На прошлой неделе многие украинцы с восторгом просматривали видео выступления итальянского премьера Джорджи Мелони в поддержку Украины. Тогда она ответила в парламенте на замечания депутата “Движения пяти звезд” Элизы Скутеллы относительно того, не пора ли остановить поставки оружия Украине и думать о мире.
В Украине выступление итальянского премьера стало вирусным и вызвало слова благодарности со стороны пользователей соцсетей, вроде: “Эта женщина поразила мое сердце наповал!”, “Это лучшее выступление за все времена в поддержку Украины!” и так далее.
Ряд экспертов и ранее заявлял, что позиция Италии во время войны стала приятным сюрпризом для Украины, учитывая традиции пророссийской политики, которые приобрели особо выразительные формы во времена правления Сильвио Берлускони и до сих пор имеют сторонников как среди некоторых правых, так и среди некоторых левых политиков.
С начала полномасштабной войны итальянское правительство во главе с экспрезидентом Европейского центробанка Марио Драги решительно поддержало Украину, предоставило несколько пакетов помощи с вооружением и согласилось со статусом кандидата в участники ЕС для Украины. Но затем, в сентябре 2022 года, состоялись досрочные выборы, на которых победила правая коалиция, где среди политиков с откровенно пророссийским прошлым, как Сильвио Берлускони и Маттео Сальвини, наиболее выразительной сторонницей поддержки Украины оказалась именно Мелони.
И вот теперь украинцы непосредственно увидели, как глава итальянского правительства выразительно “отшила” представительницу третьей политической силы страны во главе с экс-премьером Джузеппе Конте (2018-2021), по меньшей мере с апреля прошлого года выступающей против дальнейших поставок оружия Украине.
И тому есть несколько причин – от симпатий итальянского премьера и его взглядов до геополитических расчетов и чистого прагматизма.
Мэлони в прошлом была праворадикальной активисткой, которой до сих пор часто вспоминают одобрительные слова о Муссолини в 90-х. Сейчас она придерживается националистических консервативных взглядов, мечтает о величии Италии и периодически ссорится с ЕС и франко-германским ядром объединения, в частности президентом Франции Макроном, обосновывает эти конфликты национальными интересами.
“Те, кто считает, что у ЕС есть первый и второй дивизион, считает, что Европа должна быть клубом, в котором есть те, кто имеет большее значение, и те, кто имеет меньшее значение, ошибаются”, – это ее высказывание демонстрирует по меньшей мере несогласие с нынешним положением Италии в ЕС.
Она восхищается мужеством, самопожертвованием и борьбой украинских военных.
“Вторжение в Украину является агрессией против Европы, демократии и суверенитета наций. Мы отдаем себе отчет, что наше будущее и наша свобода также зависят от мужества украинского народа противостоять российскому неоимпериализму”, – заявила Мэлони 22 марта 2022 года.
А 16 мая она посвятила сообщение в фейсбуке погибшим во время обороны Мариуполя бойцам “Азова” Виталию и Алле Тараниным (посмертно награждены орденами За мужество III степени).
“Свою любовь они скрепили под бомбами, до конца мужественно боролись за оборону Мариуполя, чтобы обеспечить лучшее будущее своей земли и своему ребенку. Любовь, которая теперь будет жить вечно”.
И не менее важно для нее то, что украинцы не просто защищают территории, а пытаются сохранить национальную идентичность от уничтожения.
Во время визита в Киев 21 февраля 2023 г. Мелони объяснила, что для Италии то, что делают украинцы напоминает итальянское Рисорджименто – многолетнюю борьбу за объединение Италии в XIX веке, во время которой итальянцы столкнулись с сопротивлением Австрийской и в меньшей степени Французской империй его преодолели.
“Прошел почти год с того дня, когда часы перевели на несколько десятилетий назад, вторжение должно было продолжаться несколько дней, но этого не произошло, потому что была недооценена героическая реакция нации, готовой на все, чтобы защитить свою свободу, суверенитет и идентичность”, – отметила итальянский лидер.
“В глазах всего мира Украина уже выиграла битву за утверждение своей идентичности. Я вспоминаю рождение итальянского государства, потому что было время, когда говорили, что Италии как нации не существует, что Италия – это лишь географическое понятие, но потом произошло итальянское Рисорджименто (Возрождение) и Италия продемонстрировала, что является нацией. Кто-то говорил, что Украину легко сломать, потому что она – не нация. Но своей способностью бороться, сопротивляться вы доказали, что вы чрезвычайная нация”.
Политический расчет или же последовательность?
Однако нельзя сказать, что Мэлони всегда была против Путина.
В 2015 году партия “Братья Италии” напротив выступала против санкций в отношении России, называла их “бесполезными и мазохистскими” из-за ущерба для итальянского бизнеса.
В декабре 2015 года журналистка La7 Attualità спросила у Мелони, кто лучше – российский руководитель или итальянский премьер-либерал Маттео Ренци.
“Путин имеет гораздо более четкие идеи, чем Ренци, во внешней политике, он защищает национальные интересы”, – таков был ответ политики.
В 2018 году она даже кратко поздравила Путина с победой на президентских выборах, тех, которые в Украине не признали, потому что голосовали на них жители оккупированного Крыма.
Что же изменилось?
По версии журналистов Politico, путь Джорджи Мэлони к политической респектабельности пролегал через Владимира Путина. По сути из-за осуждения его политики.
На парламентских выборах 2018 года партии Джорджи Мэлони удалось получить только 4% голосов избирателей и провести небольшую фракцию в парламент. Ее успехи были гораздо скромнее конкурентов из правого лагеря – Маттео Сальвини и Сильвио Берлускони.
Чтобы не оказаться в роли аутсайдера на следующих выборах, завоевать умеренных консервативных избирателей, партия отказалась от некоторых радикальных требований – например выхода из еврозоны, четко поддержала членство в НАТО. Во время российских угроз 2021 года партия отмечала территориальную целостность Украины, чтобы отличаться от Сальвини и Берлускони, которые уже давно создали себе имидж друзей Путина и сторонников аннексии Крыма.
Когда началась полномасштабная война, Берлускони осудил Путина за нападение, говорил о своем разочаровании, в то же время осуждал Запад за неспособность к переговорам и поставке оружия, говорил, что “объединенная Европа должна сделать предложение о мире, пытаясь заставить украинцев принять требования Путина”.
Политику Сальвини сравнивали с флюгером, потому что он сначала осудил нападение и голосовал за поставку вооружений, съездил в Перемышль помочь беженцам, где ему напомнили о пропутинских симпатиях, а с апреля 2022 начал выступать против дальнейших поставок вооружений Украине.
Последовательная же позиция Мэлони относительно войны выглядела убедительной. Как и в целом ее последовательная оппозиция по отношению ко всем правительствам с 2013 года. Это и стало одной из причин победы “Братьев Италии” на выборах 2022 года – когда-то маленькая партия завоевала 26% голосов.
Хотя соратник Мелони Федерико Молликоне в комментарии Politico возразил какие-то политические расчеты – мол, решение поддержать первые поставки оружия Украине правительством Марио Драги “разрушило стереотипы о нас, не соответствующих действительности”.
“Она (Мелони) последовательна… Она не следит за тенденциями социальных сетей. Наша позиция в международной политике показывает, что “Братья Италии” имеют серьезный и надежный авторитет на международном уровне, вместо того, чтобы делать электоральные расчеты или использовать такую серьезную проблему, как война в Украине, чтобы поставить правительство в затруднительное положение”, – объяснял он.
Сейчас, хотя партии Берлускони и Сальвини и присутствуют в правительстве Мелони, ей удается держать линию в поддержку Украины, несмотря на прокремлевские симпатии ее союзников.
“Время выбирать лагерь”
В геополитической борьбе на планете Мэлони четко позиционирует Италию на стороне НАТО и против влияния России и Китая.
Но внутриполитическая борьба в Италии точно не является основным фактором в позиции Мелони по отношению к Украине.
По ее мнению, российское нападение на Украину ознаменовало восстановление на планете борьбы двух геополитических лагерей, и сторонники правых в этой борьбе должны четко выбрать одну сторону.
Еще накануне нападения она осудила признание Россией “сепаратистских республик” и отметила право Украины выбирать свою судьбу, требовала вывода российских войск из Донбасса и возобновления переговоров.
И в то же время подвергла критике политику расширения НАТО.
Мы всегда поддерживали необходимость поиска баланса, который обеспечит многовековой мир между Европой и Российской Федерацией. и таким образом позволяла Путину усилить повод для угрозы национальной безопасности России”.
Однако после нападения заявления Мелони в поддержку Украины становились все более жесткими.
“Европа возвращается в прошлое, которое мы надеялись больше никогда не пережить. Пора выбирать лагерь (геополитический. – Ред.). Запад и международное сообщество едины в принятии всех полезных мер для поддержки Киева и соблюдения международного права”, – такова была ее первая реакция в Фейсбуке 24 февраля 2022 года.
“Братья Италии” поддержали поставки оружия Украине.
Соучредитель партии эксминистр обороны Иньяцио ла Русса объяснил, что “солидарность не может быть только на словах”, и отметил, что сейчас Запад исправляет ошибки 1968 года в Чехословакии и 1956 года в Венгрии, когда западные страны не предотвратили советскую интервенцию.
В апреле 2022 года Мелони обратилась к правым избирателям с просьбой поддержать Украину и объяснила, почему они не должны поддерживать авторитарные режимы в борьбе с демократиями только потому, что, по ее словам, Запад “отрекся от своей идентичности и своей души”, сообщало Secolo d ‘Italia.
“Ответом на упадок Запада не может быть симпатия к автарке. Для нас ответ состоит в том, чтобы вернуть западным обществам ценности, которых их лишили. Мы хотим спасти западную цивилизацию, и по этой причине мы без колебаний встали на одну сторону в текущем конфликте,” осуждая российское вторжение, чтобы попытаться как можно быстрее его прекратить”, – объяснила Мелони.
“То проклятое 24 февраля все изменило. Это была точка невозвращения. Конечно, демократам в США не нужно было снова предлагать климат холодной войны с Россией, конечно, мы можем обсуждать отсутствие Европы, мы можем обсуждать Донбасс, но сейчас это были бы дискуссии, которые остались в прошлом. Потому что сейчас в Украине решается и наше будущее”.
В то же время, она отметила, что Италия в этой борьбе не собирается быть подчиненной США, а хочет быть равноправным союзником.
Мелони стремится вернуть Италии роль одного из лидеров европейской экономики и будущего – сложная задача после многих лет стагнации.
В сентябре 2022 года в интервью Центральному информационному агентству Тайваня Мэлони заявила, что в мире идет борьба демократий и диктатур. Выживание демократических обществ оказалось под угрозой, примером чего и есть нападение на Украину.
Она также выступила за активное сотрудничество со странами Балкан, Азии, Африки и Латинской Америки, чтобы предотвратить влияние Китая и России.
“Из-за небрежности Европы и Запада им было разрешено проникнуть на западные Балканы, в Африку, Индо-Тихоокеанский регион и Латинскую Америку. Мы должны вернуться туда”.
Этот тезис Мелони повторила и во время видеовстречи G7 24 февраля 2023 года, призвала “противостоять лживому путинскому нарративу по поводу конфликта, удвоить усилия по сближению с так называемым Глобальным Югом”.
Противодействие господству “капиталистически-коммунистического Китая”
На саммите G20 на Бали Джорджа Мэлони пожала руку Си Цзиньпину, но она давно критикует китайскую политику.
Конечно, ведущим авторитарным государством Мелони видит не Россию, а Китай.
“Это (война России против Украины) вершина айсберга конфликта, цель которого – новый мировой порядок. Если Украина капитулирует, то настоящим победителем завтра станет не путинская Россия, а капиталистически-коммунистический Китай Си Цзиньпина. Запад оказался бы значительно ослабленным, а внутри Запада тот, кто слабее, то есть Европа, оказалась подчиненной Китаю. И я не хочу оказаться под властью коммунистического Китая, мои друзья”, – пояснила лидер “Братьев Италии” в своем выступлении в апреле 2022 года, сообщает Secolo d’Italia .
Невосприятие китайской политики Мэлони выражает давно. В 2008 году она была министершей молодежи в правительстве Берлускони и подвергла критике китайскую политику по Тибету, призвала итальянских спортсменов бойкотировать церемонию открытия Олимпийских игр в Пекине. Тогда премьер Берлускони и министр иностранных дел Франко Фраттини выступили против ее призыва.
В 2019 году Си Цзиньпин подписал с премьером Италии Джузеппе Конте меморандум по присоединению страны к проекту “Один пояс, один путь”. Италия стала единственной страной Западной Европы и присоединившейся к китайскому проекту членом G7 и Мелони называла это решение “огромной ошибкой”.
В сентябре 2022 г. она заявила, что не видит политических предпосылок для продления в 2024 году меморандума на следующие 5 лет.
Мэлони также откровенно симпатизирует Тайваню. В интервью тайваньскому Центральному информационному агентству в сентябре 2022 года она заявила, что ее партию и Тайвань “связывает искренняя дружба” и готова способствовать развитию итальянско-тайваньских отношений. По ее мнению, любой военный конфликт в Тайваньском проливе ударит по экономике Европы, поэтому следует осуждать военные угрозы Китая в адрес Тайваня.
Итальянский лидер отметила, что Китай скрывал эпидемию Covid-19, подавляет инакомыслие в Гонконге и нацменьшинства, эскалирует военную угрозу Тайваню, имеет неопределенную расплывчатую позицию по нападению России на Украину.
Во время саммита G20 на Бали Мэлони встретилась с Си Цзиньпином и приняла его предложение посетить Пекин. Однако итальянская исследовательница из Mercator Institute for China Studies Франческа Гиретти в статье для Euraktiv пишет, что вряд ли это изменит позицию Италии по отношению к Китаю, которая уже заключается в блокировании доступа китайских инвесторов к стратегическим предприятиям страны и тщательной проверке китайских инвестиций.
Экономический прагматизм
Министр предпринимательства и “сделано в Италии” Адольфо Урсо координирует проведение конференции по восстановлению Украины в Риме. Зеленский наградил его орденом “За заслуги” III степени
В апреле в Риме должна пройти конференция по реконструкции Украины с участием итальянского бизнеса. И здесь проявляется прагматичный интерес итальянских властей.
Итальянские компании годами говорили об убытках в результате санкций против России. Мелони в прошлом году заявила, что Италия не изменит курс в поддержку Украины, но должны быть “формы компенсации для стран, наиболее пострадавших от санкций”.
Заказы важны для итальянской экономики, которую хочет поднять со времен стагнации правительство Мелони, причем сделать это так, чтобы итальянское качество было по достоинству оценено в мире. С другой стороны, в Украине давно выражали интерес к увеличению итальянских инвестиций, хотя и всегда оставался для этого сделанный вопрос.
Сейчас роль Италии в обновлении Украины широко обсуждается, и успех в привлечении итальянского бизнеса будет способствовать тесным отношениям двух стран в будущем.
Министр предпринимательства и “сделано в Италии” Адольфо Урсо посетил Украину в январе 2023 года в сопровождении президента ассоциации итальянских промышленников Confindustria Карло Бономи. Тогда объявили об открытии представительства этой ассоциации в Киеве, обсудили открытие транспортных коридоров на итальянские порты в Венеции и Триесте, чтобы облегчить украинскую логистику.
В долгосрочной перспективе в итальянском правительстве могут видеть Украину как важного партнера в рамках ЕС для противовеса доминированию франко-германского ядра, которое Джорджу Мэлони явно не устраивает, что являлось одним из факторов в ее дружбе с действующим руководством Польши.
Как бы там ни было, существует большая вероятность, что при премьерстве Мэлони украинско-итальянские отношения достигнут небывалого размаха.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.