“Это Курск”, говорит о ситуации с наступлением украинский главнокомандующий Залужный. В последние недели между американскими и украинскими официальными представителями проходят напряженные закулисные дискуссии относительно стратегии и тактики того, как оживить украинское контрнаступление. Пока он продвигается довольно медленно, пишет Wall Street Journal (WSJ).
Американцы пытаются убедить украинцев вернуться к применению тактики общевойскового боя, которой их учили на тренировках западные союзники. И в последние недели Киев пошел на некоторые изменения.
Однако партнеры и дальше не имеют полного согласия относительно того, как переломить ход войны в тот ограниченный отрезок времени, оставшийся до зимних холодов.
“Вы не понимаете природу этого конфликта”, – вспоминает слова украинского главнокомандующего генерала Залужного один из участников американо-украинских переговоров. “Это Курск”, – напомнил он об одной из величайших битв Второй мировой на территории Советского Союза.
“Гора железа” не повторится
Американские советы базируются на том, что количество оружия и оборудования, поставленного Украине за последние годы на более чем 43 млрд долларов, достаточно для наступления. И такая помощь вряд ли повторится на том же уровне в 2024 году.
“Мы накапливали эту гору железа для контрнаступления. И мы не можем сделать этого снова – его просто уже не существует”, – цитирует WSJ одного из официальных представителей США.
Там считают, что у Украины еще есть возможность воспользоваться шансом на наступление.
В украинском командовании также считают, что время для контрнаступления еще не завершилось. Залужный, по данным издания, заявил американским партнерам, что украинские силы на пороге прорыва.
Но различия в подходе к стратегии остаются. США в последние недели пытаются убедить Украину не распылять силы, а сосредоточить их в районе Токмака на юге и прорвать первую линию обороны россиян, которую все считают самой серьезной.
Хотя и среди американских представителей существуют разные взгляды на возможные стратегии наступления, общим является “серьезное беспокойство” в Вашингтоне из-за настроения президента Зеленского сосредоточиться на Бахмуте, который украинская сторона считает важным для поднятия боевого духа и создания буферной зоны на Востоке.
После того, как американцы предостерегли распыление их помощи, украинцы несколько изменили стратегию и перешли в оборону на востоке Запорожской области. Это позволило сэкономить расход артиллерии и сосредоточить силы на главном направлении наступления.
Но в США и дальше считают, что украинцы размазывают силы слишком тонким слоем на юге, но задействуют ряд бригад на востоке и все еще отказываются от тактики комбинированного применения артиллерии, механизированных бригад и разминирования.
Украинцы отвечают, что сведение потерь к минимуму является залогом сохранения боевого потенциала на долгое время. Но американцы считают, что атаки небольшими группами замедляют наступление и дают возможность россиянам отвечать, в том числе минометными обстрелами.
Тупик?
Текущее положение дел спровоцировало опасения, что борьба Украины с Россией входит в тупик. Но советник президента Байдена по безопасности Джейк Салливан отверг такие предположения.
“Нет, мы не оцениваем этот конфликт как безысходный”, – заявил Салливан, добавив, что ситуация на поле боя меняется каждый день.
В основе споров между Вашингтоном и Киевом есть тренировки по общевоенным действиям, которые США организовали для украинцев для подготовки к наступлению на юге.
Эта обучение прошли более 70 тысяч украинских воинов в более чем 40 локациях. Но сердцевиной этих тренировок стала подготовка 14 моторизованных пехотных подразделений в Германии, где обучение прошли около 8000 воинов.
Обучение, продолжавшееся 12 недель, предполагало отработку тактики совместных действий артиллерии, пехоты и моторизованных подразделений. В последнюю неделю этих учений украинские воины должны были прорвать оборону противника, роль которого исполняли американские силы.
Дополнительную тренировку проходят еще два батальона – Национальной гвардии и армейский. Последней осенью будет вооружен 31 танком Abrams и другой техникой для прорыва минных заграждений, заявил представитель американских сил в Европе полковник Мартин О’Доннел.
Это обучение также должно дать украинским воинам возможность прорвать оборону противника и зайти в тыл россиянам, но без одного существенного преимущества, которым обычно пользуется американская армия, – поддержка из воздуха.
Воздушные силы самой Украины очень ограничены, а поступление самолетов американского производства F-16, как ожидается, произойдет только в середине или даже к концу 2024 года.
Посмотреть в зеркало
В то время как официальные представители США говорят, что моделирование ситуации показало возможность достижения успеха украинцами и без самолетов, даже в Пентагоне есть те, кто говорит, что это будет тяжело.
Например, Кристина Вортмут, министр армии США, недавно заявляла, что и Соединенные Штаты считали бы боевые действия в таких условиях серьезным вызовом, особенно если нет преимущества в воздухе, а у противника было время, чтобы подготовить оборону.
“У наших военных было много времени, чтобы попрактиковаться в этом, а у украинцев – всего несколько недель”, – отметила она.
Некоторые бывшие американские чиновники говорят, что недовольство Пентагона медленным темпом продвижения украинцев неуместно.
“Когда американцы применяют тактику общевойскового наступления, это происходит с преимуществом в воздухе”, – говорит генерал Филипп Бридлав, главнокомандующий НАТО в 2013-2016 годах.
“У Украины этого нет. А мы также не предоставили украинцам дальнобойной артиллерии, – добавляет он. – Так что когда начинаются все эти разговоры о медлительности без общевойсковой тактики, то нужно сначала посмотреть в зеркало”.
Большие победы впереди?
Некоторые из украинских воинов, которые воюют с самого начала, также недовольны. Они говорят, что танки и другая бронетехника получили новые подразделения, где много тех, кто не имеет боевого опыта. Впрочем, официальные представители США отвечают, что наличие боевого опыта у тренировавшихся для наступления колеблется от 50% до 70%.
Другие отмечают, что реальность первого контакта с врагом повергла в наступательные подразделения. Как рассказал один из воинов после первого штурма российских окопов, “какими бы тяжелыми ни были учения, это (реальное наступление) оказалось значительно тяжелее”.
Защищая свою тактику наступления, Киев говорит, что пусть медленно, но продвижение есть. На этой неделе украинские силы взяли Роботино, расположенное чуть севернее главной оборонной линии россиян.
Подразделение, штурмовавшее населенный пункт, оттачивало свою тактику с первых дней войны. Она состоит в том, чтобы сначала нанести артиллерийские удары по позициям противника посредством наведения с дронов, а затем начинать пехотный штурм.
“Это небольшая победа, – написал в соцсетях командир подразделения майор Юрий Гаркавый. – Большие (победы) впереди. Моя цель – Азов”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.