Почему так непросто подготовить украинских пилотов летать на F-16

f-16

В четверг, 15 июня, на встрече в Брюсселе западные союзники собираются объявить о своих намерениях учить украинских пилотов управлять американскими F-16. Но до сих пор неясно, какие страны захотят предоставить самолеты сколько и когда. 

Снабжение Украины истребителей F-16 не будет “серебряным шаром” или “скорым решением”, считает глава ВВС Норвегии. Генерал-майор Рольф Фолланд говорит, что Украине нужно время, чтобы научиться управлять западными реактивными самолетами со сложным вооружением.

Мы встречаемся на больших воздушных учениях союзников, которые проходят над Норвегией, Финляндией и Швецией. В нем принимают участие 150 истребителей – это гораздо больше, чем все воздушные силы Украины.

Генерал Фолланд говорит, что подготовка имеет целью научить доминировать в небе, чтобы избежать того, что он называет “старомодной” войной, которая идет сейчас в Украине.

Чтобы добиться господства в воздухе, нужен масштаб и мастерство, которых у Украины пока нет. Даже передача небольшого парка F-16 может оказаться серьезной проблемой.

Бельгийский пилот с позывным Пульс учился три года, чтобы овладеть полетом на F-16. Нас попросили не использовать его подлинное имя.

Он показывает нам свой самолет, разработанный в конце 1970-х, задолго до рождения пилота.

“Летает, как мечта, – говорит он, – Но летать – это самая легкая часть. Остальное сложнее”.

Остальное – это обучение работать с радаром, датчиками и оружием F-16. Украина, которая сейчас имеет больше пилотов, чем самолетов, надеется сократить эту учебу до нескольких месяцев.

Пульс видит логику в предоставлении Украине западных самолетов. Он показывает вооружение своего истребителя: ракеты “воздух-воздух” для уничтожения самолетов противника и бомбы для поражения наземных целей. “Это важно, – говорит Пульс, – потому что с этим самолетом можно использовать любое оружие из запасов НАТО”.

Но тогда возникает вопрос обслуживания истребителей.

ВВС Норвегии, как и воздушные силы других стран Европы, перешли на более современные F-35. Поэтому теоретически F-16 для Украины должны быть доступны.

На авиабазе Орланд они используют два своих старых самолета F-16 для обучения авиаинженерам. На это может понадобиться год, а для тренировки старшего авиатехника – даже больше.

“Нельзя просто отдать истребитель и сказать, улетай”, – говорит полковник Мартин Тесли, командир базы и бывший пилот F-16.

Он объясняет, что есть большой материально-технический хвост – запчасти, программное обеспечение и оружие. Но он понимает также необходимость модернизации украинского парка старых советских самолетов.

“В определенный момент, если им не предоставят другие самолеты, у них не будет воздушных сил для защиты”.

“Нельзя просто отдать истребитель и сказать, улетай”, – говорит полковник Мартин Тесли, командир базы и бывший пилот F-16

Джастин Бронк из Королевского института объединенных служб говорит, что Украине, вероятно, понадобится помощь западных подрядчиков, чтобы обслуживать F-16. Очевидный вопрос: какая страна готова принять очевидные риски отправки собственных людей в страну, где идет война?

Профессор Бронк добавляет, что Россия, скорее всего, будет бить по украинским авиабазам, когда на них появятся западные самолеты. Это опасность для одномоторного F-16, который может засасывать мусор из взлетно-посадочной полосы – поэтому требования для “слетки” достаточно высоки.

Это веские причины, почему США так долго сопротивлялись давлению Украины относительно предоставления F-16. Это касалось не столько опасений эскалации, сколько практичности эксплуатации и обслуживания реактивных самолетов. В Пентагоне предупредили, что это будет сложно и дорого.

Украина просит западные истребители с начала войны

Также непросто будет изменить ход боевых действий с помощью истребителей.

Подполковник Нилс Ван Хуссен, бывший пилот F-16 Королевских ВВС Нидерландов, говорит, что “ни одна система оружия не изменит большую войну”. По его убеждению, F-16 смогут просто поддержать то, что Украина делает уже сейчас.

Реальность войны такова, что даже Россия с ее значительными военно-воздушными силами не смогла доминировать в небе. Предотвратить это помогают наземные системы ПВО.

Предоставление Украине дополнительной противовоздушной обороны будет оставаться непосредственным приоритетом для Запада. Восстановление военно-воздушных сил является долгосрочной целью.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-16