4 августа офис президента Владимира Зеленского обнародовал первые фото и видеоподтверждения пребывания в Украине западных истребителей F-16. Учитывая огромное количество вариации вооружения и техники, которые может нести этот самолет, фотографии сразу попали на исследования к военным экспертам и OSINT-аналитикам.
Презентацию самолетов объединили с торжествами ко Дню Воздушных сил Украины. Объявляя о прибытии F-16, президент Зеленский подчеркнул, что это – “новый этап в развитии” отечественных Воздушных Сил.
На кадрах, обнародованных в соцсетях президента, видны стоящие без вооружения пара F-16, частично прикрытые маскировочной сеткой. Однако в дальнейшем демонстрируется запись полета двух других истребителей и кадры, снятые с близкого расстояния, на которых подробно видны вооружения и устройства передаваемой техники.
В частности, четко можно рассмотреть два подвесных топливных бака и четыре ракеты на пилоне. А еще несколько интересных нюансов. О чем они нам могут поведать?
Что это за модификации F-16
На официальных ресурсах власти серийные номера на хвостах самолета “замазаны” на фото, но на фотографиях международных агентств этого нет и видно, что украинские F-16 имеют серийные номера UA80-3599 и UA80-3596.
Посредством профильных ресурсов в интернете по этим номерам можно определить, что самолеты ранее принадлежали Дании и имеют модификацию F-16A Block 20 MLU.
Это машины, созданные в 1982 году, но прошедшие углубленную модификацию в 1990-х годах по программе “Продление ресурса внутри срока эксплуатации” (Mid-Life Update – MLU).
В частности, истребители установили новую авионику, заменили радиолокационную станцию на мощную AN/APG-66(V)2A.
Эта РЛС может работать как для обнаружения воздушных целей, так и для работы в режиме “воздух-земля”. Дальность обнаружения целей превышает 110 км.
F-16 после модернизации также получил новый бортовой компьютер, обновленную систему РЭБ, навигации и связи, а также обновленное вооружение.
После MLU срок эксплуатации самолетов существенно увеличивается – как минимум до 30 лет.
Какие ракеты имеют украинские F-16
Самое интересное, что показали украинские власти в контексте F-16, это вооружение самолета. На обнародованных кадрах ясно видно, что под крыльями истребителей закреплены по две ракеты с каждой стороны.
Посредине под крылом на специальном пилоне закреплена AIM-9 Sidewinder.
Эту ракету класса “воздух-воздух” с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН) создали в США еще 70 лет назад, но с тех пор она получила большое количество усовершенствованных версий и модификаций. К примеру, современные версии ракеты имеют возможность поражать наземные цели. Это относительно не дорогостоящая и массово распространенная в мире авиационная ракета.
США и Канада уже поставляли Киеву эти боеприпасы год назад, но, по данным СМИ, украинские военные использовали их преимущественно в качестве зенитных ракет для комплексов ПВО в формате “земля-воздух”.
Американский Госдеп тогда сообщил, что переданные AIM-9 имеют модификацию “М”. Она имеет дальность применения до 20 км. Последние версии этой ракеты имеют вдвое большую дальность.
На краю крыла украинских F-16 размещена ракета класса “воздух-воздух” AIM-120 AMRAAM.
Это один из самых распространенных типов управляемых ракет, имеющий активную головку самонаведения. Украина, в частности, также использует их в качестве зенитных ракет в системах противовоздушной обороны NASAMS.
Однако самый важный вопрос, какую именно модификацию этих ракет уже получила Украина от союзников, поскольку их дальность существенно отличается между собой.
Здесь мнения экспертов разделились. Часть из них полагает, что под крылом украинских истребителей на фото и видео показана ракета АИМ-120 в современной модификации “С” с повышенной дальностью до 120 км. В частности, об этом говорит украинский военный аналитик Михаил Жирохов.
“Они имеют большую мощность и большую дальность поражения целей. Я не знаю, из каких соображений это сделали (обнародовали фото. – Ред.), но я думаю, что это для россиян было бы сюрпризом”, – заметил он.
Об этом написал также известный волонтер, активист и блогер Сергей Стерненко (783 тыс. подписчиков).
Однако другие обозреватели и авиаэксперты говорят, что на кадрах изображены ракеты AIM-120 меньшей дальности в ранних модификациях “А” или “В”.
“Это ракеты средней дальности, имеющие дальность применения до 50-70 км”, – заявил ВВС Украина военный эксперт, бывший летчик Азербайджанских ВВС Агил Рустамзаде.
Подпись к фото Ракета средней дальности AIM-120 имеет ряд модификаций. Заостренные передние крылышки указывают на то, что это версия “А” или “В”, но не дальнобойная “С”
Он внимательно исследовал обнародованные фото и видео и уверен, что на крыльях украинских F-16 установлены именно эти ракеты, а не новейшие и дальнобойные модификации. По его словам, на это указывает форма передних крылышек ракеты. Они заострены, а не скошены, как в модификации “С”.
Подпись к фото, Дальнобойная ракета AIM-120 в модификации “С” имеет характерный признак – скошенные передние крылышки.
В то же время, бывший инженер конструкторского бюро “Антонов” и авиационный эксперт Константин Криволап вообще считает, что на обнародованных фото трудно определить конкретный тип ракет.
“Я присматривался и пока не понял. Самолеты под сеткой, а эти фото готовили очень тщательно, видимо, отфильтровали, потому что не понятно, какое там есть дополнительное оборудование, все закрыто-прикрыто. Но это хорошо. Пусть будет неожиданность для наших северных “соседей”, – сказал он в интервью “Украинскому радио”.
Правда, эксперты признают, что Украина могла сознательно показать лишь то, что введет в заблуждение противника. Рустамзаде не исключает, что ВСУ получили от союзников дальнобойные авиационные ракеты, но на видео и фото обнародовали только ракеты малой и средней дальности.
Он отметил, что последние модификации AIM-120 имеют дальность поражения цели до 180 км, что предоставило бы украинским F-16 значительное преимущество в противостоянии с российскими самолетами.
Защитные технологии
Но, по его словам, презентация украинских самолетов раскрыла также интересные подробности о дополнительной технической оснастке, которую получили эти F-16.
Речь идет об установленной на пилоне под крылом системе обнаружения угроз и защиты самолета от вражеских ракет.
Это достаточно новейшая разработанная в Израиле интегрированная система электронной борьбы, способная вводить в заблуждение ракеты противника с инфракрасной и радиолокационной наводкой, создавая помехи и фальшивые тепловые цели.
Она также способна обнаруживать запуск вражеских ракет и глушить РЛС противника. Соответствующего аналога у российских самолетов нет, отмечает эксперт.
“Это очень хорошая система. Благодаря и этим системам Израиль летает в Сирию, как “к себе домой”, – говорит Агил Рустамзаде и резюмирует: “Почти за 30 лет израильских воздушных операций был сбит всего один F-16”.
Кроме того, у украинских самолетов, говорит он, есть инфракрасный прожектор, значительно повышающий дальность обнаружения визуально видимых целей.
Еще один интересный – шлем пилота с новейшей системой JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System – “Интегрированная шлемная система встроенных подсказок”). Она, в частности, позволяет летчику прицеливаться с помощью поворота головы, а не разворота истребителя.
Один из разработчиков – израильская компания Elbit Systems – называет эту технологию “первый взгляд, первый выстрел”. Система, также доступная в ночной конфигурации, позволяет пилоту точно наводить бортовое вооружение и датчики против самолетов противника и наземных целей без необходимости агрессивно возвращать летательный аппарат или размещать цель на проекционном дисплее для ее обозначения.
Шлем с технологией JHMCS подходит для работы как днем, так и ночью.
“Этот шлем дает пилоту очень много преимуществ в ракетном бою”, – говорит Агил Рустамзаде.
“Он позволяет без разворота самолета в цель лишь поворотом головы направить ракету. А это экономия времени в воздушном бою”.
Кроме того, система JHMCS выводит необходимые показатели сразу на защитное стекло шлема перед глазами пилота.
Аналогов таких шлемов у России нет.
Что нам не показали
Публично продемонстрированное вооружение и оснащение украинских F-16 делает их грозным орудием для уничтожения всех типов крылатых ракет в глубине территории Украины, говорит азербайджанский эксперт.
Однако продемонстрированные технические нюансы не дают ответа на вопрос, будут ли западные истребители эффективно оружие против беспилотников, в частности “Шахедов”.
Для этого F-16 должен быть вооружен подвесным контейнером Sniper.
“Нам не показали контейнер Sniper, который подвешивается на F-16 и имеет лазерное и инфракрасное обнаружение целей”, – отмечает Рустамзаде, – Если у вас на самолете стоит этот контейнер, то вы дешевыми ракетами можете бороться с дронами”.
В целом, по его мнению, публичная и достаточно подробная демонстрация полученных Украиной западных самолетов была четко “срежиссирована”.
“То, что нам показали, это, скорее всего, была плановая демонстрация и “контролируемый ливень”. Чтобы не раскрывать некоторые важные детали самолетов F-16. Это мировая практика”.
Более того, западные и украинские источники уверены, что по крайней мере часть тех самолетов, которые были на аэродроме во время выступления президента, являются фактически “макетами”.
Дело в том, что небольшие по размерам антенны системы “свой-чужой”, расположенные перед кабиной пилота, имеют довольно специфическую форму, пишет профильный сайт Defense Express.
Эти антенны специфической формы впереди кабины пилота могут указывать на то, что этот самолет на самом деле не боевой, а скорее всего будет использоваться как “приманка” для российских ракет.
Эта заостренная форма в сочетании с установленным поисковым прожектором характерна только для одной конкретной модели самолета – F-16A ADF.
Они использовались только американской нацгвардией, а также вооруженными силами Таиланда, Иордании и Италии. О передаче истребителей ни из этих стран в Украину ранее не сообщалось. Соответственно, можно предположить, что США передали ВСУ технически неисправные самолеты этой модификации в качестве макетов или приманки.
“Также на обоих этих истребителях отсутствуют автоматические 20-мм пушки, технические надписи и т.д. И ввиду этого сразу было сделано предположение, что эти, как минимум два F-16, были переданы США в роли ложных целей”, – отмечает Defense Express.
Кабина пилота позолочена для снижения радиолокационной заметности.
На одном из самолетов также виден необычный желтый цвет кабины пилота. Можно предположить, что это тонкий позолотой слой, нанесенный на поверхность створки фонаря кабины, для рассеивания высокочастотного излучения.
Такое защитное новшество было введено для этих истребителей, начиная с модификации Block 25.
Украинские власти не называют количество полученных F-16, но источники в зарубежных СМИ называют цифру в 6-10 штук. По словам президента Зеленского, это количество недостаточно.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.