Украинские банки отслеживают подозрительные переводы на крупные суммы

Согласно действующим законодательным нормам, физическому лицу запрещается использовать текущие счета, открытые для собственных нужд, для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской и независимой профессиональной деятельности. Что делать в случае, когда выявлено, что физлица, осуществляющие предпринимательские переводы на крупные суммы, не ФЛП или юрлица?

«Согласно ч. 1 ст. 1074 Гражданского кодекса Украины не допускается, кроме случаев ограничения прав распоряжения счетом по решению суда или в других случаях, установленных законом или условиями обременения, предметом которого являются имущественные права на средства, находящиеся на его счету, а также в случае остановки финансовых операций могут быть связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем», – отмечает Александр Камша, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры».

Основанием для проверки проведения нетипичных операций может быть договор с клиентом на обслуживание, которым предусмотрены виды сделки, по которым можно производить расчеты. Проверка будет происходить разными методами, одним из которых является сравнение заявленных сумм клиентом — физическим лицом в случае открытия счета и фактических сумм операций и их частота.

Типично – нетипично

«Например: если вы декларировали в договоре зачисление средств и выплаты по кредиту ежемесячно в среднем на 20 тысяч грн, то проведение платежей с превышающей заявленную частотой и на суммы, отличающиеся от ваших обычных операций, будет изучать банк на предмет их происхождения. Вероятно, он запросит у клиента объяснение для проведения таких операций. В этом случае финучреждение может остановить проведение платежей для уяснения сути операций», — отмечает исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.

По ее словам, если при изучении полученных документов банк увидит объективную причину в изменении деятельности клиента, то пересмотрит с ним условия проведения собственных операций по текущему счету и будут проходить в обычном режиме.

Если клиент не может или не желает объяснить характер своих операций, банк вправе отказаться от продолжения деловых отношений и прекратить действие договора банковского счета с клиентом.

Поведение клиента

«В банковском деле есть такой принцип – KYC (know your customer, – дословно «знай своего клиента»). Банк должен знать своего клиента, то есть понимать типичность его поведения. Страны с развитыми банковскими системами давно применяют этот принцип для противодействия нелегальным финансовым операциям, уклонению от уплаты налогов и другим противозаконным действиям», – убежден Андрей Дубас, президент Ассоциации украинских банков (АУБ).

В Украине в апреле 2020 года вступил в силу закон №361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения».

Документ предусматривает существенное увеличение размера финансовых операций, подлежащих обязательному финмониторингу (со 150 до 400 тыс. грн). «Кроме того, вводится обязанность платежных систем сопровождать денежные переводы на сумму более 5 тысяч гривен информацией о плательщике и получателе перевода. 400 тысяч гривен – тот уровень, когда банки должны подавать отчетность в Государственную службу финансового мониторинга. Но это не значит, что банки не мониторят сделки, если сумма ниже. Для финучреждения не важна сумма. Ее интересует, прежде всего, нетипичное поведение клиента», — продолжает банкир.

Он приводит пример, когда у клиента есть карточный счет физического лица (не физического лица-предпринимателя), на который ему ежемесячно начисляется заработная плата. Банк уже знает, какую сумму получает длительный промежуток времени, средства подтверждены — это заработная плата. Клиент может со своего счета оплачивать покупки, производить оплату коммунальных услуг, перечислять средства родственникам. Это считается типичным поведением клиента.

«Но когда этому клиенту неожиданно на счет поступает 100 или 200 тысяч гривен или даже 50 тысяч, тогда в системе банка автоматически срабатывают индикаторы. То есть автоматическая система показывает, что это поведение вышло за пределы типичности. На нетипичное поведение банк реагирует, и владельцу счета придется объяснять поступление средств», — добавляет Андрей Дубас.

Договориться не удастся

В СМИ когда-то часто писали, что банкам нет смысла делиться этой информацией с налоговыми или правоохранительными органами, и они просто занимаются блокировкой переводов или требуют бумажного подтверждения, от кого поступили деньги. Что должны делать в этом случае держатели карт? Кое-кто отмечает, что все эти вопросы можно решить с банком (договориться), что тоже незаконно.

«О предоставлении информации о клиенте и его операциях, то это банковская тайна, и она может быть раскрыта по запросу соответствующего органа в пределах действующего законодательства», — уверена Елена Коробкова.

Андрей Дубас считает, что договориться с банком или тем более поделиться с ним деньгами незаконно, и он не слышал о таких случаях вообще. «На практике это происходит так. Банк при обнаружении подозрительной операции может спросить у клиента, что это за средства и как они попали на счет. Если объяснение не убедительно, банк может заблокировать средства на период выяснения ситуации. Если клиент не предоставил документального подтверждения законности перевода средств, банки должны подать документы в налоговые службы. Также налоговики могут по запросу получить информацию об открытии счета в финучреждении», — отмечает он.

А вот информацию о транзакциях можно получить только по решению суда. Господин Дубас отмечает, что штрафы вместе с налогами бывают значительными — от 20 до 41% суммы транзакций.

А если денежные средства поступали на счет в течение нескольких лет, налоговые органы могут наложить санкции на всю эту сумму. Как убедительно отмечает президент АУБ, если кто-то занимается продажей на постоянной основе, то открытие счета ФЛП и уплата налогов устраняет эти вопросы. Однако, как отмечает Александр Камша, в случае блокировки карты физическое лицо, считающее, что средства были заблокированы незаконно, имеет право обратиться в банк с претензией-требованием, в котором ходатайствовать о принятии банковским учреждением мер по прекращению нарушения ее прав свободно распоряжаться своей собственностью (денежными средствами) и разблокировать карточный счет с возможностью свободно распоряжаться и пользоваться средствами.

Масштаб не ощущается

Банки, финансовые организации и другие субъекты финансового мониторинга первичного уровня должны выполнять нормы закона о финансовом мониторинге во избежание регулятивных санкций.

“У банков есть алгоритм, по которому они работают в контексте финансового мониторинга и преимущественно добросовестно придерживаются”, – подчеркивает Елена Коробкова.

«А украинцы должны понять главное — глобальный характер в нашей стране приобретает цифровизация, а значит, прозрачность процессов фактически во всех сферах жизни. Это чрезвычайно важно для страны и каждого из нас, ведь все проблемы государства, прежде коррупционные, начинаются от непрозрачности. Все мы хотим жить в богатом и некоррумпированном государстве», — добавляет Андрей Дубас.

Поэтому все это безусловно будет заставлять нас жить в более открытом обществе, где любые транзакции будут объясняться.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-11-19