Какой будет Франция после победы Ле Пен и что будет с помощью Украине

Франция может стать первой большой страной ЕС, где правительство сформируют ультраправые, скептически или негативно настроенные по военной помощи Украине. Произойдет это или нет – зависит от решения французских избирателей на досрочных парламентских выборах, которые пройдут в два тура 30 июня и 7 июля, – пишет BBC Украина

Большие шансы на первое место имеет “Национальное объединение” – ключевая ультраправая сила Франции, которая до 2018 года называлась “Национальный фронт”.

История этой силы тесно связана с политической династией Ле Пен – ее основателем 96-летним Жан-Мари Ле Пеном, уже находящимся на политической пенсии, его дочерью и наследницей 55-летней Марин Ле Пен, которая де-факто руководит партией, и ее племянницей, евродепутатом Марион Марешаль, которая когда-то хлопнула дверью и ушла из партии, но в июне 2024 года призвала поддержать “Национальное объединение”.

В самом “Национальном объединении” от ультраправого имиджа открещиваются, и позиционируют себя как консервативные патриоты.

“Мы не ультраправы, мы патриотическая партия и партия суверенитета!” – заявил один из лидеров партии Себастьян Шену в интервью LCI.

В чем точно нет сомнений – так это в оппозиционности “Национального объединения” к президенту Эмманюэлю Макрону, который во время полномасштабной войны стал одним из ближайших партнеров Украины.

Социологические опросы не дают однозначного ответа, удастся ли партии Марин Ле Пен получить большинство мест в парламенте, однако она в победе уверена.

“Думаю, у нас будет абсолютное большинство. Опросы не достоверны, потому что два года назад (во время выборов 2022 года. – Ред.) нам давали от пяти до 40 депутатов, а “Национальное объединение” получило 89″, – заявила она в интервью La Telegramme.

Если партии Ле Пен удастся прийти к власти, Францию ​​ожидают большие изменения во внутренней политике и жесткое противостояние между новой властью и мощным левым “Новым Народным фронтом”. Мы обязательно увидим столкновение полиции и демонстрантов в крупных городах Франции, ведь большинство из них являются крепостями левых и либеральных сил.

Большие перемены могут произойти и во внешней политике Франции. Хотя президент Франции имеет ряд внешнеполитических полномочий, Марин Ле Пен намекнула, что поскольку правительство “Национального объединения” будет контролировать казну, то денег для некоторых внешнеполитических инициатив президента Макрона не будет, вместо этого будут “красные линии”.

“По Украине, президент не сможет отправить войска”, – подчеркнула она.

В то же время формальный лидер партии Ле Пен Жордан Барделла пообещал, что “Национальное объединение” не позволит “российскому империализму поглотить такое союзное государство, как Украина”.

Он заявил во время дебатов, что хочет одновременно и поддержать Украину и избежать эскалации с Россией.

До 2018 года “Национальное объединение” называлось “Национальный фронт”. Эту партию еще в 1972 году основал Жан-Мари Ле Пен – бывший участник войн против независимости Вьетнама и Алжира в 1950-х годах – на тот момент французских колоний.

Подпись к фото, создателем нынешней политической системы Франции является генерал де Голль, однако его наследники потеряли политическое влияние, особенно после выборов 2017 и 2022 годов.

Он защищал идею сохранения Французской империи в 1960-х годах. Отношение к этому вопросу являлось одной из причин многолетнего раскола среди французских правых.

Умеренные националисты и консерваторы тогда сплотились вокруг генерала де Голля, героя Второй мировой войны, добившегося для Франции статуса одного из ее победителей и места в Совбезе ООН – несмотря на катастрофическую капитуляцию Парижа 1940 года перед войсками Гитлера.

Де Голль, президент в 1959-1969 годах, отправил колониальную империю в небытие и предоставил независимость многим колониям в Африке. Это привело к военному мятежу и нескольким неудачным покушениям на его жизнь со стороны ультраправых националистов. Сохранив Францию ​​от расходов на колониальные войны, где Голль провел масштабную модернизацию страны, оставил ее с преуспевающей экономикой, мощнейшей европейской армией и ядерным оружием. Во многих бывших колониях у власти остались профранцузские политики.

По инициативе де Голля приняли и нынешнюю Конституцию Франции, которая положила начало Пятой республике с сильной президентской властью и системой парламентских выборов, которая фактически закрепляла позицию аутсайдеров и вечной оппозиции для ультраправых и ультралевых.

Наследники де Голля среди французских правых на долгие десятилетия стали одной из ключевых политических сил Франции. Менялись названия их партии, и неизменно их называли “голлистами”. Последним представителем этой партии в должности президента был Николя Саркози (2007-2012).

“Национальный фронт”, куда вошли противники де Голля среди правых и некоторые политики, сотрудничавшие с нацистской Германией в рамках режима Виши во время Второй мировой войны, первоначально являлись маргинальной политической силой. Но уже в 1980-х годах лидер этой партии Жан-Мари Ле Пен смог подняться по теме противодействия массовой миграции из стран Африки. Он несколько раз участвовал в президентских выборах.

В 2002 году ему даже удалось пройти во второй тур, однако тогда все политические силы Франции – от правых до левых – сформировали неформальный “Республиканский фронт” вокруг тогдашнего президента, голлиста Жака Ширака, и помешали лидеру ультраправых прийти к власти. Ширак получил 82% голосов, Ле Пен только 18%.

“Национальный фронт”, вероятно, и дальше мог оставаться в вечной оппозиции без шанса прийти к власти, но в 2011 году Жан-Мари Ле Пен передал руководство партией своей дочери Марин Ле Пен. Но начала процесс ребрендинга политической силы, так называемой “противодьяволизации”, постепенно сделала ее более умеренной и устранила отца, которого неоднократно обвиняли в антисемитизме, от любого влияния на процессы в партии.

После 2014 года Ле Пен некоторое время поддерживала Путина и поругалась со своими давними союзниками в Украине из партии “Свобода”.

В 2017 году Ле Пен потерпела поражение на президентских выборах, когда “Республиканский фронт” против нее сформировался вокруг кандидата-либерала Эмманюэля Макрона, которого тогда поддержали две трети французов. В итоге партия Ле Пен сменила название на “Национальное объединение” и сделала ставку на большее привлечение недовольной молодежи. В 2022 году ситуация повторилась, но Макрон получил уже 58% голосов, потеряв поддержку 2 миллионов французов.

Парадоксально, но именно Макрон, которого выбирали, чтобы не допустить прихода Марин Ле Пен к власти, может стать человеком, внесшим решающий вклад в ее победу.

За 7 лет его правления Франция так и не разрешила ключевых проблем. Недовольство инфляцией, падением покупательной способности, нелегальной миграцией и ростом уличной преступности только возросло. В то же время умеренные французские правые, наследники партии де Голля – “Республиканцы” – после скандалов и внутренней передряги за лидерство – уступили лидерство в правом лагере сторонникам Ле Пен, и все больше теряют влияние.

В начале этого года развернулись дебаты по поводу идеи Макрона о возможном направлении французских военных на помощь Украине. Она не нашла поддержки у большинства французов, но ее эффективно использовали Ле Пен и другие оппоненты, обвинившие “макронистов” в непосредственном вовлечении Франции в войну.

9 июня 2024 года пропрезидентский альянс “Возрождение” набрал лишь 14,6% голосов на выборах в Европарламент, и вдвое уступил “Национальному объединению” (31%).

Ответом Макрона был роспуск парламента и назначение досрочных выборов. Это решение вызвало настоящий шок в стране, и откровенное непонимание даже в президентском лагере – ведь Макрон имел хоть и не абсолютное большинство, но больше всего мест в парламенте и мог комфортно закончить с ним свое правление в 2027 году. Досрочные выборы дают шанс Ле Пен.

“Это решение вызвало беспокойство, непонимание, а иногда и гнев среди французов по всей нашей стране”, – признал министр финансов Бруно Ле Мер.

Президент Макрон объяснял, что “не мог действовать так, как будто ничего не произошло”.

“Это дух наших институтов: я услышал французов. Роспуск является… жестом большого доверия к французам”, – заявил он Le Figaro.

Кроме этих объяснений существуют также предположения о мотивах решения президента.

Мол, если “Национальное объединение” придет к власти сейчас, то через несколько лет правительство партия Ле Пен потеряет популярность и не сможет завоевать ключевой пост президента на выборах 2027 года.

Если французы хотят дать “Национальному объединению” шанс и поэкспериментировать с судьбой страны, то, по крайней мере, новое правительство без поддержки президента не будет иметь всей полноты власти в стране.

Будут ли “макронисты” третьими лишними

Шансы партии Марин Ле Пен на приход к власти повышает действующую систему выборов в нижнюю палату французского парламента – Национальную ассамблею.

Эти выборы проходят в два тура по мажоритарной системе в 577 округах, в каждом из которых выберут одного депутата. Чтобы победить уже в первом туре, кандидату нужно набрать более 50% голосов пришедших на участки избирателей. На практике победы в первом туре встречаются редко.

Так что судьба выборов решается преимущественно во втором туре – в него проходят все кандидаты, которые в первом туре выборов получили поддержку не менее 12,5% зарегистрированных избирателей. Если этому требованию отвечает только один или ни один кандидат – тогда во втором туре принимают участие два кандидата, которые набрали больше голосов в первом. Во втором туре выигрывает кандидат, который просто набрал больше других голосов.

Такая система увеличивает шансы на победу двух ведущих политических сил Франции. Многие десятилетия, до 2017 года, этими силами преимущественно были консерваторы-голлисты и социалисты, по очереди находившиеся у власти. С приходом к власти Макрона в 2017 году их потеснило его либеральное движение “Вперед, республика”. Однако уже на выборах 2022 года он потерял парламентское большинство, что усложнило Макрону принятие желаемых законов.

По итогам нынешних выборов сторонники Макрона вообще рискуют потерять более половины из своих нынешних 249 мест.

Различные опросы дают “Национальному объединению” Ле Пен и его союзникам от 30 до 37% голосов и от 195 до 300 мест в Национальной ассамблее. Для формирования правительства достаточно 289 мест.

На втором месте находится левый альянс – “Новый Народный фронт”, в который вошли социалисты, зеленые, коммунисты и леворадикальная “Непокорная Франция”. Этому альянсу опросы дают от 25 до 30% голосов и от 135 до 240 мест в парламенте.

Либеральный блок “Вместе за республику”, объединивший поклонников Макрона, может рассчитывать на 17-22% голосов и от 65 до 130 мест.

Партия “Республиканцы” – представители некогда мощной политической силы “голлистов” – могут ожидать 5-7% голосов и 25-60 мест в парламенте. В преддверии выборов лидер этой партии Эрик Сетти объявил об альянсе с партией Марин Ле Пен, однопартийцы устроили бунт и отстранили его от руководства. Однако часть рядовых поклонников “Республиканцев” решение Сетти поддержала.

Эти события стали свидетельством окончательного установления доминирования “Национального объединения” среди правых избирателей.

В этой ситуации поклонники Эмманюэля Макрона оказались в наиболее затруднительном положении. Все неоправданные надежды голосовавших за президента французов сейчас бьют по рейтингу пропрезидентского блока. Французские СМИ пишут, что некоторые его кандидаты в округах избегают размещения фотографий вместе с президентом.

Еще одна проблема “макронистов” в том, что выборы все больше становятся противостоянием двух ведущих сил – партии Ле Пен и левых из “Нового народного фронта”. Левые не зря выбрали такое название.

“Народный фронт” – это название левой коалиции, которая пришла к власти в 1936 году на фоне жесткой борьбы левых и ультраправых во Франции перед Второй мировой, и запомнилась введением двухнедельного оплачиваемого отпуска и 40-часовой рабочей недели. Эти события прочно отражены во французской исторической памяти, хотя история довоенного “Народного фронта” завершилась бесславно – именно его представитель дал согласие на Мюнхенское соглашение по расчленению Чехословакии в 1938 году.

Есть вероятность, что второй тур в большинстве округов превратится в противостояние левых и ультраправых. Сторонникам Макрона во втором туре по некоторым округам придется выбирать кандидатов из двух политических сил, чьи взгляды они не поддерживают.

И если представить голосование “макронистов” за кандидатов от левого альянса из партий социалистов или зеленых еще возможно, то голосование за представителей леворадикалов “Непокорной Франции” маловероятно. То есть, если представители пропрезидентского альянса не пройдут во второй тур в каких-либо округах, часть их избирателей может просто не прийти на участки, что еще больше увеличит шансы на победу кандидатов Марин Ле Пен.

Согласно июньскому опросу Ipsos, 59% французов верят в победу партии Ле Пен, 24% – “Нового народного фронта”, и 16% – “макронистов”. Только 55% избирателей, голосовавших за Макрона в 2022 году, готовы поддержать коалицию его сторонников сейчас, 16% хотят голосовать за “Новый Народный Фронт” и 11% за “Национальное объединение” Ле Пен.

“Национальное объединение” обещает увеличить покупательную способность французов, остановить наплыв мигрантов, восстановить порядок на улицах, поддержать фермеров и снизить бюрократические процедуры.

Против прихода к власти “Национального объединения” открыто выступили некоторые французские звезды, как игроки сборной по футболу Киллиан Мбаппе и Маркюс Тюрам, 170 бывших и действующих дипломатов выступили с коллективным призывом не допустить партию Ле Пен к власти. Но вряд ли это может убедить тех французов, которые решили дать ей шанс.

Три сценария для Франции

То, как будут разворачиваться события после выборов, напрямую зависит от результата партии Ле Пен на выборах и результата сторонников президента Макрона.

Если “Национальному объединению” удастся получить большинство в 289 мест, официальный лидер партии 28-летний Жордан Барделла сможет сформировать правительство. Согласно Конституции, президент Франции может предложить на должность премьера политика, способного получить вотум доверия в парламенте.

Макрон может предложить должность руководителя правительства и Марин Ле Пен, но это все будет лишь затягиванием времени, которое откажется, потому что кандидат на должность премьера уже согласован.

Формирование правительства Барделлы будет означать начало периода “сосуществования” президента и премьера из разных политических сил. Такой ситуации во французской политике не было уже 22 года, а в общей сложности было три периода сосуществования – в 1986-1988, 1993-1995 и 1997-2002 годах – при президентах Франсуа Миттерана и Жака Ширака.

Эти периоды не прошли без конфликтов по поводу полномочий, особенно в сфере внешней политики.

Насколько комфортно будет это сосуществование для Эмманюэля Макрона – зависит от того, какое количество мест его сторонники сохранят в парламенте. Все предыдущие периоды сосуществования президенты получили поддержку второй по количеству депутатов политической силы в парламенте.

Сейчас в условиях, когда второй фракцией становятся левые, которые критически или враждебно настроены по отношению к президенту, Макрон может выглядеть “хромой уткой” с поддержкой лишь нескольких десятков депутатов. Его позиции будут значительно слабее позиции Миттерана и Ширака во время “сосуществований” много лет назад.

“Учитывая его гордость, долго ли он это будет терпеть?” – так прокомментировала Le Telegramme вопрос о том, каким будет сосуществование Макрона с правительством “Национального объединения” Марин Ле Пен.

Второй сценарий – “Национальное объединение” не получает абсолютного большинства в парламенте, но находит союзников для формирования правительства, например среди партии “Республиканцы”. В таком случае Барделла обещал не претендовать на должность премьера. Ее может получить какой-то технократ или компромиссный политик, который все равно будет реализовывать, по крайней мере, частично программу партии Ле Пен.

Подпись к фото, Главным событием этого лета в Париже должны были стать Олимпийские игры, вместо него становится борьба за Бурбонский дворец, где заседает Национальная ассамблея.

Третий сценарий – это политический хаос. Ни одна политическая сила не получает большинства, и о коалиции тоже не удается договориться. В таком взвешенном состоянии страна может существовать долго. Согласно Конституции президент может распустить новоизбранный парламент только через год после начала его работы. Ранее подобный кризис можно разрешить только отставкой президента – победитель досрочных президентских выборов может распустить парламент после инаугурации.

Эмманюэль Макрон уже неоднократно отмечал, что не собирается уходить в отставку, и будет руководить страной до окончания полномочий в 2027 году. Однако спекуляции по его отставке продолжаются.

Если пост президента остается вакантным, то его обязанности исполняет президент Сената, а новые выборы проходят в течение 20-35 дней.

Что изменится для Украины

По данным Министерства обороны Франции, с 24 февраля 2022 года и до 1 мая 2024 года Украина получила от Парижа вооружений и военной помощи на 5,135 млрд евро – из них 3,035 млрд прямой помощи 2,1 млрд через Европейский фонд мира.

Среди этих вооружений – 30 самоходных артиллерийских установок CAESAR, ракеты CROTALE, MISTRAL, SCALP, высокоточные боеприпасы AASM. Французские инструкторы научили 12 тысяч украинских военных.

От телефонных разговоров с Путиным в 2022 году в начале полномасштабной войны французский президент перешел к предположениям о отправке французских военных в Украину в феврале 2024 года. Против этого выступил ряд французских политиков, прежде всего Марин Ле Пен.

“Национальное объединение” в марте 2024 года воздержалось во время голосования договора безопасности между Францией и Украиной.

Во время презентации программы партии в июне 2024 года Жордан Барделла заверил, что его политическая сила будет “чрезвычайно пристальной по поводу попыток вмешательства России”. Политик назвал российскую политику “многомерной угрозой и для Франции, и для Европы”.

“Сегодня Россия отрицает интересы Франции […] в наших зонах исторического влияния в Африке, Черном море, а также на наших заморских территориях”, – заявил он.

Он сообщил, что в отношении Украины “не намерен сомневаться в обязательствах, которые сегодня берет на себя Франция”, и поддерживает “то, чтобы материально-техническая и оборонная поддержка Украины продолжалась”.

В то же время Барделла подчеркнул, что “Национальное объединение” против “ввода войск на украинскую землю”, поставки “ракет дальнего радиуса действия или военной техники”, которые могли бы “непосредственно ударить по российским городам”.

Это будет означать отказ от присутствия любых французских военных инструкторов в Украине и отказ от поставок определенных типов ракет. Если президент Макрон, как верховный главнокомандующий, захочет организовать подобные поставки, правительство может попытаться саботировать его финансово и логистически – через контроль над бюджетными расходами и над Министерством обороны.

В конце концов не следует забывать, что “Национальное объединение” еще и выступает против членства Украины в НАТО и ЕС.

Неидеальная ситуация для Украины и в случае левого “Нового Народного фронта”, который, похоже, будет играть вторую скрипку в парламенте.

Программа левых вроде бы выгодна Украине, поскольку предусматривает “защиту Украины и мира на европейском континенте”:

  • Остановка захватнической войны Путина
  • Ответственность руководителя России перед международным судом
  • Поддержка суверенитета и целостности Украины
  • Поставки оружия
  • Списание внешнего долга Украины
  • Арест активов российских олигархов, помогающих российской армии
  • Отправка миротворцев на украинские атомные станции

Однако есть нюанс – этим положением отвечают взгляды социалистов и зеленых, по настоянию которых их и внесли. Однако среди политиков “Непокорной Франции” Жан-Люка Меланшона и коммунистов есть немало политиков, готовых сделать все для примирения с Москвой.

В этом и состоит нехватка искренности в левом лагере – ультралевые согласились на компромисс в отношении Украины с левоцентристами, чтобы получить больше мест в парламенте. Уже после выборов они вполне могут вернуться к любимой практике расколов, в частности, по отношению к российской политике.

Вывод в этой ситуации таков – существует вероятность того, что Франция в случае победы партии Ле Пен будет дрейфовать в сторону Словакии и даже Венгрии, новое правительство может блокировать некоторые внешнеполитические инициативы президента Макрона по Украине, политизировать вопросы оказания помощи Украине в борьбе с ним.

Это будет означать, что задачи получения поддержки Франции, некоторых видов вооружений для украинской дипломатии станут сложнее, хотя нет оснований говорить о прекращении поддержки.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-06-30