Российские войска взяли под контроль Угледар на юге Донецкой области. Бои за эту “крепость” продолжались два года.
Еще в конце сентября появились фото- и видеоподтверждение того, что армия РФ зашла в жилую застройку города сначала с юго-восточной, а затем и с западной стороны. Впоследствии стало известно, что россияне продвинулись в центральную и северную часть Угледара.
Прокремлевские военные блоггеры накануне опубликовали несколько видео, на которых видны российские солдаты с флагами на крышах разных домов в городе.
Украинское командование 2 октября подтвердило, что вывело гарнизон ВСУ из Угледара, чтобы оно не попало в окружение.
“Высшим командованием предоставлено разрешение на осуществление маневра по выводу подразделений из Угледара с целью сохранения личного состава и боевой техники, занятие положения для ведения дальнейших действий”, – говорится в заявлении группировки (ОСУВ) “Хортица”.
Отмечается, что российские войска понесли “многочисленные потери” в ходе боев за город, но смогли “направить резервы для проведения фланговых ударов, которые истощили оборону подразделений Вооруженных сил Украины”. Возникла угроза оцепления города, подчеркнула пресс-служба ОСУВ.
Все время обороны город содержала 72-я отдельная механизированная бригада ВСУ.

Они утверждают, что их войска заранее вышли из населённого пункта.
За последние несколько дней украинским бойцам пришлось самостоятельно искать выход из Угледара пешком, иначе их невозможно было эвакуировать, рассказал пулеметчик, пожелавший остаться неназванным.
Многие были ранены и убиты российскими беспилотниками и артиллерией, когда они пытались уйти, рассказывает другой военный Роман. Многие другие считаются пропавшими без вести.
Прессслужба 72 ОМБр заявила BBC, что не комментирует эту ситуацию.
Генштаб ВСУ посоветовал обратиться за комментарием к ОСУО “Хортица”, которое выпустило официальное заявление.
- Читайте также: Україна виводить війська з Вугледару – українські військові
Что произошло с Угледаром
С начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года Москва совершила многочисленные атаки, чтобы захватить Угледар, но до сих пор все они проваливались.
Зимой 2023 года там произошло одно из самых масштабных танковых сражений войны.
В январе-феврале прошлого года мощная группировка морской пехоты Тихоокеанского флота попыталась пробиться в город с юга и востока, но потерпела поражение. Колонны бронетехники россиян были разбиты дронами и артиллерией, а также взрывались на минных полях.
В итоге армия РФ вынуждена была отступить, а в соцсетях началась критика российского командования из-за этого штурма.
Однако в этом году Москва сменила тактику. Российские подразделения начали постепенно обходить Угледар с флангов, а не штурмовать “в лоб”.
В конце лета усилилось давление на восточном фланге, где русская армия смогла захватить деревню Водяное и перерезать дорогу Угледар-Константиновка.
В этом районе расположены два важных для украинской обороны объекта: сооружения шахт “Южнодонбасская-1” и “Южнодонбасская-3”.
Обе были опорными пунктами ВСУ и обе фактически уничтожены из-за произошедших в середине сентября воздушных и артиллерийских атак РФ.
Критической ситуация у Угледара стала из-за провала обороны на другом – западном фланге.
В начале сентября армия РФ оккупировала село Пречистовка, а впоследствии смогла форсировать реку Кашлагач к северу и начала обходить Угледар с западной стороны.
Украинский аналитический портал DeepState и источники BBC отмечают, что этот район содержали подразделения 58-й мотопехотной бригады ВСУ и вспомогательные резервы по силам терробороны, которые не удержали участок фронта под давлением противника.
К концу сентября именно с западного фланга россияне смогли продвинуться вплотную к последней трассе из Угледара – села Богоявленка – и взять ее под огневой контроль. Гарнизон ВСУ оказался в полуокружении.
Российские войска продвинулись настолько близко, что их артиллерия и беспилотники целились во все, что двигалось по этой дороге.
“Пытались отправить поставки, организовать эвакуацию наших раненых и погибших бойцов, но безрезультатно, – говорит ВВС военный Роман, – Мы потеряли много транспортных средств, а затем были вынуждены прекратить (такие операции)”.
Ситуация стала еще более критической, когда в город вошли российские войска, и украинские части начали отступать, не дожидаясь приказа об уходе.
“Когда уход не организован, то начинается хаос, это естественное правило войны”, – объяснил пулеметчик. Некоторые группы, добавил он, дезориентировались из-за отключения связи. Их радиостанции были выключены, и когда они попадали под огонь, им приходилось самостоятельно быстро принимать решения, и часто это было отступление.
Украинские линии обороны были разрушены российскими авиационными бомбами и системами термобарического оружия, такими как “Солнцепёк”, а также беспилотниками и реактивными системами залпового огня.
Столкнувшись с таким нашествием, уход с определенных позиций стал неизбежным, утверждает Роман.
“Как воевать, когда ты остался на позиции один, а по тебе летит из всего? Либо погибать, либо уходить”, – добавил он.
Но выбираться из почти окруженного города было очень опасно. Днем это равнялось миссии смертника.
Украинские войска в большинстве своем пытались отступать ночью, им приходилось пересекать минные поля по определенным тропам, чтобы избежать дороги на Богоявленку, поскольку она находилась под пристальным наблюдением россиян.
До недавнего времени эвакуационные машины могли заезжать под покровом темноты с выключенными фарами, – объясняет Роман. Но как только русские войска дошли до центра города, спастись можно было только пешком.
Те, кому удалось выбраться, истощены и подавлены. Они также сердятся на своих командиров за то, что не отдали приказ об отступлении раньше, потому что они утверждают, что уже некоторое время назад было очевидно о бесполезности усилий по содержанию Угледара.
По словам главы Донецкой области Вадима Филашкина, ко вторнику в Угледаре осталось около 100 гражданских из довоенных 14 тысяч.
Удалось эвакуировать всех детей, остались пожилые люди. Жилищная застройка города уничтожена.
Угледар. Что дальше
Фактически с первых недель полномасштабной войны шахтерский городок Угледар, стоящий посреди голой степи, оказался на острие плацдарма ВСУ, который на десятки километров врезался вглубь территории, контролируемой российскими войсками.
В 18 км к востоку от города проходят железнодорожные пути, по которым российская армия может опрокидывать войска и технику по линии Донецк-Волноваха и дальше на юг. Украинский контроль за Угледаром лишал РФ возможность пользоваться железной дорогой в этом районе.
Кремль решил построить новую железнодорожную ветвь через Донецкую область в оккупированный Крым, но южнее линии столкновения, чтобы обезопасить ее от обстрелов.
Таким образом, настоятельная потребность взять под контроль этот район для командования ВС РФ в этом контексте отпала.
Кроме того, сам Угледар уже некоторое время был отрезан от логистических путей снабжения ВСУ.
Об этом говорят также и западные аналитики по американскому “Институту изучения войны” (ISW).
“Захват Угледара Россией вряд ли кардинально изменит ход наступательных операций на западе Донецкой области, в основном потому, что Угледар не является особенно важным логистическим узлом и потому, что российские войска контролировали большинство основных дорог, ведущих к Угледару еще до 1 октября”, – сказано в отчете организации.
Правда, опасность в том, куда двинутся дальше войска РФ после оккупации Угледара. Очевидный вектор движения – к северу в Курахово. До этого стратегически важного города примерно 20 км, однако двигаться следует по открытой местности, где оборудованы линии обороны.
Продвижение российской бронетехники, особенно в конце осени и зимой, может быть затруднено.
Первая из линий обороны здесь на рубеже деревень Новоукраинка и Богоявленка. Армия РФ уже пытается двигаться в эту сторону и атакует эти населенные пункты с воздуха.
Российские войска могут начать движение на запад в сторону еще одной “крепости” южного Донбасса – поселка Большая Новоселка. Этот населенный пункт важен для логистики ВСУ не только в Донецкой, но и в Запорожской области.
Сейчас армия РФ в 15 км от Великой Новоселки.
Кроме того, содержание Угледара оставляло Киеву шансы на перерезание “сухопутного коридора” из Крыма в Россию по территории украинского Приазовья.
“У него удачное географическое положение. Из Угледара можно сразу на несколько направлений наступать, в частности в сторону Волновахи и Приазовья. В таких случаях Угледар был бы основным логистическим хабом украинской армии”, – объяснял ВВС военный аналитик и историк Михаил Жирохов.
После оккупации города эти наступательные замыслы не имеют шансов на реализацию.
Аналитики также отмечают символическое и пропагандистское значение оккупации Угледара. Потерпев тяжелые поражения в боях за город в 2022-23 годах, Россия смогла взять его под контроль, несмотря на тяжелые потери.
“Поражение в Угледаре станет как стратегической потерей для украинских военных, так и символическим ударом, учитывая ту центральную роль, которую этот город сыграл в сдерживании российского давления”, – резюмирует издание The New York Times.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.