Прошло больше суток с момента крушения российского транспортного самолета Ил-76 в Белгородской области. Кремль продолжает настаивать на том, что перевозил украинских военнопленных на обмен. Но доказательств этого нет.
Самолет сбили ракетой, запущенной из зенитного ракетного комплекса, у границы с Украиной. Российские власти утверждают, что Вооруженные силы Украины использовали, вероятно, американский ЗРК Patriot или германский IRIS-T.
Киев вскользь подтвердил свою причастность к сбитию самолета. В официальном сообщении генштаба ВСУ говорится, что РФ использовала самолеты для перемещения вооружения, из которого регулярно обстреливали Харьковскую область. Украинская армия, отмечает генштаб, отслеживала это и принимала меры “по уничтожению средств доставки” оружия.
Командующий Воздушными силами Николай Олещук также распространил заявление, в котором подчеркнул, что “Украина имеет право на защиту и уничтожение средств воздушного нападения агрессора”.
Момент взрыва самолета Ил-76 после падения.
В то же время, украинская разведка подтвердила, что 24 января планировался обмен пленными. В последний момент его упразднили, но данных о том, что пленные действительно находились на борту Ил-76, нет.
“Украинская сторона не была поставлена в известность о необходимости обеспечения безопасности воздушного пространства в районе города Белгород в определенный период времени, как неоднократно делалось в прошлом”, – заявили в ГУР.
Представитель разведки Андрей Юсов в эфире украинского телевидения сообщил, что по состоянию на 25 января в морг Белгорода доставлено всего 5 тел, по всей видимости, членов экипажа Ил-76.
При этом Россия накануне заявляла, что в катастрофе погибли 74 человека, из которых шесть членов экипажа, 65 украинских пленников и трое охраняемых их российских военных.
За прошедшие после инцидента сутки российские СМИ или официальные органы не предоставили фото или видеоподтверждение наличия такого количества трупов в районе падения. Также нет показаний, когда и как украинские пленные могли попасть на борт.
Андрей Юсов также сообщил, что на Ил-76 должны были лететь высокопоставленные российские чиновники, но им в последний момент вроде бы запретили это делать работники ФСБ РФ.
“На борту действительно должны были находиться несколько “випов” официальных от военно-политического представительства государства-агрессора. Их фамилии известны и будут названы, материалы будут предоставлены в рамках международного расследования. Но в последний момент ФСБ фактически приказало им не садиться на этот борт и воспользоваться другими видами транспорта”, – сказал он.
Юсов рассказал, что ФСБ не разрешила российским спасателям провести осмотр места падения самолета.
Российские власти до сих пор не обнародовали списки пленных, якобы летевших на сбитом Ил-76. Список выложила в публичный доступ глава Russia Today Маргарита Симоньян.
Но впоследствии стало известно, что имя по меньшей мере одного пленника из этого списка совпадает с данными украинца, которого уже обменяли ранее.
Командующий ПС ВСУ Николай Олещук считает, что Россия специально распространила фейковую информацию об этой катастрофе, чтобы повлиять на внешнюю аудиторию.
“Цель очевидна – они хотят уменьшить международную поддержку нашего государства”.
Американский аналитический центр “Институт изучения войны” (ISW) обращает внимание, что действительно Кремль пытается использовать катастрофу Ил-76 в информационной войне.
“Российские субъекты информационного пространства используют катастрофу Ил-76 для того, чтобы посеять внутреннее недовольство в Украине и подорвать желание Запада продолжать оказывать военную поддержку”, – говорится в отчете ISW.
Также аналитики подчеркивают, что российские чиновники сделали необоснованные заявления о том, что Украина сбила Ил-76 американскими или немецкими ракетными системами, предположительно в попытке отказать западных партнеров Украины от предоставления Украине важных систем противовоздушной обороны.
Российская полиция возле места падения самолета. Власти РФ до сих пор не предоставили доказательств, что на сбитом Ил-76 были украинские военнопленные.
Анализ корреспондентки BBC Сары Рейнсфорд:
Есть война, в которой стреляют, и есть информационная война. Россия с Украиной воюют на обоих фронтах.
Для всех нас это может усложнить установление фактов.
Это истина для этой войны, как и для любой другой, но важно помнить, что именно у России есть долгая история наглой лжи и дезинформации.
Это было доказано ущербом MH17 и отравлением “Новичком” в Солсбери. Это как минимум два серьезных инцидента за последнее десятилетие.
Даже полномасштабное вторжение в Украину начато на основе лжи: ложное утверждение о том, что “нацистский” режим подвергает русскоязычным угрозе “геноциду”.
Это не узначит, что каждое слово российского министерства обороны и Кремля неправдиво – или депутатов и государственных СМИ.
Но так часто бывает, поэтому их нужно тщательно проверять перед распространением.
На этот раз сообщения о крушении транспортного самолета Ил-76 впервые появились в российских государственных информационных агентствах.
Они цитировали минобороны в Москве, утверждавшее, что на борту самолета находились десятки украинских военнопленных, направлявшихся на обмен.
Киев этого не подтвердил, а со стороны России доказательств не было.
Российский депутат Андрей Картаполов почти сразу начал распространять заявления, даже допустив, что Украина могла использовать ракету PATRIOT, чтобы поразить Ил-76.
То есть оружие, которое поставляет Запад, – это громкое заявление, в подтверждение которого еще нет доказательств.
Эти разговоры становились все громче и распространялись по миру, но Украина все еще не комментировала событие.
Шум из России безизбежно заполнял эту тишину.
В Киеве начали ходить слухи о том, что обмен пленниками действительно был запланирован на 24 января. Но долгое время официальные лица это не подтверждали.
Все, кому мы звонили по информации, говорили: “еще нет”, или “мы проверяем информацию”, или “подождите”. Восемь часов ничего не было известно.
Это не остановило спекуляции со стороны России, включая дикие заявления о том, что Украина намеренно убила собственных солдат. Предполагаемое обоснование этого настолько извращено, что его не стоит повторять.
Но отвергать такие разговоры не значит исключать вероятность того, что Украина совершила ужасную ошибку.
В конце концов мы знаем, что самолет упал – и Украина имела возможности его сбить.
Вечером 24 января мы наконец-то получили два официальных заявления.
Они поступили из Генерального штаба и украинской военной разведки, и вместе они свидетельствуют о признании того, что Украина могла сбить самолет, хотя ни один из них прямо этого не сказал.
Украина отмечает, что нет достоверной информации о том, кто был на борту. Но это подтвердило, что обмен пленными был намечен на среду, но не состоялся.
Там также говорится, что Россия обычно предоставляет информацию о маршруте и транспорте, который будет использоваться для обмена, чтобы убедиться, что он безопасен.
В этот раз, говорит Украина, этого не было.
Мы получили несколько ответов, еще больше намеков и много претензий. Но вопросы все еще остаются.
Мы еще не можем точно сказать, кто или что было в упавшем самолете. Мы не знаем, сколько еще чиновники здесь в Киеве могут знать эту информацию, но не говорить.
Если на борту транспортного самолета находились украинские военные, то со временем Россия должна предоставить доказательства. И Украине придется давать полные ответы.
Потому что по всей стране есть тысячи семей, у которых есть родственники в русском плену.
Они сейчас ждут – и очень волнуются.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.