Чем Украина бьет по российской армии в Крыму и почему эти удары будут продолжаться

За последние недели российские базы в Крыму подверглись новым ударам ВСУ. Судя по спутниковым снимкам и данным мониторинговым группам, по крайней мере часть этих обстрелов достигла цели. 

О том, почему оккупированный россиянами Крым был и является стратегической целью для украинской армии, – в обзоре военного аналитика Кирилла Данильченко.

Удары по Крыму

Крым остается приоритетной целью высокоточного оружия Сил обороны – теперь туда долетают уже не только западные крылатые ракеты авиационного базирования и дальние дроны-камикадзе, но и баллистика.

В ночь на 15 мая обстреляли аэродром Бельбек (Обстрел одного из крупнейших военных аэродромов подтвердила и британская разведка. – Ред).

К тому же поступали данные о том, что дважды “прилетало” по Джанкою.

А еще до того, в марте, российские источники писали об ударе по авиабазе в Гвардейском у Симферополя.

Так либо по другому поразили практически все аэродромы русских оккупационных войск на полуострове.

В результате упомянутого удара по Бельбеку, вероятно, уничтожены два самолета-перехватчика Миг-31 (без буквы К, это не носители “Кинжалов”, а борта, используемые для ПВО). По крайней мере об этом свидетельствуют свежие спутниковые снимки.

Расследователь The New York Times Кристиан Триберт на основе этих спутниковых снимков сделал вывод об уничтожении двух Миг-31 в Бельбеке в результате удара в ночь с 14 на 15 мая.

Также вывели из строя комплекс С-400 из РЛС 92Н2Е, поражен склад боеприпасов и топлива.

Подпись к фото Фото уничтоженной РЛС 92Н2Е, входящей в состав комплекса С-400 “Триумф”. В сети его распространил украинский обозреватель Special Kherson Cat – по его данным, эта РЛС уничтожена в результате удара по Бельбеку.

13 мая погиб командир 3-го радиотехнического полка ВКС России Андрей Кулаков. Информацию о его гибели распространили российские медиа со ссылкой на главу администрации Алушты Галину Огневу, а впоследствии – российские и украинские Telegram-каналы. По имеющейся информации, Кулаков погиб на командном пункте на горе Беденекир у Ай-Петри.

А его предшественник полковник Исмагилов умер 4 января в результате прилета “Скальпа” по другому командному пункту в Юхариной балке – тандемная боеголовка ракеты выдавила незакрытые противоатомные ворота и пожар унес жизни 10 россиян из очередной смены. Информацию о атаке распространили сначала украинские милитарные паблики, а впоследствии о ней написали Newsweek – по данным американского издания, тогда кроме Исмагилова погибли еще четыре российских высокопоставленных командира.

Правда, американские журналисты добавили, что не могут верифицировать данные об этих потерях.

Примечательно, что, судя по изменениям расположения командных пунктов, старшие российские офицеры вынуждены часто менять дислокацию, чтобы уцелеть во время “прилетов” ракет ВСУ.

Непотопляемый авианосец?

ВСУ в Крыму уничтожают РЛС, пусковые установки и пункты управления ПВО. А после прихода “длинной” 300-километровой версии АТАСМS – еще и самолеты на стоянках.

Миг-31 не смогут работать с каких-либо аэродромов, им нужно качественное бетонное покрытие, разбег. Рассредоточить эти борта по небольшим полосам аэроклубов и небольшим аэродромам Южного берега Крыма не получится.

Также производить разбег в сторону моря опасно, поскольку там могут быть дроны, с чем-то похожим на ракету Р-73 (Об уничтожении таких безэкипажных катеров, вооруженных ракетами, идентифицированных как зенитные Р-74, сообщало 6 мая Минобороны РФ. – Ред.).

Фото уничтожения российским вертолетом Ка-29 морского дрона (вероятно – Magura V5) с двумя ракетами на борту.

Такие дроны вполне могут попытаться, чтобы во время взлета самолетов инфракрасная “голова” самонаведения захватила цель на предельно малой высоте.

А взлетать в сторону материковой Украины тоже не самый лучший вариант, поскольку там может быть “блуждающий PATRIOT”. Периодическое “падение” Су-27 и вертолетов на юге подтверждают эту опасность.

Поэтому оставаясь на полуострове, российские Миги и другие борта скованы на нескольких базах.

Так сложилась сейчас ситуация для “неутопляемого авианосца”, как называют россияне Крым для Черного моря.

Если вспомнить 2014 год и аргументацию россиян о причинах аннексии Крыма, то один из их аргументов звучал так: “если бы мы не оккупировали Крым, то туда пришли бы солдаты НАТО, а вместо этого российская авиация и флот получили стратегическое преимущество в регионе”.

В 2024 году российскому флоту и ПВО в Крыму приходится обороняться от дозвуковых крылатых ракет Storm Shadow/SCALP 1990-х годов разработки и АТАСМS А1 времен Саддама Хусейна в Ираке.

Причем противостоят россиянам два десятка еще советских Су-24М, адаптированных под пуски Storm Shadow/SCALP – они не могут перенацелить ракеты в воздухе, ведь координаты для них можно вводить только на земле. Также среди противников – чуть больше, чем дивизион M142 HIMARS.

Это меньше, чем количество АТАСМS и ракет воздушного базирования, с которыми когда-то столкнулся упомянутый Саддам Хусейн. И все равно это оказалось большим вызовом для россиян в оккупированном Крыму.

Будут ли продолжаться удары по Крыму

Почему такое внимание в Крыму? Черноморский флот РФ – приоритетная цель по многим причинам. В войне на море все дальше ты действуешь от своих баз – тем лучше. И это сейчас работает именно для Украины.

В ее случае сохранение “зернового коридора” и, таким образом, работы для миллионов людей в агросекторе и “перевалке” важнее любых затрат на производство морских дронов и беспилотников-камикадзе.

Эффективная российская морская блокада Украины усугубит экономическую ситуацию для Киева. Плюс потребует держать большие противодесантные силы, охрану аэродромов в регионе, пусковые противокорабельные ракеты и маневренные группы в Причерноморье.

Поэтому ВСУ так упорно “работали” по острову Змеиный с тремя попытками высадки. И потому сейчас украинская армия так серьезно “отрабатывает” по целям в Севастополе.

Кроме того, для британцев и французов, много инвестирующих в дальнобойные возможности Украины (Британия поставляет Украине крылатые ракеты Storm Shadow, а Франция – их аналог SCALP. – Ред.), крымские цели ВСУ также являются приоритетными, ведь ни Лондону, ни Парижу не импонирует видеть русские корабли в Средиземноморье и у берегов Африки.

Плюс любые попытки переговоров лучше начинать с хорошими картами на руках. И Приазовье и Причерноморье – потенциально именно такая карта для Киева.

Все крымские аэродромы – Бельбек, Джанкой и Гвардейское – кроме того, что прикрывают российский фронт у Днепра, работают также и на противовоздушную оборону полуострова.

Эти борта вылетают на перехват украинских ракет, сопровождают носителей КАБов и флотские вертолеты, а также пытаются охотиться на БЭК.

В свою очередь, их прикрывают комплексы ПВО дальнего радиуса, которые по заявленным техническим характеристикам должны перехватывать баллистику США, по крайней мере, производства 1990-х.

Но пока это получается не всегда – украинские комбинированные удары либо перегружают противовоздушные каналы, либо ловят россиян в момент технического обслуживания или смены позиций, а также забивают РЛС препятствиями и ложными целями.

Периодически проходят даже парные пуски ракет.

Подтвержденное спутниковыми снимками уничтожение С-400 на Бельбеке, Джанкое и Запорожской области – это выбитые радары, пункты управления и пусковые. То есть новейшее, что есть у россиян, пока не справляется успешно с западными технологиями конца 1990-х.

Как результат, переброшенные из Крыма самолеты А-50 и действия значительного количества российской авиации на юге исключительно “из глубины”. Последние удары по Крыму свидетельствуют, что все крымские аэродромы могут оказаться под ударами западной баллистики ВСУ в “длинной версии”.

Об этом же свидетельствует дважды пораженный из зимы командный полк упомянутого 3-го радиотехнического полка, вынужденный “кочевать” полуостровом, чтобы продолжать боевую работу. Как и самолеты ПВО – во время ракетной угрозы со стороны континентальной Украины их даже не успели перетащить на другие места стоянки.

Ракетный корабль “Циклон”, который, по данным Генштаба, украинская армия поразила в Севастополе в ночь на 19 мая.

Со стороны ВСУ продолжается “зачистка” территории Крыма для дальнейшего использования морских и воздушных дронов, а также появления F16.

Россияне имеют потери, в частности, теряют возможности для раннего уведомления об атаках.

Результаты этого можно наблюдать, когда украинские дроны атакуют Новороссийск, а на главной базе Черноморского флота РФ в Севастополе теряют очередной корабль.

Поэтому операции ВСУ по Крыму, очевидно, будут продолжаться.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-05-23