Переговорщик за кулисами. Кто такой Рустем Умеров?

umerov

Украина получила во время войны нового министра обороны. Им стал крымский татарин Рустем Умеров. Он не имеет отношения к военному делу, но известен как искусный переговорщик. 

Самый младший министр обороны в истории страны, 41-летний Умеров получит ведомство с самым большим бюджетом и тяжелыми задачами.

Практически всю свою карьеру, даже находясь в политике, он был не публичной персоной.

Однако, по утверждениям источников BBC, часто решал задачу наиболее щекотливого характера.

Бизнесмен и депутат

Умеров родился 19 апреля 1982 года вблизи Самарканда (Узбекистан). Во время Второй мировой войны его семью, как и многих других крымских татар, власти СССР депортировали с полуострова в Центральную Азию.

Вернуться домой – в крымскую Алушту – семья Умеровых смогла только после развала Советского Союза в начале 1990-х.

Рустем окончил гимназию-интернат для одаренных детей в Крыму, был стипендиатом международных программ, в том числе в США. Затем получил диплом финансиста в Национальной академии управления, а также изучал информационную безопасность в Киевском политехническом институте.

Рустем Умеров является мусульманином, активно вовлекается в восстановление и построение мечетей в Украине.

К примеру, в августе 2013 года в Бахчисарае открыли мечеть Орта-джами, реставрацию которой профинансировали Умеровы (братья Рустем и Аслан и их отец Энвер).

В последние годы новый министр обороны был вовлечен в проект строительства Соборной мечети и исламского культурно-духовного центра в Киеве. По этому вопросу он общался с властями Турции.

Начало бизнес-карьеры Умерова связано с оператором мобильной связи Lifecell (ранее life). С 2015 года он принадлежит турецкой телекоммуникационной компании Turkcell, до этого находившийся частично в собственности структур Рината Ахметова.

С 2010 года Умеров перешел в инвестиционный бизнес, впоследствии основал компанию “АСТЕМ”. Параллельно работал помощником депутата Верховной Рады, лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева.

Он сопровождал его в важных поездках и международных переговорах. К примеру, в августе 2012 года Джемилев и Умеров провели встречу с самопровозглашенными властями Северного Кипра. Эту “республику” не признает ни одна страна, кроме Турции.

После аннексии Крыма Россией Умеров также занимался вопросом крымскотатарских политзаключенных.

Еще при президентстве Петра Порошенко он был непублично вовлечен в российско-украинские переговоры, которые касались освобождения осужденных в РФ лидеров крымских татар. Речь идет об обмене заместителей председателя Меджлиса (крымскотатарского парламента) Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова в ноябре 2017 года. Это произошло при посредничестве Турции.

В 2019 году Умеров сам стал депутатом. Он прошел в Раду по списку молодой политической силы “Голос”, лидером которой был певец Святослав Вакарчук.

“У нас, как у украиноцентристской партии, была идея привлечься поддержкой крымских татар и иметь (в проходной части списка) представителя крымскотатарского народа, – рассказывает ВВС депутат Рады Ярослав Юрчишин, который тогда, в 2019-м, имел отношение к формированию парламентского списка” Голоса”. – Рустема нам очень посоветовали друзья Святослава из Стэнфорда – Фрэнсис Фукуяма, Майкл Макфол и другие”.

Умеров вместе с Вакарчуком профинансировали открытие украинской программы лидерства (The Ukrainian Emerging Leaders Program) в том же Стэнфордском университете.

Юрчишин рассказывает: желающих приобщиться к открытию украинской программы в одном из самых престижных университетов было много, однако американцы тщательно проверяли претендентов, заботясь об имидже. До Умерова у них вопросов не возникло.

Среди первых стипендиатов программы была Нобелевская лауреат Александра Матвийчук, руководитель “Центра гражданских свобод”. Стэнфорд по этой программе также закончил ряд депутатов Совета, антикоррупционных активистов и представителей СМИ.

Как депутат Рустем Умеров возглавлял группы по взаимодействию с Турцией и Саудовской Аравией, был секретарем комитета по правам человека и национальным меньшинствам.

В Раде Умеров стал автором и соавтором десятков законопроектов. Судя по всему, больше всего его интересовала тема Крыма и защиты прав крымских татар. В частности, он был одним из соавторов закона о коренных народах Украины, критиковавшего в своих заявлениях Владимир Путин.

А еще Умеров принимал участие в разработке представленной СНБО в 2020 году Стратегии деоккупации Крыма, а также в запуске главного “крымского проекта” Владимира Зеленского – “Крымской платформы”. По идее, именно это стало главной причиной награждения его в августе 2021 года орденом “За заслуги III степени”.

Новый министр женат и воспитывает троих детей.

Переговорщик которого отравили

В группу переговорщиков, ведущих переговоры с РФ, Рустема Умерова привлек Андрей Ермак.  С началом полномасштабной войны в феврале 2022 г. в жизни Умерова начался новый этап. Президент включил его в группу переговорщиков с Россией.

На первый взгляд это могло показаться странным.

“Западные партнеры уже тогда намекали, давали понять, что включение в переговорную группу представителя оппозиции может сыграть положительную роль: это покажет, что украинское общество в этом вопросе цельно. Плюс уже тогда было важно вовлекать в процесс формальных и неформальных посредников”, – говорит Ярослав Юрчишин.

Умеров – в то время оппозиционер, но не связанный с предыдущей властью, который в одном из своих интервью заявил, что имеет “экзистенциальное противоречие” с колониальной и захватнической политикой Российской Федерации – в этом разрезе действительно выглядел идеальной кандидатурой.

Глава крымскотатарского парламента Рефат Чубаров заявил, что считает Рустема “сильным менеджером по стратегическому видению”.

К его плюсам он относит “системные международные связи” в США, Евросоюзе, арабском мире, Турции, странах Центральной Азии, а также свободное владение английским и турецким языками.

По словам Чубарова, в качестве переговорщика Умеров отвечает “за продвижение в закрытом режиме многих самых сложных вопросов”.

Рустем Умеров принимает участие в вопросе обмена пленными. На фото – прибытие в Саудовскую Аравию освобожденных из российского плена иностранцев, воевавших за ВСУ, сентябрь 2022 года.

Умеров признает, что его вовлечению в группу переговорщиков помог председатель Офиса президента Андрей Ермак.

“У меня есть уважение к Андрею. Почему? Потому что, во-первых, он никогда не боялся говорить прямолинейно, во-вторых, он никогда ничего не скрывал”, – так комментирует он отношение к Ермаку.

Именно во время работы в переговорной группе на него покушались.

Российские и западные СМИ 28 марта 2022 года сообщили об отравлении двух участвовавших в переговорах представителей, а именно российского бизнесмена Романа Абрамовича и украинского депутата Рустема Умерова.

Источник BBC, близкий к Абрамовичу, рассказал, что симптомы у них появились за несколько недель до встречи российской и украинской делегаций в Стамбуле, в конце марта после их визита в Киев.

После этого Абрамович и Умеров поехали в Стамбул через Польшу.

“Когда они проснулись, у них были проблемы – дико болела голова, были проблемы со зрением”, – сказал собеседник BBC. По его словам, Абрамович на время полностью терял зрение, у него также облезала кожа. У Умерова были такие же сильные симптомы. Им была оказана помощь в местной клинике.

Симптомы исчезли через несколько дней. По одной из гипотез, ядовитое вещество могло быть рассеяно в воздухе, но до сих пор не известно, кто именно организовал это.

Долгое время Умеров отрицал сам факт отравления, но потом признал, что это действительно было.

“Такое произошло. Где произошло, как произошло, каким образом это произошло, с кем это было и так далее, я не хочу отвечать. Работают еще коллеги по этому направлению”, – заявил он в интервью NV в октябре 2022 года.

Из Фонда госимущества – в Минобороны

После нескольких раундов весной 2022 года переговоры с Россией стали на паузу – позиции сторон сильно отличались друг от друга, места для компромисса было мало.

Умеров продолжал быть переговорщиком по отдельным темам.

“Моя часть – дискретные неформальные каналы коммуникации”, – описывал он свою роль в переговорной команде Украины в интервью Forbes.

В частности, его тесные контакты с Турцией понадобились в июле прошлого года, когда оформлялось зерновое соглашение с Россией. С августа 2022 г. она заработала и позволила разблокировать экспорт сельхозпродукции из украинских портов на Черном море.

Правда, год спустя Кремль заявил о выходе из этих договоренностей.

Умеров принимал участие в масштабном обмене военнопленными в сентябре 2022 года – его фигурантами были сотни украинцев, командиры “Азова”, воевавшие на стороне Украины иностранцы, а также Виктор Медведчук. Именно Умеров встречал в Саудовской Аравии военнопленных-иностранцев, прилетевших туда с Романом Абрамовичем из России.

“Россия не хотела отпускать военнопленных-иностранцев. Их должны были повесить”, – рассказывал впоследствии Умеров.

В Саудовскую Аравию Умеров летал уже в новом статусе – раньше того же месяца он покинул депутатство и перешел на должность главы Фонда государственного имущества (ФГИ).

Эта структура давно имела отрицательный шлейф. Почти все руководители ФГИ либо оказывались под следствием за коррупционные деяния, как Дмитрий Сенниченко (возглавлял фонд в 2019-2022 годах) или умерли в загадочных обстоятельствах, как Валентина Семенюк-Самсоненко (председатель ФГИ в 2005-2008), которую нашли застреленной в августе 2014 года, или Михаил Чечетов (возглавлявший фонд в 2003-2005), выпавший из окна своей квартиры в феврале 2015 года.

Рустем Умеров говорит, что возглавить Фонд госимущества ему предложил Владимир Зеленский прямо во время одного из отчетов по обмену военнопленных и поставок вооружения.

Коллеги Умерова по парламенту из фракции “Голос” преимущественно отказывали его от похода во власть, учитывая специфику сферы, за которую он должен был отвечать, вспоминает Ярослав Юрчишин: “Мы ему говорили: друг, это билет в один конец. Но он принял предложение, и время показало, что его решение уйти во власть было в принципе положительным”.

За почти год на этом посту ему удалось добиться неплохих показателей. В частности, объем привлеченных средств от приватизации госпредприятий вырос до рекордных показателей за последнее десятилетие, увеличилось количество участников торгов и заявленной ими цены на аукционах.

Также создали Земельный банк для аренды земель сельскохозяйственного назначения через онлайн-аукционы.

Собеседники ВВС отмечают принципиальную позицию, которую Умеров занял относительно необходимости передачи ФГИ активов Национальной академии наук Украины, в частности земель Академии аграрных наук. Они годами использовались по нецелевому назначению, а средства от этого шли мимо государственного бюджета.

И хотя говорить о системных изменениях в Фонде госимущества за неполный год рано, очевидно, что сам подход Умерова к этой работе поднял его акции в главном институции страны – Офисе президента.

И это – еще один актив Рустема Умерова. Ряд наблюдателей отмечают, что у него хорошие отношения с Андреем Ермаком. О руководителе Офиса президента во всех своих интервью Умеров отзывается комплиментарно.

Люди, работавшие с ним, кроме качеств переговорщика, отмечают его упорство и аналитические способности. Собеседник BBC, имевший опыт неформального общения с новым министром обороны, отметил, что он бывает “жестким и достаточно резким” в принципиальных вопросах. К примеру, это конфискация активов российских олигархов в Украине.

Еще один принципиальный для Умерова вопрос – деоккупация Крыма и освобождение крымскотатарского народа. Уже сейчас очевидно, что он, а также первый заместитель министра иностранных дел Эмине Джапарова будут теми представителями украинского правительства, продать которым все чаще продвигаемую западными аналитиками схему “окончания войны в обмен на фиксацию Крыма в руках россиян” будет сложно – с вполне личных причин.

Более того, в одном из своих интервью Умеров заявлял, что на территории Крыма есть “очень много людей”, готовых участвовать в партизанской войне против России.

Ярослав Юрчишин также отмечает “его нацеленность на работу” и способность “взять паузу” для изучения сложных тем.

“В то же время, он способен держать удар и отстаивать собственную позицию, принимать жесткие решения и доводить их до конца”.

Каким министром обороны будет Рустем Умеров? Здесь нужно учитывать, что он раньше никоим образом не был причастен к военной сфере, хотя и возглавлял определенное время в Верховной Раде комиссию по мониторингу за использованием западного вооружения.

Но это не должно быть проблемой, уверен содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.

Он объясняет BBC, что в Украине министерство обороны не вливает на военные операции, а занимается логистическими вопросами, закупками и формированием политики.

“Должен быть транзитный период передачи дел. Я здесь не вижу никаких существенных рисков после смены министра. Главное, что от него требуется – это обеспечивать деятельность Вооруженных сил Украины”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-09-06