“Я потерял $200 тыс в час”. Клиенты Revolut сетуют, что банк не защитил их от мошенников

Клиент британского интернет-банка Revolut говорит, что мошенникам удалось украсть у него 165 тысяч фунтов стерлингов (более 200 тыс. долларов) через приложение банка. 

Revolut относится к новым финансовым учреждениям, работающим только с цифровыми технологиями и предлагающим все свои услуги онлайн или через приложение. Отделений у банка нет.

Его основали в 2015 году россиянин Николай Сторонский и украинец Влад Яценко. Штаб-квартира компании находится в Лондоне.

Компания быстро развивалась и собрала более 45 миллионов клиентов по всему миру. Ее доход в 2023 году достиг 1,8 млрд фунтов стерлингов. Банк предлагает конкурентоспособные курсы обмена валют, удобный функционал и простую процедуру оформления карты.

Именно это привлекло Джека (фамилию он попросил не указывать), который ведет международный бизнес и хранит деньги в нескольких разных валютах.

Джек рассказал BBC, что ему также понравились средства защиты, которые Revolut рекламирует в своем проморолике.

По словам мужчины, в феврале ему позвонил мошенник, выдававший себя за представителя Revolut. Он сказал, что счет Джека сломали и уговорил предоставить достаточно информации, чтобы войти в его аккаунт на другом устройстве.

Как только Джек понял, что его обманывают, он попытался связаться с Revolut, но не смог найти горячую линию банка – только текстовый чат в приложении.

Мужчине понадобилось 23 минуты, чтобы связаться с соответствующим отделом и заморозить счет. За это время у него со счёта сняли все деньги.

Джек считает, что преступникам удалось обойти программное обеспечение распознавания лиц, чтобы получить доступ к его аккаунту на своем устройстве. При настройке аккаунта на новом устройстве Revolut просит сделать селфи, которое, по словам Джека, он не предоставлял.

Мужчина добавил, что тот факт, что в течение часа на его счету совершили 137 индивидуальных платежей, должен был вызвать беспокойство у Revolut.

Большинство банков и финансовых учреждений отслеживают счета клиентов по предмету необычной активности.

“Если кто-то вдруг совершает огромное количество транзакций и тонну платежей на новый счет, это тревожный сигнал, и банки, как правило, начинают расследование”, – объясняет Нина Керкез, эксперт по мошенничеству в компании LexisNexis Risk Solutions, занимающейся анализом данных.

“[Они должны] позвонить по телефону своему клиенту, отправить ему текстовое сообщение, каким-то образом убедиться в законности этих транзакций”.

“Защита на втором плане”

За последний финансовый год Revolut упоминали в большем количестве сообщений о мошенничестве, чем любой из крупных банков Великобритании.

Впрочем, в самой компании, пока не получившей статус полноценного банка, заявили, что относятся к мошенничеству крайне серьезно. Там заверили, что у них “надежные механизмы контроля”.

В то же время, по данным BBC, британский национальный центр по борьбе с мошенничеством и киберпреступностью Action Fraud получил почти 10 тысяч сообщений о мошенничестве, в которых фигурировал Revolut. Это на две тысячи больше, чем у Barclays, одного из крупнейших банков Британии, и вдвое больше, чем у Monzo, конкурента Revolut.

“Защита от финансовых преступлений всегда была у Revolut на втором плане по сравнению с желанием выпустить новые продукты и побуждать клиентов больше ими пользоваться”, – рассказал BBC анонимный источник в компании.

В 2023 году британские власти получили около 3500 жалоб на Revolut, больше, чем на любой другой банк или фирму, занимающуюся электронными деньгами.

“[Это] свидетельствует, что Revolut не принимает достаточных мер в этой области”, – говорит Роб Лилли-Джонс, представитель Which – крупнейшая в Британии организация по защите прав потребителей.

По его словам, были случаи, когда банк отказывался возвращать клиентам средства, списанные с их счетов в результате мошенничества. Поэтому он не рекомендует размещать в этой компании большие суммы.

В Revolut утверждают, что каждый потенциальный случай мошенничества тщательно расследует, чтобы можно было оценить все обстоятельства и принять наиболее обоснованное решение.

Компания уверяет, что в прошлом году сократило количество случаев мошенничества на 20%, но признает, что “всегда есть над чем работать”.

Что известно о Revolut

Финансовый стартап Revolut основали в 2015 году россиянин Николай Сторонский и переехавший в Лондон украинец Влад Яценко.

В 2021-м Revolut стал самым дорогим стартапом Британии, привлекая 800 млн долларов. Сервис работает в 35 странах, имеет более 45 млн. клиентов и предлагает десятки услуг – от переводов денег в любой валюте до крипт.

До войны, как пишет Forbes, компания имела планы на развитие на украинском рынке.

В конце 2021 года стартап зарегистрировал офис в Украине и начал нанимать для него специалистов, но о запуске полноценной работы в стране тогда речь не шла.

После начала войны Revolut стал доступным для украинских беженцев в ЕС. Платежный сервис упростил условия использования приложения и дал возможность получить доступ к своим деньгам, связав программу с украинским банковским счетом.

Тогда было отменено требование о подтверждении права на жительство, которое обычно необходимо для открытия счета электронных денег в ЕС. Компания также убрала ряд комиссий за переводы и обмен валют для украинских пользователей.

Однако уже в августе 2023 года Revolut обновил требования регистрации. Новые клиенты-украинцы должны подтверждать свое право на проживание в ЕС, чтобы получить виртуальную карту, сообщили в компании.

В Revolut, однако, заверили, что новые требования не повлияли на украинских клиентов, уже пользующихся картами. По информации компании, таких пользователей более 500 тысяч.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-10-15