“Мы за Украину и ВСУ” и “Долой московского попа!” Как во Львове у УПЦ забрали главный храм

Солнечное утро во Львове, как и во многих городах Украины в последние дни, началось с стремительных событий в главном храме города УПЦ Московского патриархата (сама церковь отрицает связь с РПЦ). 

После истории со скандалом в соборе Хмельницкого и избиением там бывшего военного в Украине пошла целая волна организованных переходов храмов от УПЦ к автокефальной Православной церкви Украины. Как указывают эксперты, эти переходы часто не совсем законны, но их поддерживает большинство населения.

Закон прописан так, что действительно в собрании храма должны участвовать его верующие. И как определить этих верующих, чтобы это не были посторонние люди, – вопрос достаточно сложный.

Утром 5 апреля в храме святого Георгия почти в центре Львова, как всегда, на службу собрались верующие УПЦ. Этот храм считается главным в городе этой церкви, и вокруг него давно продолжаются споры из-за его принадлежности к УПЦ МП.

Еще накануне мэр Львова Андрей Садовый сообщил, что у Московского патриархата в городе нет будущего. Город заберет у церкви коммунальное имущество, а главный храм на улице Бобанича, принадлежащий религиозной общине, либо должен перейти в ВТО, либо быть национализированным.

А руководитель области Максим Козицкий заявил, что у общества большой запрос “на ликвидацию ячейки московского православия во Львове”.

“Все будет реализовано – с сохранением порядка, спокойствия и всех материальных ценностей и храмов, которыми до этого времени пользовались представители “московского патриархата”, – анонсировал руководитель области.

События начали стремительно развиваться уже после 9 часов утра, когда на службе находились достаточно много людей.

К нему начали приходить местные жители – по разным оценкам, около сотни человек. Большинство из них были негативно настроены к УПЦ МП и, как указывали практически все собеседники на месте событий, не верующие именно этого конкретного храма.

Среди людей был представитель Львовского областного совета Юрий Холод, взявший на себя важную организационную роль в дальнейших событиях.

Местный священник, отец Владимир, не препятствовал проведению собрания общества, как эти события назвали активисты и местные власти.

Люди собрали подписи и провели формальное собрание общины – проголосовали за переход храма и прихода в Православную церковь Украины.

Об этих событиях быстро последовали огласки по Львову, и за полчаса до храма начали совпадать верующие, которые постоянно ходят в этот храм. Их быстро собралось несколько десятков человек. Однако уже все юридические действия по проведению собрания и оформлению перехода были завершены.

Активисты с участием представителей власти создали специальную комиссию, которая принялась описывать имущество храма и готовить документы к переходу.

Это, конечно, не нравилось представителям УПЦ, которые прибежали на защиту храма. Начали возникать небольшие стычки и толкотня, однако полиция их очень быстро успокоила. Наконец под крики молодых людей “Долой московского попа” правоохранители вывели всех из храма. Чтобы избежать конфликтов, и чтобы новая комиссия начала работать.

Переход храма произошел очень стремительно, а сторонники УПЦ уже ничего не могли сделать. На конфликты они не шли, однако некоторые верующие просто заходили, приходились к иконам и плакали.

“Мы не хотим в ВТО сейчас, и мы не русская церковь! У меня племянник сейчас под Бахмутом”, – со слезами на глазах говорила пожилая женщина. Проверить ее слова возможности не было.

“Я здесь жила неподалеку, и я не хочу иметь русскую церковь под боком”, – говорила другая женщина, пришедшая в храм.

На защиту УПЦ пришли и многие молодые люди, которые убеждали, что они не РПЦ, а украинская церковь, и собирают помощь на ВСУ. “Да, мы молимся на церковнославянском, это наше право”, – убеждала девушка лет 25, которая прибежала сюда с работы, когда услышала о событиях.

Она убеждает, что собрание общества для обсуждения ситуации анонсировалось на 9 апреля, тогда якобы и должны были думать о переходе. Девушка с единомышленниками настаивает, что во время голосования за переход храма там было всего несколько верующих прихода, а все остальные были “чужими людьми”.

В то же время сторонники перехода убеждали, что УПЦ до сих пор имеет каноническую связь с Москвой. Эти дискуссии продолжаются давно, и четкий ответ на этот вопрос дать не так-то просто.

Формально еще 27 мая 2022 УПЦ объявила о самостоятельности от РПЦ, однако на автокефалию не решилась. Специальная государственная комиссия еще в конце 2022 года сообщила, что УПЦ имеет каноническую связь с РПЦ. Но сама церковь это не признает и отрицает.

Конечно, это, скорее, тема для профессиональной дискуссии, а не эмоциональной ссоры во время конфликтных ситуаций.

Представители УПЦ фактически признали произошедшее.

В разговоре с ВВС Украина местный викарный епископ УПЦ Яков пообещал, что ни на какие силовые действия верующие идти не будут, а все вопросы они будут решать в судебном порядке.

“Мы будем обжаловать сегодняшние события и переход в суде, все будет в правовом поле”, – рассказал он ВВС возле храма.

Присутствовавший во время голосования отец Владимир заверил, что он это не поддерживал.

Оба служителя указывают, что вопрос перехода в ВТО – это сложное для них решение. Они утверждают, что это возможно только после глубокого диалога на самом высоком уровне. Сами они к такому шагу, на фоне лет религиозных противостояний, не готовы.

Глава местной Львовской епархии УПЦ МП митрополит Филарет уже заявил, что не признает законность сегодняшних событий. Хотя все представители УПЦ сегодня признавали, что их в городе абсолютное меньшинство.

Руководитель области Максим Козицкий поздравил сегодняшние события и выразил надежду, что уже в ближайшее время эта церковь станет гарнизонным храмом ВЦУ.

“Мне приятно, что на улице нашего героя Тараса Бобанича у нас есть Православная церковь Украины. Юридически процесс еще продолжается, но сегодня община собралась и четко сказала, что принадлежат к ВТО”, – считает Козицкий.

Хотя люди возле храма УПЦ так не считают – обещают продолжать борьбу за храм, к которому привыкли ходить. И надеются, что на высших уровнях могут договориться о цивилизованном формате взаимопонимания.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-04-05