Польские перевозчики угрожают с ноября перекрыть все пункты пропуска из Украины. Причина, как они заявляют – в чрезмерной конкуренции после либерализации международных перевозок между Украиной и ЕС.
Первая акция, согласованная с местными польскими властями, запланирована на пятницу 3 ноября у пунктов пропуска “Рава-Русская-Хребенне” и “Ягодин-Дорохуск”. Ориентировочное количество участников – 200 человек и 100 тягачей.
Получив сообщение о запланированных стачках, посольство Украины в Польше проконсультировалось с польской стороной, и там встретились с организаторами стачек.
Они договорились: если польских водителей услышат и пойдут с ними на компромисс, забастовки продлятся всего один день.
Если нет – такие акции обещают проводить до конца года.
Поляки требуют, чтобы их украинские коллеги снова ездили в ЕС только с разрешениями, чтобы правила для иностранных перевозчиков внутри Европы ужесточились, а также чтобы в Польше невозможно было зарегистрировать компании, финансы которых находятся за пределами ЕС.
Кроме того, польские водители потребовали, чтобы им разрешили выезжать из Украины в отдельной очереди в рамках электронных очередей для машин на номерах ЕС. А также просят отдельную очередь на границе для пустых фур и чтобы им предоставили доступ к украинской системе “Шлях”.
Стачки еще не начались, а в министерстве инфраструктуры Украины уже заявили, что большинство требований выполнить невозможно. Они “мягко говоря, не соотносятся с интересами наших перевозчиков”, говорит замминистра Сергей Деркач.
ВВС Украина выясняла, что не поделили украинские и польские водители, и почему эта история разворачивается именно сейчас.
Пускайте украинцев только с разрешениями
Требование сделать так, чтобы украинские перевозчики пересекали границу только с разрешениями, означало бы возвращение к старым правилам, на которые годами жаловались украинцы.
До войны, если украинский водитель ехал в Германию через Польшу, ему нужно было иметь два разрешения – транзитный польский и немецкий – в страну назначения, объясняет Руслан Паращич, глава Международной транспортной ассоциации Украины.
Получить разрешение непросто – к компаниям-перевозчикам выдвигают жесткие условия (которые поляки требуют сейчас ужесточить).
Кроме того, количество разрешений ограничено – каждая страна ежегодно определяла, сколько выдавать их Украине, объясняет Паращич. Затем эти разрешения распределяли в Украине.
Очереди на границах
Работать в этой системе было тяжело, говорит эксперт: она была “коррумпирована, со злоупотреблениями, эти разрешения давали отдельными пакетами, потом их курили, продавали”.
Словом, на рынке был беспорядок и хаос. С приходом электронной системы разрешений процессы стали более прозрачными.
Но поляки начали сокращать количество разрешений, говорит Паращич. Их было 200 тысяч, затем 160, 120 и т.д.
Транспортные ассоциации пытались бороться с такими ограничениями через суд, и у них это получалось, но устойчивого улучшения не было.
Когда началась война, в транспортных перевозках вообще произошел коллапс.
Украинские мужчины больше не могли выезжать за границу, многие ушли в ВСУ. Польские фирмы тоже это почувствовали.
К тому времени они со своей мягкой налоговой системой выбились в лидеры перевозок в Европе, но водителями у них работали преимущественно украинцы, говорит Паращич.
С войной по всему миру взлетели цены, Европа начала поднимать оплату на проезд на своих транспортных путях.
Но польские перевозчики все равно были в выигрыше – транспортный поток уменьшился, и они создали у себя хабы, куда свозили из разных европейских стран товары, предназначавшиеся для Украины, рассказывает Паращич.
Так украинским перевозчикам стало ехать поближе (хотя и не всегда выгоднее). Да и желающих было много, а польских разрешений опять-таки мало.
Все изменилось летом 2022 года, когда ЕС одобрил временное соглашение об упрощении автоперевозок между Украиной и ЕС, известное как “транспортный безвоз”.
Теперь украинцам не нужны разрешения, и они могут ездить за своими грузами в ЕС самостоятельно.
Министр инфраструктуры Александр Кубраков заявлял, что за первый год безвиза объем двусторонних и транзитных автомобильных грузовых перевозок, а также количество перевозчиков по сравнению с довоенным 2021 годом выросло наполовину.
Весной этого года стороны продлили соглашение до 30 июня 2024 года, и польским перевозчикам это явно не нравится.
Они требуют, чтобы их украинские коллеги снова ездили только с разрешениями.
Замминистра Сергей Деркач объясняет, что соглашение работает в обе стороны. “Наши перевозчики ездят без разрешений, европейские перевозчики едут в Украину с
такими же условиями. То есть отменить действие соглашения на уровне правительства Польши просто невозможно.
Но он обращает внимание, что польские перевозчики не в первый раз озвучивают такие требования.
По словам Деркача, скорее всего, пытаются повлиять на предстоящие переговоры о продлении соглашения на следующий год.
Зачем полякам “Шлях”
За последние полтора года позиции польских перевозчиков пошатнулись, объясняет Руслан Паращич.
Водителями у них преимущественно были украинские мужчины, которым платили в Польше немного лучшие зарплаты за счет более длинных расстояний, которые приходилось преодолевать, говорит эксперт.
Кроме того, украинские водители, работая на польских перевозчиков, могли совершать рейсы по ЕС чаще. Между странами блока нет таможен, поэтому нет длинных очередей, как на украинско-польской границе.
Но пришла война и украинских мужчин больше не выпускают за границу.
После запуска “транспортного безвиза” между Украиной и ЕС привлекательность трудоустройства на польские компании тоже снизилась, потому что уже и украинские компании могут наматывать свои километры.
“Поэтому сейчас поляки уже второй год не могут удержать водителей, их просто нет, и они пытаются как-то спасать свои позиции на рынке”, – объясняет Паращич.
Чтобы украинским водителям было легче выезжать за границу по работе, в Украине в прошлом году была создана система “Шлях”.
Ею могут воспользоваться люди, которые везут медицинские, гуманитарные, военные грузы и пассажиров.
“Как такой “Шлях” полякам не нужен. Европейцам он априори не нужен, потому что у них нет проблемы с выездом, это временная бронь только для украинца”, – отмечает Паращич.
“Иногда меня мучает совесть”. Как мужчины за деньги уезжают из Украины
Поляки хотят регистрировать в Украине своих перевозчиков и трудоустраивать украинских водителей. И именно для этого им нужен Шлях, ведь сейчас зарегистрироваться в этой системе на польской машине невозможно.
Забастовщики также требуют, чтобы иностранцы не могли регистрировать в Польше своих перевозчиков, если их финансы находятся вне ЕС, вот как в Украине.
Сейчас они иногда превосходят украинцев и в пассажирских перевозках, вводя в Украину свои мощные фирмы, отмечает Паращич.
Проблема с очередями на границах
Еще одно новшество с началом полномасштабной войны – электронная очередь для водителей на украинской границе, которая заработала летом 2023 года.
Поляки требуют, чтобы в этой очереди была создана отдельная очередь для транспорта на номерах ЕС.
Польский отраслевой сайт 40ton.net, ссылаясь на двух перевозчиков, пишет, что поляки стоят в очереди на выезд из Украины порой по 15 дней, в то время как въезд занимает у них всего несколько часов.
Сайт украинской электронной очереди это подтверждает. На 1 ноября на пропускном пункте Ягодин-Дорогуск в очереди стоят 5974 машин. Среднее время ожидания – 12 дней. В других местах бывает больше или меньше.
В министерстве инфраструктуры признают, что пропускная способность украинско-польской границы в октябре уменьшилась на 50%. Другими словами – границу планово не пересекли 40 тысяч грузовиков.
Почему так получилось – пока неясно.
“Есть объективные причины, например ремонтные работы, но, по нашему убеждению, такой низкий показатель нельзя объяснить только этим. В июне выполнение меморандума (о пропускной способности) было на 15% больше, чем сейчас”, – говорит. заместитель министра инфраструктуры Сергей Деркач.
Осенью, признает Деркач, когда остро ощущается морская блокада со стороны России и сезонность, задержки вредят всем, “и иностранным работникам не меньше, чем украинским”.
Поляки жалуются, что в то время как украинские водители заняли место в электронной очереди и за время ожидания якобы даже могут отлучиться и подзаработать где-нибудь, они вынуждены простаивать.
Руслан Паращич говорит, что это не совсем так. По его словам, никто действительно не сидит в машине все 15 дней. Но вряд ли что-то можно планировать, потому что очередь двигается по-разному.
Водителю приходит сообщение, что подошла ваша очередь, и он подъезжает в условленное время в живую цепь, чтобы через несколько часов пройти таможенный контроль. “Нет такого, что кто-то взял и покинул грузовик”.
“Для польского водителя это означает 15 дней ожидания в кабине грузовика без возможности делать другую работу. На те две недели нужно также организовать себе доступ к питьевой воде, туалету, душу”, – говорится в тексте 40ton.net.
В последнее время украинские электронные очереди вообще дают сбой, говорится в статье.
Автор описывает инциденты, когда несколько недель назад значительное количество грузовиков вдруг потеряло свои места в очередях из-за якобы ложных данных.
Но в пресс-службе “Е-очереди” в комментарии BBC Украина категорически отрицают такой инцидент. Там утверждают, что отслеживают все сбои в системе, и за все полгода не случалось ничего подобного.
Впрочем, в министерстве инфраструктуры признают, что программное обеспечение, в том числе электронную очередь, бывают российские хакерские атаки.
Так что польские водители могут, чтобы для них и других водителей на номерах ЕС создали отдельную электронную очередь. А также отдельные очереди для пустых грузовиков вдоль всей границы – сейчас есть только на двух пропускных пунктах и там тоже, как показывает “Е-очередь”, по состоянию на 1 ноября нужно стоять 12 дней.
Замминистра Сергей Деркач считает, что создание отдельной евроочереди будет нечестным – как в отношении украинских водителей, так и перевозчиков из других, не европейских стран.
“На границе у нас нет отдельной очереди для украинских водителей – едут все, кто зарегистрировался. Через Украину ездят перевозчики из Турции, других стран. Если ввести отдельную очередь, они будут ждать, пока не проедут транспортные средства с номерами ЕС. Также нет отдельной очереди для украинских грузовиков ни в одной стране ЕС”, – сказал он.
Так что ждать на границе?
Тем временем, украинские пограничники готовятся к первым стачкам 3 ноября.
Представитель украинских пограничников Андрей Демченко говорит, что “надеется”, что акции перевозчиков не создадут проблемы для пассажиров, которые будут пересекать границу в обе стороны.
Руслан Паращич из Международной транспортной ассоциации считает, что забастовка будет скорее декларативной.
Иными словами, вряд ли “перекрытие границы” означает, что оттуда ничего не уедет и не въедет.
Скорее всего это способ обратить внимание на проблему, считает эксперт, как это было летом, когда польские перевозчики блокировали дорогу для вывоза из Украины украинского зерна.
В министерстве ожидают, что новая забастовка будет иметь меньший эффект.
Украинская и польская сторона продолжают переговоры.
Мининфраструктуры Украины говорит, что в ЕС их заверили: транспортный безвиз продлится, по меньшей мере, до июля 2024 года.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.