Трудности на границе Украины и Словакии. Как это связано с блокадой польских перевозчиков

Словацкие перевозчики поддержали польских коллег, которые вторую неделю блокируют границу с Украиной, требуя отмены либерализации правил ЕС для украинских перевозчиков. 

В четверг днем словаки час заблокировали работу пропускного пункта Вышнее Немецкое-Ужгород и заявили, что это было “предупреждение”.

“Наша цель – поддержать наших польских коллег, а также всех перевозчиков внутри ЕС. Мы будем просить Еврокомиссию немедленно ввести разрешения на перевозку украинского транспорта, потому что европейские компании падают духом и не могут соперничать с ними”, – заявил президент Союза автомобильных перевозчиков Словакии ( UNAS) Станислав Скала.

В отличие от польской, словацкая граница – миниатюрная. Это всего один пропускной пункт с отдельной очередью для грузового транспорта и пассажирских автобусов.

И потому, что поляки блокируют границу для украинских грузовиков с польской стороны, они пытаются заехать обратно в Украину через словацкую сторону. И теперь там тоже возникли большие очереди и трудности.

Что там сейчас происходит и что будет дальше, выясняла ВВС Украина.

Что происходит

Спикер Госпогранслужбы Андрей Демченко сказал ВВС Украина, что количество грузовиков, проезжающих за сутки на словацкой границе, не изменилось.

Машины пересекают словацкую границу “как вчера, так и сегодня”, говорит он. Но в четверг после обеда украинские пограничники получили от словацких коллег сообщения, что группа людей устроила акцию на границе.

Дальнобойщики перекрыли дорогу к переезду легковыми автомобилями, пишут словацкие медиа.

Это не отразилось на работе украинского пропускного пункта, говорит Демченко.

“Вчера словаки перекрыли границу в час с 14:00 до 15:00. Требования такие же, как и у поляков, говорят, что дают нам неделю на размышления до 25 ноября и будут блокировать снова”, – передает ВВС Украина события на границе один из дальнобойщиков, который был на пункте пропуска Ужгород-Вышнее Немецкое во время митинга.

Он говорит, что узнал там одного из организаторов польских протестов. Но в отличие от митингов на польской границе “все было цивилизованно и спокойно”, рассказал мужчина.

В то же время Андрей Демченко говорит, что украинские пограничники пока не получали от словацких уведомлений о датах будущих забастовок и что они вообще будут.

Сейчас, по словам Демченко, очереди пересечения в Словакии ждут около 500 грузовиков, а в четверг было 400.

Обычно количество машин возле этого КПП несколько ниже, добавил Демченко. Но он не может сказать наверняка, что машин увеличилось исключительно из-за польской блокады.

Пункт пропуска Вышнее Немецкое-Ужгород – ближайший по расстоянию до польских КПП, поэтому водители могут выбирать этот способ обойти многодневные очереди на польских границах.

Польские бастующие уже вторую неделю пропускают только гуманитарные и военные грузы, а авто с коммерческими товарами пропускают только раз или чуть чаще в час.

Сейчас, чтобы попасть в Украину через словацкую границу, нужно выстоять в очереди 3-4 дня, вместо “простой” на польских КПП займет около двух недель.

Заместитель начальника Закарпатской таможни Василий Татош сказал в комментарии Общественному, что, согласно данным, переданным ему словацкими коллегами, в 8 утра в четверг на словацкой границе стояло 900 машин, которые пытались попасть в Украину.

Представитель Закарпатской таможни Виктория Сенгетовская говорит ВВС Украина, что сейчас очередь меньше – на пункте пропуска со словацкой стороны сейчас стоят около 650 машин.

Словацкая граница

Но, объясняет она, очередь могла уменьшиться из-за того, что сегодня в Словакии национальный праздник и там действуют ограничения движения крупногабаритного транспорта, как обычно на праздники и выходные в этой стране.

Потому с понедельника фуры могут продолжить прибывать из пунктов пропуска с польской границы.

На таможне советуют перевозчикам воспользоваться другими, более мощными КПП с Венгрией, где можно пройти границу быстрее.

“Тиса сейчас пустая”, – говорит ВВС Украина спикер Закарпатской таможни о пункте пропуска в Чопе. Однако туда водителям из Польши ехать дольше, хотя расстояние от него до Ужгорода всего 30 километров.

Требования поляков и словаков

Союз автомобильных перевозчиков Словакии UNAS грозится заблокировать украинским перевозчикам пересечение границы со словацкой стороны, если Еврокомиссия не вернет выдачу коммерческих разрешений на перевозку в пределах ЕС.

Если Еврокомиссия этого не сделает, цитирует

ло словацкое издание Pravda президента союза Станислава Скала, “UNAS готов немедленно поддержать польских перевозчиков и заблокирует пересечение границы для украинских перевозчиков со словацкой стороны”.

Словаки, как и поляки, хотят, чтобы украинские водители ездили в ЕС только с разрешениями. Такая система существовала годами и не устраивала украинцев.

Разрешения для перевозок следует получать постоянно, и их количество ограничено. Были случаи, когда Польша, недавно лидер перевозок в Европе, урезала количество разрешений украинцам, что не раз заканчивалось судами.

Всё изменило полномасштабное вторжение России. Уже полтора года Украина не может перевозить грузы по морю и небу, сушу – это ее единственный выход.

Поэтому летом 2022 года ЕС одобрил временное соглашение об упрощении автоперевозок между Украиной и ЕС, известное как “транспортный безвоз”.

Требование сделать так, чтобы украинские перевозчики пересекали границу только с разрешениями, означало бы возвращение к старым правилам, и украинским интересам это ‘мягко говоря’ не отвечает, говорит замминистра инфраструктуры Украины Сергей Деркач.

Пока известно, что словакам не нравятся именно отмена разрешений, хотя требования поляков на этом не ограничиваются.

Польские перевозчики также требуют, чтобы и без того жесткие правила для иностранных перевозчиков внутри Европы ужесточились, и чтобы в Польше невозможно было зарегистрировать компании, финансы которых находятся за пределами ЕС.

Кроме того, польские водители потребовали, чтобы им разрешили выезжать из Украины в отдельной очереди в рамках электронных очередей для машин на номерах ЕС. А также просят отдельную очередь на границе для пустых фур и чтобы им предоставили доступ к украинской системе выезда мужчин “Путь”.

По крайней мере, пока словаки не поддержали перечисленные польские пункты.

Но ранее в письме министерству транспорта Словакии они заявили, что украинцы “забирают работу у наших перевозчиков”.

“Мы хотим отметить, что словацкий грузовой транспорт стоит на коленях. Как вы заметили, польские перевозчики блокируют свои границы, потому что у них такая же проблема, как и наши перевозчики. Словацкое министерство транспорта уже давно не обращает внимания на грузовые перевозки и полностью их игнорирует”, – говорилось в письме.

Но не все верят в серьезные намерения словаков сражаться против украинских водителей.

“Ситуация более политическая, чем экономическая”, – говорит ВВС Украина Руслан Паращич, глава Международной транспортной ассоциации Украины.

Он обращает внимание на то, что в октябре парламентские выборы в Словакии выиграла симпатизирующая России партия и со стороны страны уже прозвучало несколько не совсем дружественных заявлений.

Что скажут в ЕС?

Украинские чиновники постоянно ведут переговоры с польской стороной, хотя место для компромисса не просматривается.

Замминистра инфраструктуры Сергей Деркач еще в начале блокады заявил, что абсолютное большинство польских требований воплотить “нереально”.

Что касается возобновления разрешений для украинцев, на которых настаивают со вчера и словаки, то это соглашение многостороннее – между Украиной и странами ЕС.

Еврокомиссия говорит, что не отменит ее, договоренности будут действовать, по меньшей мере, до конца июня 2024 года.

“Любое восстановление системы разрешений или квот для автомобильных перевозок не является юридически возможным, поскольку это было бы несовместимо с Соглашением об автомобильном транспорте между Украиной и ЕС. Это Соглашение, конечно, было заключено с согласия стран-членов”, – заявил в четверг представитель Еврокомиссии Адальбер Янз.

“Если есть вопросы, касающиеся имплементации этого соглашения… прежде всего это зависит от национальных органов власти стран-членов и Украины, чтобы гарантировать соблюдение положений договора на практике”, – добавил он.

Еврокомиссия, говорит спикер, может помочь в обсуждениях проблем, возникших с имплементацией соглашения.

От неофициальных источников польскому изданию RMF FM стало известно, что в Еврокомиссии создалось впечатление, что польские власти делают не все, чтобы решить проблему и прекратить протест польских перевозчиков. И Брюссель якобы теряет из-за этого терпения.

Поэтому Еврокомиссия, пишет издание, хочет исследовать правовые основания для запуска карательной процедуры для Польши.

Однако европейские чиновники в четверг не прокомментировали эти публикации в СМИ.

В четверг вечером Деркач сказал, что провел семь часов переговоров на границе с польскими и европейскими коллегами по разблокированию пунктов пропуска.

Возвращение к разрешениям они даже не обсуждается, написал замминистра в фейсбуке, но стороны пытаются найти решение, как уменьшить очереди на границах, на которые так жалуются польские перевозчики.

“В итоге три стороны достигли согласия по реальным инструментам для разблокирования границы”, – написал Деркач.

Но польские протестующие с предложениями не согласились, добавил он.

Сейчас они блокируют три КПП – в Гребенном, Дорогуске и Корчевой, но в четверг заявили, что их не слышат, а потому они заблокируют еще один пункт пропуска “Шегини-медика”.

В комментариях “Укринформу” на Закарпатской таможне выразили надежду, что ситуация с польской границей разрешится из-за санкций ЕС. Иначе, полагают там, к блокаде со стороны Польши также присоединятся Словакия и Венгрия.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-11-18