Почему июль в энергетике называют репетицией тяжелой зимы

“Сегодня я впервые действительно не смогла отработать. Пожалуй, придется потратить с тысяч десять на энергонезависимость сейчас, а зимой уехать месяцев на два”, – рассказывает о работе во время отключений электричества киевлянка Зоя, которая может работать дистанционно и онлайн, но никогда от начала войны не рассматривала возможность выезда за границу. Однако ее работа переводчика-синхронщика требует труда по расписанию заказчика, а не по графикам отключений, – пишет BBC Украина

Почему летом будут длительные отключения света

Нынешние отключения электричества являются следствием серии ракетных и дроновых атак на энергетические объекты, которые начались в конце марта этого года.

В отличие от осени 2022 года, российские удары выбили не только систему передачи и баланса в энергетике, а ее сердце – генерирующие мощности. В общей сложности потеряно 9 ГВт генерации. Теперь не просто больше половины, а практически все электричество производят атомные станции, по каким ударам пока не последовало.

А функцию маневрирования, то есть наращивание и уменьшение мощности в системе, выполняют не ТЭС и ГЭС, как раньше, а отключение потребителей.

В настоящее время в Украине работают 9 блоков и атомные станции. Еще 6 – в оккупации на ЗАЭС. Чтобы АЭС могли работать зимой, летом на них должны пройти профилактические ремонты и перегрузка топлива. И именно ремонтную кампанию на атомных блоках в первую очередь называют среди причин того, что следующие недели будут тяжелыми для энергосистемы и потребителей.

В “Энергоатоме” говорят, что пытаются провести ремонтную кампанию в сжатые сроки. Как рассказал гендиректор компании Петр Котин, там уже уменьшили продолжительность ремонтов более чем на 22 суток от запланированного.

А осенью, когда ремонт завершится, атомные блоки смогут работать на полную мощность, и отключений электричества будет меньше.

Кондиционеры – уже не самая большая проблема для украинской энергосистемы летом

Вторая причина – летняя жара. По данным “Укрэнерго”, обычно потребление летом примерно на 30% больше, чем весной или осенью.

До войны летний пиковый спрос приближался к зимнему из-за массового использования кондиционеров.

Теперь больше идет речь об электричестве для холодильного оборудования в промышленности. Без него многие процессы – например, при производстве пищи или лекарств – будут нарушены.

Читайте также: WP: “Эта зима будет гораздо хуже”. Готова ли Украина к атакам на энергетику?

Впрочем, летняя нагрузка на энергетическую систему, когда на улице тепло, а световой день длинный, меньше зимней, когда холодно и темно.

По словам руководителя “Укрэнерго” Владимира Кудрицкого, “если у нас есть дефицит даже сейчас, то очевидно, что зима принесет еще больше проблем”.

Почему зимой будет точно еще труднее

Сейчас Украина генерирует до 11,5 ГВт-ч, а потребляет около 13 ГВт. Поэтому импорт электричества из ЕС не всегда спасает, ведь максимально таким путем можно получить лишь 1,7 ГВт.

В настоящее время идут переговоры, чтобы увеличить импортные мощности до 2,2 ГВт. Но и этого не хватит, чтобы компенсировать уничтоженные и поврежденные российскими ударами ТЭС и ГЭС, которые были маневровой генерацией в украинской энергосистеме.

До войны среднее потребление за год составляло около 15 ГВт, а прошлой зимой на пике спроса – около 18 ГВт. Поэтому разрыв между тем, что может производить система, и спрос будет еще больше.

И его не перекроет не только импорт, но и заявленные президентом 1ГВт новые мощности в газовой генерации.

Впрочем, даже на этот счет одного гигаватта существуют разные мнения.

Обозреватели утверждают, что сам курс на строительство малых газопоршневых или больших газотурбинных электростанций верен. Но в такие сжатые сроки – фактически менее чем за 90 дней до начала отопительного сезона – это нереально, ведь оборудование нужно не только заказать и купить, но и установить. Так что через год это может быть реально, а на эту зиму – вряд ли.

Например, даже “Энергоатому” понадобилось 16 месяцев, чтобы запустить в работу мобильную электростанцию ​​мощностью всего 28 МВт, подаренную USAID в начале 2023 года и привезенную в Украину в феврале того же года.

“Она работает”, – сообщил министр энергетики Герман Галущенко 17 июня 2024 года.

В Минэнерго настаивают на реалистичности плана по установке газовых мощностей на 1 ГВт уже в текущем году.

Определенные надежды на то, что если не 1 ГВт, то какую-то часть из него установят до зимы, связанные с бизнесом, который имеет деньги на такие проекты и желание заняться централизованными отключениями.

Решение правительства, что бизнес имеет импортировать (и оплатить по более высоким ценам) не менее 80% электричества, чтобы его не отключали от тока, особенно никому не нравится. А в горно-металлургическом комплексе это решение даже назвали ставящим под угрозу работу всей отрасли.

Еще какую-то часть потребностей попытаются покрыть за счет нового мобильного поколения крупные города, которые также не очень надеются на централизованную систему электроснабжения. Но особое внимание местные власти уделяют альтернативному заживлению таких критических объектов, как поставка воды и канализация.

Ведь если они не будут работать в большом городе, последствия будут гораздо хуже, чем просто отсутствие света.

Как? Наглядно это показывает пример Ивано-Франковска, где из-за значительных разрушений Бурштынской ТЭС жители могут оказаться без горячей воды и отопления. Об этом заявила глава Ивано-Франковской ОВА Светлана Онищук.

По словам Онищук, россияне атаковали ТЭС более 12 раз. Еще до подключения украинской сети к европейской именно эта станция давала возможность экспорта электричества в Европу. А еще – тепло у дома франковцев. Теперь, говорит глава ОВА, “мы уже понимаем, что восстановлению Бурштынская ТЭС не подлежит, она очень сильно разрушена”.

Впрочем, как впоследствии написал в фейсбук Ильдар Салеев, гендиректор ДТЭК Энерго, которой принадлежит станция, на сегодняшний день в компании даже не рассматриваем категорию “восстановлению не подлежит”. Но “масштаб разрушений таков, что на восстановительные работы уходят не месяцы, а годы”.

В общем, в ДТЭК, владевшего львиной долей украинской тепловой генерации, решили восстановить какую-то часть разрушенного за счет оборудования со старых станций, снятых с эксплуатации в Восточной Европе. Переговоры идут с около 10 партнерами. Но, признают в ДТЭК, этого будет недостаточно.

“Это поможет, но этого будет недостаточно, нужно также покупать новое оборудование”, – заявил в телеэфире исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук, назвав нынешние разрушения “беспрецедентной историей”.

По его словам, компания активно размещает заказы на оборудование, которое необходимо установить. Это турбины, генераторы, трансформаторы, автотрансформаторы.

Но время от размещения заказа до установки оборудования может значительно превышать оставшиеся 4 месяца до начала отопительного сезона. При этом свои расходы по ремонтам и восстановлению ТЭС до конца этого года в ДТЭК оценивают в 4 млрд грн.

Планы “Энергоатома” достраивать несколько атомных блоков на украинских АЭС также вызывают множество споров. Но главное – эти планы вообще не об этой зиме, потому что строительство на АЭС даже в мирных развитых странах длится годами.

Ситуация настолько патовая, что в экспертной среде начали обсуждать такие экзотические варианты, как быстрая деоккупация Запорожской АЭС, захваченной россиянами в первые дни от вторжения, а также переподключение к российской энергосистеме.

Первое кажется нереальным ввиду общей ситуации на фронте, хотя среди ее сторонников – бывший министр энергетики Иван Плачков. О другой говорят лишь в контексте подлинной цели российских ударов по украинской энергетике как части плана по “принуждению к миру”.

Поэтому отключения электроэнергии пока выглядят единственным реальным выходом, и разные мнения раздаются больше вокруг того, сколько эти отключения будут продолжаться и что можно попытаться сделать, чтобы облегчить их последствия.

Сколько будет продолжаться отключение

Разрушения в энергетике таковы, что украинцам придется жить с отключениями света не одну зиму. Но если говорить только о следующей, то продолжительность отключений будет зависеть от многих факторов, начиная с того, сколько и какие еще удары нанесет Россия по украинской энергетике, и как хорошо удастся оградить пока уцелевшие объекты от этих ударов.

“Мы надеемся, что нам удастся восстановить хотя бы часть энергоблоков, которые были повреждены до начала зимнего сезона. Но это будет зависеть от наличия средств противовоздушной обороны, потому что россияне не прекращают атаку”, – заявил руководитель “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий. ВВС.

Если Россия продолжит атаковать украинскую энергетику, то по худшему сценарию следующей зимой украинцы могут проводить до 20 часов в сутки без света и отопления, предполагают в ДТЭК.

Многое будет также зависеть и от морозов.

При температуре минус 10 украинцы будут со светом только по 12-14 часов в сутки, и около 10 часов – без него, заявил в телеэфире член энергетического комитета парламента Сергей Нагорняк. Такой сценарий депутат называет среднестатистическим для следующей зимы.

“Если средняя температура (будет) +10, то это будет счастьем для нас. Если -15, то будет плохо”, – заявил гендиректор энергетической компании YASNO Сергей Коваленко в

телемарафон. И объяснил: чем ниже температура, тем выше потребление электричества будет идти на отопление. По его оценкам, “если генерация плюс возможности по импорту останутся на том же уровне, как есть, то дефицит будет достигать 35%”. Это означает, что в случае, если учесть потребности в электричестве для критической инфраструктуры, “мы можем действительно сидеть 6-7 часов со светом”. Но ситуация может ухудшиться, если вдобавок к ударам по генерации будут новые удары по распределительным сетям, тогда Украина вернется к ухудшенному варианту зимы 2022-2023 годов.

Подпись к фото, сколько придется сидеть без света – как летом, так и зимой – зависит от многих факторов, предусмотреть которые достоверно невозможно
Впрочем, по мнению руководителя “Укрэнерго” Владимира Кудрицкого, сейчас все эти прогнозы являются “гаданиями на кофейной гуще”, поскольку ни результатов новых российских обстрелов, ни погоды никто не может предусмотреть. Более того, пока точно нельзя сказать и сколько генерации будет доступно:

“Никто не знает, какие повреждения нам предстоят в ближайшие месяцы и то, с каким парком энергоблоков на тепловых и гидроэлектростанциях мы подойдем к осенне-зимнему периоду”.

В интервью “Украинской правде” руководитель “Укрэнерго” отметил, что наличие света в течение нескольких часов в день – это пессимистический сценарий. При усилении обстрелов энергетики возможны “6-7 часов без света и 2-3 часа со светом”. Но есть и оптимистичный сценарий, что российские обстрелы будут не столь результативны, зима – теплой, а энергетикам удастся восстановить или ввести в действие определенное количество нового поколения.

В общем, по словам Кудрицкого, с основными сценариями прохождения отопительного сезона знаком “ограниченный круг людей” из-за соображений безопасности. Поэтому вряд ли у экспертов или журналистов достаточно информации, чтобы делать правильные предсказания:

“Ориентировать людей, что электричества не будет 12-15-20 часов, мы просто не можем, потому что никто не знает, что на самом деле нас ждет”.

Можно ли как-нибудь подготовиться к такой зиме

Чтобы пережить первые масштабные отключения электроэнергии в конце 2022 – начале 2023 украинцы часто использовали точечные решения: покупали павербанки и зарядные станции, максимум – дизельные генераторы.

Теперь, когда разрушения в энергетике системны, бизнес и население так же ищут системных решений, чтобы иметь свет.

И дело не только в том, что за полтора года украинцы поняли, что мощные генераторы, кроме того, что продуцируют много дыма и шума, потребляют буквально цистерны дорогостоящего дизтоплива, а цена тока, произведенного из него, в разы выше, чем из сети.

Украинцы стали все лучше разбираться с солнечными панелями и инверторами – их предлагают устанавливать и энергетики, и местные власти. И речь не только об электричестве для лампочек и стиральных машинок.

К примеру, как заявил заместитель киевского мэра Петр Пантелеев, столица готова покрыть 75% затрат многоквартирных домов “на установку генераторов, бесперебойников, инверторов, солнечных панелей, чтобы не прекращались водоснабжение, чтобы работали лифты”. В разговоре с УП он заявил, что в этой программе “нет ограничения финансирования”:

“И я сейчас не шучу”, – заверил столичный чиновник.

Сергей Коваленко из YASNO посоветовал жителям многоквартирных домов, особенно тех, где все работает на электричестве, выяснить две вещи:

“Первая – питаются ли от генераторов насосы, которые качают тепло по дому. Второе – питаются ли от генераторов лифты”.

Местные власти не только устанавливают резервные системы питания на объекты критической инфраструктуры, но и поощряют жителей крупных городов.

В отличие от предыдущих периодов дефицита электричества заговорили также и о системах отопления и водоснабжения с водоотводом. Более всего это беспокоит власти крупных городов, которые пытаются обеспечить дополнительным резервным питанием именно эти объекты.

“Граждане почему-то убеждены, что в кране есть вода, потому что она течет в Днепре. И никто не задумывается о выстроенной для этого процесса большой системе, которая также нуждается в электроэнергии. И что существуют такие водозаборные и насосные станции, которые не способны “поднять”” даже сверхмощные дизельные генераторы”, – написал в фейсбуке мэр Днепра Борис Филатов, объяснив, что “это по силам лишь огромным газовым станциям, которые стоят заоблачные суммы и на рынке их так просто не купить”.

Но и это еще не все проблемы: “Подача тепла зимой невозможна при отсутствии воды. Ведь вода – это теплоноситель. И когда аварийно выключается электричество, то исчезает вода. А потом останавливается и отопление”.

С такими проблемами людям, бизнесу или даже территориальным общинам не справиться самостоятельно, без комплексного и срочного плана действий со стороны властей, заявил бывший президент, а ныне депутат Петр Порошенко.

“Человек может вкрутить лампочку с аккумулятором, человек может поставить экофлоу. Гораздо труднее на балконе поставить генератор, – заявил политик. – Но он точно не может обеспечить функционирование тепла, канализации, воды, лифтового хозяйства и прочего”.

А пока, как советует мэр Днепра, нужно хотя бы сделать запас как питьевой, так и технической воды – как это сделал он сам еще 24 февраля 2022 года, поставив 50-литровую бочку в туалете.

“Многие наши технические особенности хорошо известны россиянам. Ведь вся документация в Советском Союзе была единой. Поэтому не надо недооценивать глобальность возможной катастрофы. По крайней мере, пойти и набрать воды. И на всякий случай сделать запас некоторых продуктов”, – посоветовал Борис Филатов.

В подготовке к длительным отключениям света запастись водой и продовольствием, “которые не будут портиться без холодильника и не будут требовать электроэнергии для приготовления”, советуют и в КГГА.

Чем еще чревато отсутствие электричества

Впрочем, водой и теплоснабжением проблемы не ограничатся. Длительные отключения света могут стать первым звеном во многих цепочках других опасных последствий.

Потребность в средствах на восстановление энергосистемы, повышение тарифов и покупку 80% электричества за импортом для бизнеса уже привели к ускорению инфляции в Украине. И то после продолжительного перерыва и дефляции.

По данным Государственной службы статистики, в мае цены производителей подскочили сразу на 7,2% по сравнению с апрелем, а в годовом исчислении промышленная инфляция составила 14,2%. В частности, у производителей мяса цены выросли почти на 18%, в фармацевтических компаниях – на 13,8%, почти на 13% у молочников. Вскоре это отразится и на ценах на полках магазинов и аптек.

Из-за проблем со светом и отоплением некоторые бизнесы могут перейти в Интернет. К примеру, в “Укрэксимбанке” заявили, что рассматривают возможность закрытия некоторых отделений, которые нужно освещать и отапливать.

В Национальном банке развитие событий в энергетике вместе с ситуацией на рынке труда называют среди факторов, которые могут еще больше замедлить рост ВВП в этом году.

Пока что в НБУ не меняют прогноз по ВВП, который в мае снизили до 3%. Там даже предполагают, что инвестиции бизнеса и местных властей в энергетический сектор потенциально могут даже придать временный толчок экономической активности. Но даже это не поможет добиться показателей даже в прошлом году, когда экономика Украины выросла на 5,3%.

Впрочем, потери могут и не иметь прямой связи с экономикой или энергетикой.

К примеру, отсутствие воды из-за проблем с электричеством может привести к возгоранию инфекционных заболеваний, заявил в интервью ВВС Украина министр здравоохранения Виктор Ляшко.

“Когда отключают электричество, часто останавливается водоснабжение. Остановка водоснабжения на длительный срок, затем запуск может приводить к тому, что водный путь передачи инфекционных проб может выйти во главу угла”, – предупредил чиновник.

При этом, по словам Виктора Ляшко, инфекционные болезни могут вспыхивать не только из-за несоблюдения гигиены, но и из-за нарушения условий хранения продуктов.

“Это все может приводить к появлению инфекционных заболеваний или пищевых отравлений”, – говорит министр здоровья.

Другую цепочку проблем из-за отсутствия электричества и отопления просчитывают и в ЕС.

Во время берлинской конференции по восстановлению Украины председатель польского Совета по вопросам сотрудничества с Украиной Павел Коваль рассказал Sestry.eu о том, что в Евросоюзе уже готовят план действий на случай, если украинские дома будут холодными, а ЕС столкнется с новым потоком мигрантов, “которые пойдут по теплу и свету”, и которых уже можно будет назвать “энергетическими беженцами”.

По словам польского политика, в Европе уже все поняли, что этой зимой у Украины будут серьезные проблемы с энергоснабжением. Следовательно, может повториться ситуация двухлетней давности, но в “большей степени”.

2024-07-02