Один из главных политических союзников Владимира Путина усыновил ребенка, похищенного из украинского детского дома в Херсоне. Об этом свидетельствуют оказавшиеся в распоряжении ВВС Panorama документы.
Сергей Миронов, 70-летний лидер российской партии “Справедливая Россия”, фигурирует в протоколе усыновления двухлетней девочки, которую в 2022 году вывезла из Украины его нынешняя жена во время оккупации Херсона.
Записи свидетельствуют, что имя и отчество девочки в России изменили.
ВВС обратилась к Миронову с запросом о комментарии, но ответа не получила. Уже после выхода материала Миронов назвал его “фейком”.
Девочка, которую сначала звали Маргарита Прокопенко, была одной из 48 детей, вывезенных из детского дома в Херсоне во время оккупации города российской армией.
Они принадлежат к примерно 20 000 детям, которых, по данным украинского правительства, похитили российские войска с начала полномасштабного вторжения в 2022 году.
Ранее в этом году Международный уголовный суд в Гааге (МКС) выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и детской омбудсменки Марии Львова-Белова. Их обвиняют в незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию.
Российское правительство в свою очередь заявляет, что не депортирует украинских детей, а эвакуирует их, чтобы защитить от войны.
ВВС сотрудничала с украинской активисткой прав человека Викторией Новиковой, чтобы выяснить, что произошло с Маргаритой и другими вывезенными из Украины детьми. Новикова собрала новые доказательства для генеральной прокуратуры Украины, которая передаст их МКС.
История вывоза Маргариты началась с появления в детской больнице Херсона женщины в сиреневом платье. Там в августе 2022 года 10-месячную девочку лечили от бронхита.
Маргарита была самой молодой воспитанницей местного детдома, где жили дети, оставшиеся без попечения родителей, а также имевшие проблемы со здоровьем.
Мать Маргариты отказалась от нее сразу после рождения, а местонахождение отца неизвестно.
Заведующая педиатрическим отделением Наталья Лютикова сказала, что она была улыбающимся ребенком, который любил объятия.
Женщина в сиреневом платье представилась “начальницей по делам детей из Москвы”, вспоминает врач Лютикова.
По ее словам, вскоре после визита женщины, ей позвонила по телефону Татьяна Завальская, назначенная после оккупации Херсона директором дома ребенка, и требовала ускорить выписку девочки из больницы.
Через неделю девочку выписали. А на следующее утро работников детского дома попросили подготовить его к путешествию.
“Мы боялись, все боялись”, – говорит медсестра детдома Любовь Сайко.
Она рассказала, что из детдома Маргариту забирала группа русских мужчин – одни в камуфляже, другой – в черных очках с портфелем.
“Это напоминало сцену из кинофильма”, – вспоминает она.
Но это было только начало.
Через семь недель депутат Госдумы РФ Игорь Кастюкевич, одетый в военную форму, прибыл в детдом и вместе с другими чиновниками начал организовывать депортацию детей, среди которых был возведен брат Маргариты Максим.
“Они забрали их из наших рук и вынесли”, – сказала Сайко.
На видеозаписи, опубликованной Кастюкевичем в телеграмме, видно, как детей, завернутых в верхнюю одежду, несут в автобусы и автомобили “скорой”, а затем вывозят.
“Детей везут в безопасные условия в Крыму”, – сказал Кастюкевич во время посадки детей в автобусы. Он назвал это гуманитарной миссией.
Ночной поезд
Пять месяцев BBC совместно с Викторией Новиковой пытались найти Маргариту и других 47 детей, вывезенных из херсонского детдома.
Сделать это в такой огромной стране как Россия – непросто.
Первой задачей было узнать, кем была та таинственная женщина в сиреневом платье, которая посещала Маргариту в больнице в августе прошлого года.
В руки Виктории попало разрешение на перевод Маргариты в московскую больницу для дальнейшего медицинского обследования. В документе фигурировало имя Инны Варламовой. Поиск в соцсетях подтвердил, что это была таинственная женщина в сиреневом платье.
Затем мы показали фото Варламовой врачу Лютиковой, и она узнала в ней ту же женщину, которая посещала Маргариту.
После дальнейших поисков мы выяснили, что Варламова работает в российском парламенте, а также владеет недвижимостью в подмосковном Подольске.
Часть загадки мы разгадали, но вопросы остались.
“Маргарита не нуждалась в специальном обследовании. Зачем везти маленького ребенка так далеко?” – размышляла Лютикова.
Имея в своем распоряжении имя Инны Варламовой, BBC Panorama получила данные о перемещении по железной дороге внутри России. Из них следует, что женщина прибыла на оккупированную часть Украины в тот день, когда, по словам свидетелей, Маргариту забрали из детского дома.
Позже в тот же вечер, в 00:20, Варламова села на поезд обратно в Москву. Маргариту, как свидетельствуют данные, вывезли на том же поезде.
Но почему?
Затем российский источник BBC предоставил еще одну важную информацию: документ, подтверждающий, что Варламова недавно вышла замуж за лидера партии Сергея Миронова.
Сергей Миронов, бывший десантник, является лидером принадлежащей к официальной российской оппозиции партии “Справедливая Россия” — и поддерживает президента Путина.
Миронов находится под санкциями ряда западных стран, в том числе Британии и ЕС.
Затем мы получили информацию, которая стала ключевой для расследования.
Из-за анонимных российских источников наша команда получила документы, в которых отмечено, что Маргариту Прокопенко в декабре 2022 года удочерили Сергей Миронов и Инна Варламова. Личные данные девочки изменили, она стала Мариной Сергеевной Мироновой.
Днем рождения Марины указано 31 октября 2021 года – в этот же день родилась Маргарита.
“Когда я увидела, что у Марины день рождения такой, как у Маргариты, то поняла, что все совпадает”, – рассказала Виктория.
Местом ее рождения указан Подольск.
Российское правительство заявило, что ничего не знает о деле Маргариты и отказалось предоставить какие-либо комментарии.
Уже после публикации расследования Миронов опубликовал в соцсети X (бывший Твиттер) пост, в котором назвал утверждение об удочерении девочки из Херсона “фейком от украинских спецслужб и их западных кураторов” и “информационной атакой”. При этом он не уточнил, что именно он считает “фейком”.
Что говорит закон
Женевская конвенция, определяющая, что является военным преступлением, свидетельствует, что депортация гражданских лиц во время войны – противозаконная, за исключением случаев, когда это необходимо по соображениям безопасности или по неотложным военным причинам и носит временный характер.
Конвенция также запрещает изменять семейное положение ребенка.
В начале этого года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и детской омбудсменки Марии Львовой-Беловой, обвинив их в незаконной депортации сотен украинских детей из детских домов с намерением навсегда вывезти этих детей из их страны.
Это произошло после решения президента Путина издать указы, облегчившие россиянам усыновление украинских детей.
Однако Львова-Белова заявила, что Россия берет детей только на воспитание или под опеку.
“У нас нет никакого усыновления, – сказала она в прошлом месяце. – Это очень важный факт, потому что усыновление означает, что ребенок становится полностью родным. Вы можете изменить его фамилию, имя, отчество, вы можете изменить место рождения”.
Но в ответе на наше расследование российские власти заявили, что “некорректно” говорить о запрете усыновления украинских детей из вновь провозглашенных регионов России. Ведь значительную часть территории Украины они теперь считают русским, а проживающих там людей, включая детей, – гражданами РФ.
Одного ребенка вернули
Мы обратились к Сергею Миронову и Инне Варламовой с вопросом, где сейчас Маргарита, но ответа не получили.
Считается, что почти все дети, вывезенные из херсонского детдома, находятся в руках россиян. По данным российских властей, по меньшей мере 17 из них сейчас в Крыму. У всех есть родственники в Украине, говорит правозащитница Виктория Новикова.
Киев заявляет, что Россия похитила около 19 500 украинских детей. Вернуть домой удалось менее 400.
Россия эти цифры отрицает.
Москва заявляет, что возвращает детей в семьи или друзья, если получает законное требование, и за ними приедут родственники или близкие. Но многие родители не знают, где их дети, а процесс поиска и возвращения – тяжелый и сложный.
Нам известно только об одном ребенке из херсонского детдома, которого вернули в Украину. В прошлом месяце трехлетний Виктор Пузык, находившийся в больнице в ожидании операции, забрал из Крыма его мама Ольга.
По ее словам, ожидание новостей о состоянии ребенка было для него агонией.
“Я все думала, где он, как он? Жив или нет? Разное приходило в голову”.
Виктория Новикова хочет найти остальных детей, которые вывезли из херсонского детдома, но боится, что есть риск их потерять.
“Время не на нашей стороне, – говорит она. – Проблема в том, что [российские власти] пытаются стереть личность детей, выдавая им российские свидетельства о рождении или даже паспорта”.
Однако она не оставляет надежду вернуть Маргариту в Украину.
Она еще не нашла родственников, которые могли бы принять девочку, поэтому украинские власти назначили ее опекуном маленькой Маргариты и планируют обратиться к россиянам с просьбой вернуть ее.
“Мир должен знать о существовании Маргариты. Они хотели стереть ее с лица земли. Но мы должны ее вернуть”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.