, в феврале ЧФ РФ получил в течение месяца и “январскую” “, и “февральскую” партии, в каждой из которых по 20 “Калибров”)”, – добавляет он.
Так что россияне способны пополнять и пополняют свои запасы ракет (по крайней мере, часть из их номенклатуры) сразу после каждого массированного удара, хотя и не слишком стремительно.
А спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат рассказывал и о сравнительно новых угрозах.
“Российская авиация сейчас запускает крылатые бомбы – коррегированные авиационные бомбы, имеющие крылья и летящие десятки километров. Так российские самолеты не заходят в зону поражения ПВО. Эти бомбы являются новым вызовом для нас, нужно задействовать дальнобойные зенитные ракетные комплексы и нужные современные истребители, чтобы не допускать появления российской авиации вблизи наших границ”, – предупреждал он.
Все это еще раз свидетельствует о необходимости Украины в современных зенитно-ракетных комплексах.
“Новая тактика россиян усложняет работу противовоздушной обороны. Но те ракеты, которые мы можем сбивать средствами, которые у нас есть, как видите, поражаются. И эффективность, даже при таком массированном обстреле, достаточно высока: 34 крылатые ракеты из 48 плюс добавьте четыре “Шахеда”, – отмечал Юрий Игнат.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.