89-й сезон театральный сезон в запорожском театре им. В.Г. Магара ознаменовался премьерой «За двома зайцями»

Поделиться

В Запорожском областном театре им. В.Г. Магара открылся новый 89-й сезон. Как и положено, премьерой. Магаровцы представили на суд зрителей новую работу – комедию «За двома зайцями». Постановщиком спектакля выступила главный режиссер театра Татьяна Лещева.
Думается, что каждому из нас еще с детства знакома пословица : «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Выдающийся украинский драматург, прозаик, и театральный деятель Михаил Старицкий еще в XIX  веке написал широко известную пьесу «За двома зайцями», которая не  теряет  актуальности и популярности по сей день. Едва ли не каждый театр в нашей стране считает делом чести иметь в своем репертуаре интерпретацию этой безсмертной классики.

А одноименный фильм, снятый в 1961 году, с Олегом Борисовым и Маргаритой Криницыной в главных ролях, по-прежнему любим зрителями всех поколений.

Сценическая жизнь знаменитой пьесы началась 4 ноября 1883 года в Киеве. Правда на афишах писали тогда другое название – «Панська губа, та зубів нема». И только в скобочках добавляли: «За двома зайцями». «Интересно, почему?», – зададуться вопросом многие.

Наверняка, далеко не всем известен тот факт,  что авторов у «зайців» не один, а целых два– Михаил Старицкий и Иван Нечуй-Левицкий. Пьеса Старицкого – это фактически переработка «міщанської комедії» Ивана Нечуй-Левицкого «На Кожум’яках». В свое время эта пьеса не имела успеха. По договоренности с автором, Михаил Старицкий переделал ее по своему усмотрению. Сохранив при этом практических весь ансамбль действующих лиц, а также суть интриги. И все же после переработки в комедия появилось много нового. Ее сюжет стал более динамичным.

Вот так, казалось бы обыкновенная истории о горе-женихе Свириде Голохвостом, который решил убить двух зайцев сразу, ушла в народ, и стала одной из наиболее популярных украинских комедий.

Стоит отметить, что главный режисер театра им. В.Г.Магара Татьяна Лещева поставила перед собой непростую задачу. Взять всем известно произведение и создать спектакль, который бы покорил публику, и при этом не был похож  ни на одну из уже существующие версий, да еще сделать так, чтобы у зрителей даже не позникало соблазна сравнивать его с чем-то,  под силу только по-настоящему талантливым людям. После просмотра спектакля можно смело сказать, что режиссеру это удалось.

Ее трактовка вроде бы и не идет в разрез общепринятым канонам, в контексте котрых принято воспринимать пьесу Старицкого, но вместе с тем имеет много нестандартных, а местами и весьма спорных сценический решений.

–Взять этот материал в работу  я хотела еще в начале пришлого года,– рассказала «Запорожью Вечернему» Татьяна Лещева. – Прежде всего, мы хотели найти такую пьесу, в которой можно было бы задействовать актеров разных поколений, сформировать несколько составов. Не менее важно было и то, чтобы пьеса была интересна зрителю, а также имела музыкальную составляющую. Поэтому мы и остановили выбор на произведении Михаила Старицкого. Тем более, что и мне самой эта вещь очень нравится. Возможно кто-то из зрителей упрекнет меня в излишне вольном обращении с пьесой. Например в том, что герои у нас одеты не в соответствии с эпохой, а ходят в ярких и пестрых костюмах. Но это мое образное решение. Ведь мы живем в эпоху эклектики. Сегодня многие пытаются любыми путями выделиться – одеждой, поведением, и так далее. Но меняется ли от этого суть человека? Тоже мещанство никуда не делось. Поэтому мы решили не ограничивать себя никакими временними рамками. Надеюсь, что результат нашего труда понравится зрителям.

Разумеется, нельзя обойти вниманием и актерские работы. Учитывая, что Татьяна Лещева действительно объединила  все лучшие  творческие силы театра. Наряду с корифеями, такими как заслуженные артисты Украины Нина Шинкарук, Анатолий Сиротенко, и Светлана Бобырь, в постановке занято много  молодых актеров. Например, исполнитель главной роли Свирида Петровича – Константин Шадрин, или не менее талантливая актриса Полина Чувашова, исполнившая роль служанки Химки. На сцене они очень органично взаимодействуют с партнерами, являясь неотъемлемой частью цельного, хорошо сыгранного ансамбля.

К слову, в другом составе роли родителей главной героини исполняют также корифеи театра – народные артисты Украины Александр Гапон и Любовь Матвиишина. Не стоит сомневаться, их игра будет, как всегда, на высоте.

Как и работа Нины Шинкарук, которую нам довелось увидеть. Ее Секлета Филипповна – гремучая смесь неудержимого темперамента  актрисы и качеств героини. Она за словом в карман не полезет, свое не отдаст, но и чужого не пропустит, мастер спеть, станцевать, випить горилочки, да и вообще  женщина во всех отношениях крутая!

–Это спектакль – мой первый опыт работы с режиссером Татьяной Лещевой. Скажу, что  я им очень довольна, – поделилась с «Запорожьем Вечерним» Нина Шинкарук. – Она обладает очень важным для режиссера качеством – умеет очень хорошо работать с актерами, поставить задачу, где требуется, направить и подсказать. Еще меня очень вдохновляла наша молодежь. Работать с ними было легко и приятно!

Хотелось бы также отметить и то, как решен в спектакле образ Прони Прокоповны. Актрисе Екатерина Стаценко удалось создать абсолютно свою Проню. Можно даже сказать, что это собирательный образ современной женщины, которая несмотря ни на что, мечтает найти свое счастье.  Она убеждена в собственной правоте и правильности своих действий. И когда все получается ни так, как мечталось, ее становится по человечески жаль.

Думается, спектаклю суждена долгая жизнь. Ведь в нем есть все, что нужно для зрительского успеха – замечательная литературная основа, прекрасные актерские работы, оригинальные режиссерские находки и сценические решения. Спешите насладиться!

Ашот БАЛАЯН, фото Олега ВАЛИКА

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.