Политические аналитики и социологи, работающие в правительствах по всей Европе, все яснее видят, что Дональд Трамп может совершить одно из самых впечатляющих возвращений на должность в истории, пишет Politico. И это влечет за собой панику на континенте.
“Никто не думает, что у кандидата от Демократической партии, вице-президента Камалы Гаррис, нет шансов, но ее избрание в значительной степени станет продолжением статус-кво”, – пишет американское издание.
Победа Трампа “вызовет цунами паники” на континенте, которому не хватает лидерства и который с трудом справляется с двумя войнами на своей периферии – в Украине и на Ближнем Востоке.
Да, Евросоюз уже пережил одну каденцию Трампа, пишет Politico – некоторые лидеры даже считают, что ЕС вышел из того периода сильнее.
Но все понимают: если Дональд Трамп придет к власти снова, это придаст смелости российскому президенту Владимиру Путину, может спровоцировать разрушительную торговую войну и усилит политические противоречия в Европе.
“Второй термин Трампа будет другим, – считает Лесли Винджумури из Chatham House. – Теперь он знает кто, по его мнению, обидел его как на международной арене, так и дома, и наработал с командой вокруг себя планы, как поставить их на колени” .
Война в Украине: что будет дальше
Войны в Украине и Ближнем Востоке перетягивают внимание европейских лидеров и “истощают” военные и финансовые запасы западных стран. Без дальнейшей помощи Вашингтона, пишет Politico, “возникает серьезный вопрос, как долго Украина сможет выстоять против армии Путина”.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер переживает, что Трамп “вытащит коврик из-под ног Владимира Зеленского”, урезав военную помощь для Киева или выдвинув условие проведения немедленных мирных переговоров, означающих передачу украинских земель Москве.
“Помощь может остановиться в один момент”, – сказал один европейский дипломат. И тогда, по его мнению, Путин заберет Донбасс, Крым и начнет ждать другого удобного случая.
В Европе опасаются, что в следующий раз он может напасть на Эстонию, Литву или Латвию, которые являются членами ЕС и НАТО – таким образом Путин попытается проверить и без того “холодное отношение” Трампа к НАТО и положение о взаимной помощи членов военного альянса.
В свете подобных перспектив Франция призвала европейские страны усилить свой военный потенциал.
“Мы не можем позволить избирателям в Висконсине решать вопрос о европейской безопасности”, – сказал министр по Европе Франции Бенджамин Хаддад.
По его словам, Европа должна быть и дальше способна поддерживать украинцев, независимо от того, чем закончатся выборы в США.
Но проблема в том, отмечает издание, что европейские лидеры – включая Францию – уже два года говорят о необходимости усилить свои армии. Но, за исключением Польши, “многие действительно это сделали”.
Другие проблемы для Европы
Еще одним поводом для волнения является то, что Трамп может возобновить трансатлантическую торговую войну.
Он угрожал ввести пошлины от 10 до 20% на весь импорт в США, чтобы вернуть рабочие места домой – “и хотя Пекин остается центром его гнева”, пишет Politico, на прошлой неделе Трамп также назвал “мини-Китаем” Европейский Союз.
Трамп предложил 100% пошлины на все импортные транспортные средства, что “было бы катастрофической новостью для стран с развитой автомобильной промышленностью”.
В этой ситуации может достаться и Лондону, который традиционно считается одним из ближайших союзников Вашингтона.
Политическое напряжение уже проявляется, пишет Politico.
Дональд Трамп раскритиковал Лейбористскую партию британского лидера Кира Стармера за то, что она направила активистов агитировать на выборах за Гаррис, что республиканец считает равнозначным “иностранному вмешательству в американскую демократию”.
Трамп является самым спорным политиком эпохи и может разделить европейские правительства, что еще больше усложнит реакцию ЕС на проблемы с торговлей и безопасностью.
И хотя Лондон, Берлин и Париж может отпугнуть победа Трампа, авторитарные и крайние правые вот как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан или итальянка Джорджия Мэлони могут увидеть “подтверждение своих позиций”.
Даже в Германии, пишет издание, “некоторые видят возможности в победе Трампа”. Но не очень положительные, потому что высокопоставленные представители немецкого правительства в частных разговорах признают, что коалиция Олафа Шольца более вероятно распадется в случае победы Гаррис.
А на кого ставит Путин
Когда Дональд Трамп победил на выборах президента в 2016 году, в Москве открывали шампанское. Но восемь лет спустя все уже не выглядит так очевидно, пишет Politico.
Конечно, для Кремля позиция Трампа по отношению к Украине более приемлема.
“Путину отчаянно нужна победа, – сказал Аббас Галлямов, бывший кремлевский спичрайтер. – Затяжной конфликт, в котором он не может победить, не способствует его легитимности”.
Но издание приводит и другие мнения.
У Трампа есть недостаток, который Москва хорошо изучила во время его первой каденции: он не всегда сдерживает обещания.
Он не улучшил отношения США и России, как обещал, и даже усилил антироссийские санкции.
Через восемь лет, на третий год войны Путина против Украины Москва сомневается, что даже самый дружественный к Кремлю президент развеет враждебность Вашингтона.
“Кто бы ни победил на выборах, мы не видим ни одной перспективы, что Америка изменит свой русофобский курс”, – заявил на этой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров.
К тому же Камалу Гаррис в сентябре саркастически поддержал Путин.
Президент Джо Байден был “нашим фаворитом, если это можно так назвать”, – сказал он на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
Поэтому, добавил Путин, Россия сделает то, о чем Байден просил своих последователей и “поддержит” Гаррис.
“У нее такой экспрессивный и заразительный смех, это свидетельствует о том, что она чувствует себя хорошо”, – сказал Путин, вызвав смех у аудитории.
Галлямов считает, что этот комментарий был в духе операции “прикрытие КГБ, направленного в пользу Трампа”.
Но Нина Хрущева, старшая научная сотрудница Института мировой политики и правнучка Никиты Хрущева, считает, что слова Путина могут иметь и “зерно правды”.
Обещание Трампа быстро прекратить войну в Украине – даже таким образом, что оставил бы за Москвой украинские территории, “может быть не тем, что хочет Путин”, пишет издание.
“Он совершил войну центральной частью своего наследия, и поэтому он будет вести его столько, сколько нужно, сколько он захочет и сможет”, – сказала Хрущева.
Гаррис могла бы помочь ему в этом, продолжив статус-кво, который, по мнению Москвы, играет Кремлю на пользу, поскольку на фоне неустанного наступления России решительность Запада ослабевает.
Для Путина Камала Гаррис представляет “идеальную опору и оправдание его нескончаемой войны против того, что он называет “американской гегемонией”, пишет Politico.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.