Взлет Джеймса Дэвида Вэнса на политический олимп США был гиперзвуковым. Осенью 2022 года политик впервые избрался в Сенат от штата Огайо. А уже в июле 2024 года стал кандидатом от республиканской партии в вице-президенты Америки. О решении идти вместе с Дж. Д. Венсом на президентские выборы 15 июля на национальном съезде республиканской партии в Милуоки объявил Дональд Трамп.
Сейчас Джеймсу Дэвиду Венсу всего 39 лет, что для американской политики считается нечто средним между детством и юностью, а его карьере уже может позавидовать армия республиканских функционеров, старательно проторяющая классический путь вверх. Впрочем, дорога Венса вперед была всем чем угодно, но не классической.
Наиболее поразительно его взгляды менялись именно в отношении Дональда Трампа. Экспрезидента Америки, а теперь партнера в предвыборной гонке, он даже сравнивал с нацистским лидером.
В 2016 году он написал личное сообщение одному из коллег в фейсбуке такого содержания: “Я иногда считаю, что Трамп – это циничный гивнюк, а иногда – что он американский Гитлер”.
Но это еще не все эпитеты.
“Я всегда был против Трампа. Он мне никогда не нравился”, “Господи, какой же он идиот!”, “Мне он кажется мерзавцем”.
И главное – Вэнс называл себя “парнем, который никогда не будет за Трампа”.
Это лишь несколько цитат Венса о Дональде Трампе из прошлой жизни.
Его слова в адрес экспрезидента запомнили потому, что говорил он их уже в статусе звездного автора, чья книга 2016 года “Сельская элегия: Мемуар о семье и культуре в кризисе” стала хитом.
Мемуар Венса о его детстве в горах Аппалачи лег в основу сценария одноименной ленты, в которой снялись голливудские звезды Гленн Клоуз и Эми Адамс.
Так как Трамп простил Венсу обиды? Извинения Венса в эфире телеканала Fox подействовало чудодейственно, а твиты с критикой Трампа тем временем улетучились со страницы Венса.
Этот крутой разворот сделал политика одним из ближайших соратников Дональда Трампа-старшего, другом Дональда Трампа-младшего и привел к рулю движения MAGA – радикального протрампистского крыла республиканской партии, которое, несмотря на небольшое представительство в Конгрессе, фактически перетягивает на себя управление партией.
Вэнс и его взгляды на Украину
Но для украинцев номинация Венса стала тревожным маркером будущей политики Белого дома по Украине в случае избрания Дональда Трампа президентом. И если собственно Трамп, по крайней мере в публичном пространстве, пытается придерживаться нейтральной, как для себя, риторики в отношении Украины, то Джеймс Дэвид Венс завоевал репутацию одного из острейших критиков и скептиков Украины и крупнейших популистов Америки.
Читайте также: Пуля в Трампа. Как она изменит американскую историю?
Украину он называл “коррумпированной страной, которой правят олигархи”, которой нельзя доверять американское оружие, и сравнивал украинскую демократию с Афганистаном до прихода к власти талибов. Вэнс говорил, что ему безразлично, что произойдет с Украиной в будущем, потому что ему надоела политика Байдена по мексиканской границе.
Из наиболее чувствительного для Украины Венс последовательно выступал и выступает против выделения помощи США Украине. Он голосовал против выделения пакета в 60 млрд долларов для Украины после многомесячной блокировки в Конгрессе.
Хотя в роли сенатора от Огайо Вэнс не может не знать, что именно в его родном штате производят артиллерийские снаряды и массово ремонтируют танки Abrams для Украины, а необходимые на это производство средства из пакета помощи Киеву идут именно в Огайо.
Еще до выдвижения в кандидаты в вице-президенты Вэнс выступал за территориальные уступки Украины: “В лучших интересах Америки – принять то, что Украине придется уступить россиянам некоторые территории”.
Его тезисы перекликаются с частыми заявлениями Трампа о необходимости немедленного завершения российско-украинской войны.
“Нам нужно закончить эту войну. Сотни тысяч невинных восточноевропейцев погибли в этом конфликте. В наших и их интересах – остановить убийства”.
В апреле сенатор написал колонку для The New York Times под названием “Цифры по Украине не совпадают”, в которой объяснил собственный скепсис:
“Проблема Украины – это не республиканская партия, это математика. Украине нужно больше солдат, чем она может найти, даже при реализации драконовской мобилизационной политики. И ей нужно больше оборудования, чем США могут предоставить”.
Вэнс утверждал, что Украине придется принять “жестокую реальность”, утвердить оборонную стратегию и как можно быстрее пойти на переговоры с Россией.
“Но для этого как американские, так и украинские лидеры должны принять, что заявленная цель войны Зеленского – возвращение к границам 1991 года – это фантастика”, – писал Вэнс.
С этим мнением не согласны многие республиканцы и демократы, напоминающие, что коллективная экономическая и военная мощь стран Запада, которые помогают Украине, значительно превышает российские возможности. Такую же позицию придерживается большинство европейских стран и блок НАТО, который на последнем саммите решил усилить поддержку Украины ради ее победы.
Как напоминает американское издание The Hill, на Мюнхенской конференции безопасности в феврале Венс поддерживал внешнеполитическую доктрину Трампа, основанную на принципе “Америка превыше всего”.
Вслед за экспрезидентом он говорил, что Европа должна взять на себя больше ответственности за свою безопасность, в частности в области производства вооружений. Таким образом, по мнению Венса, США могут уделить больше внимания азиатскому региону и противостоять агрессивному Китаю.
Он также призвал к “реальной политике” по отношению к Путину.
“Я никогда не назвал Путина добрым и дружелюбным человеком. Я говорил, что он человек с определенными интересами, и США должны соответствовать этому человеку с определенными интересами”, – цитирует The Hill выступление Венса в Мюнхене.
“Тот факт, что он плохой парень не означает, что мы не можем с ним поддерживать базовый дипломатический контакт на основе приоритета американских интересов. По всему миру полно плохих парней, и мне сейчас гораздо интереснее некоторые проблемы в Восточной Азии, чем в Европе” , – также говорил Вэнс.
Мемуары “Деревенская элегия”, сделавшие Венса знаменитым
Вэнс родился в городе Миддлтаун, что в штате Огайо, и за рождение получил имя Джеймс Дэвид Боуман. Его мать страдала наркотической зависимостью, а отец ушел из семьи, когда будущий сенатор был еще младенцем. Поэтому его воспитанием занимались бабушка с дедушкой, которых он называл “мамой и папой”.
Хотя Миддлтаун расположен в так называемом “ржавом поясе” переживающих упадок промышленных городков Среднего Запада США, Венс идентифицирует себя с несколько иным американским регионом: горами Аппалачи. Они простираются от американского Юга до окраин индустриального Среднего Запада и включают некоторые беднейшие американские регионы.
В своей автобиографии “Деревенская элегия” Вэнс честно описывает многочисленные испытания и потасовки, с которыми из-за неудачных поступков сталкивались члены его семьи и друзья. При этом в книге он придерживается откровенно консервативных взглядов: своих близких он описывает в роли хронических мотов, которые зависят от государственной помощи и не могут самостоятельно решать собственные проблемы.
Как пишет Венс, он видел, что жители Аппалачей “реагировали на плохие обстоятельства наихудшим возможным образом” и были продуктом “культуры, поощряющей социальное разложение, а не противостоящей ему”.
“Правда – вещь сложная, – писал Вэнс, – и самая сложная правда для горцев – это та, которую эти люди должны сказать о себе”.
На выходе этой книги будущий кандидат в вице-президенты уже ушел очень далеко от Миддлтауна. Сначала он служил в морской пехоте и побывал в Ираке, а затем получил образование в Университете штата Огайо и Йельской школе права. Это позволило ему стать венчурным капиталистом в Калифорнии.
А “Деревенская элегия” позволила Венсу стать знаменитым писателем и популярным комментатором, которого журналисты часто просили объяснить причины популярности Трампа среди избирателей, принадлежащих к белому рабочему классу. И он редко упускал возможность покритиковать будущего выдвиженца республиканцев.
“Я думаю, что эти выборы плохо влияют на страну – и особенно на белый рабочий класс, – говорил он одному из журналистов в октябре 2016 года, – Они позволяют людям переложить вину за происходящее на кого-то другого: мол, виноваты мексиканские иммигранты , или китайская торговля, или элита из Демократической партии, или что-то еще”.
В 2017 году Венс вернулся в Огайо, чтобы продолжить работу в области венчурного капитала. Он и его жена – Уша Чилкурси Вэнс, с которой он познакомился в Йельском университете, – имеют троих детей: Юана, Вивека и Мирабель.
Уша Чилукури Вэнс – дочь мигрантов из Индии, выросшая в Сан-Диего в Калифорнии, во всех смыслах далекой от Миддлтауна в Огайо. Кроме Йели, жена Венса также училась в Кембридже.
Политика некоторое время считали перспективным новичком, и он не упустил возможности, когда республиканский сенатор от штата Огайо Роб Портман решил отказаться от участия в выборах в 2022 году.
Сначала его кампания шла не очень хорошо, но затем Венса поддержал его бывший начальник: финансист, руководитель гедж-фондов и основатель PayPal Питер Тиль, пожертвовавший ему 10 млн. долларов.
В настоящее время Венс является одной из самых заметных фигур в политическом лагере желающих “Сделать Америку снова большой” и практически полностью поддерживает взгляды Трампа.
И хотя во время правления Дональда Трампа роль вице-президента скорее церемониальная и особенно ни на что не влияет, но существует несколько но.
Во-первых, в случае, если с Дональдом Трампом что-нибудь произойдет, обязанности президента США будет выполнять именно вице-президент.
И во-вторых, Венс, по собственному признанию, не засвидетельствовал бы победу Байдена на выборах 2020 года, будь на месте тогдашнего вице-президента Пенса.
И это признание указывает на ту алую линию, которую радикальное крыло MAGA готово пересечь в случае прихода к власти.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.