Роберт Ганссен был одним из самых вредных шпионов в истории ФБР. Бывший агент США, скончавшийся в тюрьме, на протяжении почти 20 лет передавал Москве важные секреты – эти измены стоили жизням. К операции по его обезвреживанию привлекли 300 агентов. Двое из них, которые играли центральную роль, рассказали BBC, как им это удалось.
В декабре 2000 года агента ФБР Ричарда Гарсию посетил коллега, руководивший отделом, занимавшимся Россией.
“Он спросил: “Вы знаете парня по имени Роберт Ганссен?”, – вспоминает Гарсиа, – Я ответил “нет””.
“Хорошо. Но теперь вы его узнаете”, – ответил на это его коллега.
Через несколько месяцев, отчасти благодаря тайной работе Гарсиа, о нем узнала вся страна. Арест Ганссена в феврале 2001 года потряс разведывательное сообщество, а его двойная жизнь оказалась на первых страницах.
Более двух десятилетий спустя, в этот понедельник, власти объявили, что его нашли без признаков жизни в камере тюрьмы строгого режима в Колорадо, где он отбывал пожизненное заключение. Ганссену было 79, и полагают, что он умер естественной смертью.
“Туда ему и дорога”, – отреагировал на эту новость 70-летний Гарсиа, уже ушедший из ФБР.
Смертоносная измена
Ганссен изучал русский язык в колледже и начал работать в ФБР в 1976 году. А начиная с 1985 года он действовал как деструктивный “крот” в правительстве США, продавал сверхсекретные документы в СССР и Россию и компрометировал тайных шпионов.
Согласно 100-страничным показаниям под присягой, в которых описываются его преступления, шпионаж Ганссена привел к аресту и заключению трех американских источников и казни еще двух.
Среди сверхсекретных документов, которые передал Ганссен, была оценка американской разведки советских попыток собрать разведданные об американских ядерных программах. Ганссен передавал информацию КГБ, а позже его постсоветской преемнице – Службе внешней разведки, или СВР.
За его измену россияне заплатили Ганссену 1,4 миллиона долларов – 600 тысяч долларов наличными и бриллиантами и еще 800 тысяч долларов на банковский счет.
Ганссену так долго удавалось оставаться незамеченным благодаря методам шпионажа старой школы. Он полагался на так называемые “закладки” – то есть физически оставлял документы в тайниках, где их потом забирали его руководители. Обычно он делал это в неприметных пригородах Виргинии вокруг Вашингтона.
Его руководители в Москве не знали, кем он был. Его знали под псевдонимом “Рамон Гарсиа” – который не имел никакой связи с Робертом Гарсиа, и такое совпадение, по мнению последнего, должно было донимать Ганссена, когда они наконец встретились.
Его деятельность продолжалась еще долго после падения Берлинской стены и распада СССР. Он пытался контактировать с россиянами вплоть до задержания.
Но благодаря нескольким прорывам в разведке ФБР и разведывательный аппарат США в конце концов сели ему на хвост.
Идентификация “крота”
Сотрудники американской разведки подозревали наличие шпиона с 1990-х годов, но для разоблачения Ганссена понадобилось несколько лет.
Российский агент, работавший в США, получил доступ к российскому досье на их человека в Виргинии. Сотрудники американской разведки обнаружили запись телефонного разговора Ганссена с его руководителями, а также отпечатки пальцев, которые он оставил на мусорных пакетах, куда делал “закладки”.
До ноября 2000 года они знали, кто был шпионом. Но теперь они должны это доказать.
ФБР разработало план наблюдения за Ганссеном, его перевели из Государственного департамента, где он работал, и создали фиктивный пост в Бюро, где оперативники могли следить за ним.
“Мы хотели получить достаточно доказательств, чтобы осудить его, и конечной целью было поймать его с поличным”, – вспоминала Дебра Эванс Смит, бывшая заместитель директора Отдела контрразведки, в кратком изложении дела ФБР.
Именно здесь на сцену вышел Гарсиа.
8 декабря 2000 года начальник российского отдела ФБР посетил его, чтобы рассказать ему о деле Ганссена.
Гарсиа, опытный агент под прикрытием, должен стать фальшивым начальником Ганссена, очень бюрократическим боссом.
“Он ненавидел меня, скажем так”, – вспоминал Гарсиа.
Лишь несколько сотрудников ФБР знали о шпионе в своей среде.
Гарсиа завербовал Эрика О’Нила, 26-летнего агента под прикрытием, осведомленного в хакерстве, который должен был притворяться административным помощником Ганссена.
“Это было одно из самых важных событий в моей жизни, я пошел под прикрытие в относительно молодом возрасте и столкнулся с самым вредным шпионом в истории США”, – рассказал О’Нил BBC.
В течение следующих нескольких недель они стали хорошими знакомыми – хотя один в процессе тайно следил за другим. В какой-то момент О’Нил даже ходил вместе с семьей Ганссена в церковь.
О’Нил описывает Ганссена как нарцисса с огромным эго: “Он хотел быть наставником. Он хотел кому-то передать все свои знания”.
В ходе расследования Гарсиа возил Ганссена, который, по его словам, был “помешан на оружии”, в тир, пока агенты проводили у него обыски – в частности в одной из его машин, где агенты обнаружили секретные документы.
Однажды, когда он выманил его из офиса на стрельбище, О’Нил лихорадочно скопировал содержимое его Palm Pilot – предшественника BlackBerry и смартфонов.
По словам О’Нила, он едва успел сделать это до возвращения Ганссена.
Это напоминает сюжет голливудского фильма – и не зря: историю О’Нила экранизировали в шпионский триллер 2007 года под названием “Измена” (Breach) с Райаном Филиппом, Крисом Купером и Лорой Линни.
Разоблачение и осуждение
По данным ФБР, до февраля 2001 над делом работало 300 агентов.
Они ждали, пока Ганссен попытается оставить еще одну “закладку” – и в конце концов он это сделал.
Ганссен был арестован в феврале 2001 года в парке Фокстон в Виргинии и обвинен в шпионаже. Он признал себя виновным по 15 пунктам и был приговорен к пожизненному заключению без права условно-досрочного освобождения.
Директор ФБР Луис Фри назвал действия Ганссена “самыми неверными, которые только можно представить, против правового государства”.
Это дело повлияло на отношения США с Россией, и президент Джордж Буш выдворил многих российских дипломатов.
Ганссена отправили в тюрьму в штате Колорадо, где он оставался более двух десятилетий до своей смерти на этой неделе.
Это историческое дело изменило жизнь всех участников.
О’Нил написал о ней книгу “Серый день” и сейчас, согласно его вебсайту, является “основным ловцом шпионов”.
Он годами безуспешно пытался взять интервью у Ганссена для книги. После того, как он провел несколько недель в маленьком офисе с Ганссеном в начале 2000-х годов, тюремщики не позволили ему даже мгновение побыть в камере шпиона.
Когда О’Нил услышал, что Ганссен умер, он пожалел, что не был более настойчив.
“Я бы спросил его: зачем ты это сделал?” – говорит он.
Гарсиа имеет свою теорию, почему Ганссен изменил своей стране – эго: “Он чувствовал себя богом, который сможет контролировать Соединенные Штаты и Россию”.
Он считает Ганссена самым деструктивным шпионом в истории США.
“Из-за вреда, причиненного им США и России, и людям, погибшим в результате информации, которую он передал. Из-за того, что делал это так долго. Удивительно, что все произошло именно так”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.