Напряженная ситуация вокруг скопления российских войск недалеко от украинской границы остается одной из наиболее обсуждаемых международных тем в западных СМИ.
Американская Washington Post, в частности, отмечает, что Россия не только не спешит прислушиваться к призывам США и Европы о необходимости деэскалации, но и, очевидно, «наслаждается» беспокойством со стороны западных стран.
На страницах британской Financial Times раздаются опасения по поводу повторения ситуации 2008 года, когда российские войска вошли в Грузию, и по безопасности восточных стран-членов НАТО в случае полномасштабного конфликта.
А таблоид Daily Mail размышляет над украинско-британским соглашением по военному сотрудничеству, которое вызвало жесткую реакцию со стороны Москвы.
«Украина – коза с острыми зубами»
По словам колумниста американской Washington Post Дэвида Игнейшиуса, дипломатические предупреждения со стороны Вашингтона не работают — Россия до сих пор не выполняет призывов США и Европы отвести войска от границы с Украиной, а сам Владимир Путин, кажется, «наслаждается» тревогой Запада.
«Он говорит, что надеется, что «напряжение» в заявлениях Запада по Украине будет «сохраняться как можно дольше» — чтобы ко мнению России отнеслись серьезно. Похоже, что цель Путина — восстановить гегемонию Москвы над Киевом, подобную той, которая была в советское время», – комментирует автор.
Он отмечает, что администрация Джо Байдена оказалась перед дилеммой: ей нужно одновременно и заставлять Россию отказаться от агрессивных планов по Украине, и договариваться с Путиным по поводу «стратегической стабильности и других тем».
В то же время Кремль все больше пытается вернуть украинские власти под свой контроль, отмечает Игнейшиус.
Это следует из известного эссе Путина об «историческом единстве» россиян и украинцев и недавней статье экс-президента Дмитрия Медведева, в которой тот заявил, что контакты с нынешними украинскими властями не имеют смысла, да еще и привел украинскую поговорку «Коза с волком таскалась, только шкура от козы осталась».
«Но Украина – это коза с острыми зубами», — отвечает колумнист.
Об этом свидетельствует, в частности, расследование Bellingcat об украинской спецоперации по задержанию «вагнеровцев», которая, несмотря на провал, могла вызвать большое раздражение Путина, добавляет автор.
«Администрация Байдена правильно делает, что ищет более стабильных и предполагаемых отношений с Россией. Однако конфронтация вокруг Украины свидетельствует, что таких отношений пока нет. Для завершения войны на востоке Украины администрации следует и дальше пытаться возродить Минский протокол — даже несмотря на то, что выход из ситуации блокируют десятки тысяч российских и украинских военных. Американская дипломатия в наилучшем проявлении может преодолеть эти препятствия», — резюмирует Игнейшиус.
Параллели с 2008 годом?
Бывший американский дипломат Мэттью Брайза предупреждает в письме к британской Financial Times, что ситуация, сложившаяся вокруг украинско-российского конфликта, несколько напоминает предшествующую вторжению России в Грузию в 2008 году.
В частности, речь идет об отказе российского МИД встретиться с коллегами из Германии и Франции.
По словам Брайзы, подобным образом Москва отказывалась от переговоров и летом 2008 года. Тем самым «купила себе время, чтобы финализировать план вторжения в Грузию», который через несколько недель стал реальностью.
«Сейчас, может быть, история повторяется», — предупреждает экспосол.
«Полноценная война против России не только станет трагедией для Украины, но и повлечет за собой самый серьезный кризис безопасности для восточных стран-членов НАТО, соседствующих с Украиной, со времен их присоединения к альянсу 20 лет назад», — пишет Брайза.
Он отмечает, что возможная угроза странам «восточного фланга» НАТО может поставить альянс перед «жестоким выбором» — либо выполнять свои обязательства по коллективной обороне, либо рисковать получить войну с Россией.





