После того, как МВФ решил предоставить Киеву еще один займ, стороны обнародовали документы с оценкой того, что происходило в Украине за полтора года нынешней программы сотрудничества, и что правительство обязалось сделать до завершения программы, продленной до июня 2022 года.
Транш почти в 700 млн долларов, о выделении которого стало известно накануне, является лишь вторым за время действия программы.
Первый – более чем на 2 млрд долларов – получили еще в июне 2020, сразу после начала программы.
С тех пор, как говорится в оценке МВФ, процесс переговоров тормозился и усложнялся тем, что Киев вовремя не выполнял согласованные в Меморандуме обязательства, реформы пробуксовывали, а иногда и случались сюрпризы вроде решения КС о неконституционности уголовного наказания чиновников за ложь в декларациях о доходах.
По состоянию на сегодняшний день из предыдущих девяти основных обещаний не выполнены два. Однако жизнь за полтора года внесла коррективы и в программе сотрудничества появились новые акценты.
Энергетика
В отчете много внимания сосредоточено на энергетике.
“Сочетание медленного прогресса в структурных реформах, слабое управление крупными государственными корпорациями в секторе, рекордный рост цен на газ” создали фискальные риски в энергетике (читай – уже давят на бюджет), считают в МВФ.
Высокие цены на газ, а следовательно, и на тепло заставили правительство не только увеличивать расходы на субсидии, чтобы поддержать тех, кто не может платить рыночные цены.
Чтобы избежать повышения тарифов на отопление и горячую воду, уже к концу года правительство направит в поддержку коммунальных теплоснабжающих компаний 1 млрд грн. Еще 11,4 млрд. грн. будут выделены в бюджете на 2022 год.
Но этого недостаточно, чтобы перекрыть разницу между рыночными ценами и неизменными тарифами. Поэтому поддерживать коммунальные тепловики нужно и из местных бюджетов.
Финансовая поддержка понадобится также и государственному “Нафтогазу”, предложившему определенную часть своего ресурса тепловикам по фиксированной цене. В МВФ призывают не скрывать эти расходы, а прозрачно финансировать через прямые трансферты из бюджета.
Особых изменений до конца отопительного сезона не будет, но после него правительство должно гарантировать, что рыночные цены на газ полностью учтены в тарифах на тепло, а цены на газ для населения не ограничивают искусственными “предельными ценами”, как это было в начале 2021 года.
“Обязуемся не возобновлять установление предельных цен на газ для населения… Тарифы на тепло, которые определяют местные органы власти, будут пересмотрены и будут полностью учитываться как рыночные цены на газ, так и другие расходы (включая капитальные) по состоянию на октябрь 2021 года. Любые отклонения от себестоимости из-за роста цен на газ будут покрыты из-за полных и прозрачных субсидий из государственного или соответствующего местного бюджетов”, – говорится в письме к руководительнице МВФ Кристаллине Георгиевой за подписью украинского президента, премьера, министра финансов и главы НБУ.
До конца марта процедура смены поставщика газа должна быть еще более упрощена, а потребители должны иметь доступ к общей базе поставщиков и ценовым предложениям.
МВФ призывает украинское правительство наконец-то задействовать антимонопольное законодательство и обеспечить реальное разделение поставок от сбыта газа во всех регионах.
С мая 2022 дочь “Нафтогаза” “Укргаздобыча” должна выйти на открытый рынок с 40-50% своей добычи, чтобы к этому газу получили доступ все участники рынка.
Правительство обязуется решить проблему с долгами перед производителями “зеленой энергии” за счет повышения тарифов на передачу тока. За 2020-2021 год этот долг вырос до около 30 млрд грн.
Чтобы не образовывать новые долги, “Энергоатом”, который сейчас выполняет в электроэнергетике примерно такие же функции, как “Нафтогаз” на рынке газа, позволят продавать свою электроэнергию по рыночным ценам.
Параллельно, считают в МВФ, следует усиливать управление “Энергоатом”. Там ожидают корпоратизации компании по закону, одобренной уже в декабре этого года. А к маю 2022 года в компании уже должен быть свой независимый наблюдательный совет.
НБУ, независимость и инфляция
Много внимания также уделено Нацбанку и сохранению его независимости. В МВФ одобряют изменения в закон об НБУ, которые усиливают эту независимость, однако отмечают важность выполнения этого закона, а еще обращают внимание на “важные кадровые изменения на высшем уровне НБУ, создавшие операционные риски”.
Напоминают, что с именно от независимости Нацбанка зависит, что будет с экономической и финансовой стабильностью в стране.
Теперь перед банком стоит задача обуздать инфляцию, из-за роста цен на мировых рынках – особенно на энергоносители и продовольствие, и неплохой внутренний спрос превысил 10%.
Бюджет и государственные финансы
В МВФ пока положительно оценивают представленный правительством проект бюджета на 2022 год.
Особо одобряют то, что его дефицит, то есть превышение расходов над доходами, не должен превысить 3,5%.
Но там также напоминают, что для “расширения финансовых возможностей” правительство планировало провести через парламент изменения в Налоговый кодекс, которые бы дали дополнительные доходы на 0,5% украинского ВВП – около 30 млрд грн. Еще перед летними каникулами депутаты приняли этот проект в первом чтении. Ко второму чтению в закон подали более 11 тысяч поправок, его рассмотрение в парламенте много раз откладывали, наконец решили перенести разбирательство.
Украинский бизнес негативно воспринимает этот законопроект, полагая, что он ужесточит налоговое давление на предпринимателей.
Традиционно МВФ также напоминает украинскому правительству и налоговые лазейки в упрощенной системе налогообложения. Поэтому дальнейшей отсрочки с введением кассовых аппаратов для ФЛП или других уступок в этом направлении не стоит ожидать.
В МВФ говорят о “смешанных” впечатлениях от того, что Киев наконец-то ликвидировал налоговую полицию и создал бюро экономической безопасности. “Оно еще не приступило к работе и есть риск перетекания старых кадров в новую структуру”, – говорится в отчете о сотрудничестве.
“Маячки” на до Нового года и после
“Проблемы с верховенством права есть среди главных препятствий для бизнес-климата (в Украине)”, – напоминают в МВФ и перечисляют ряд шагов, которые сделали бы судебную систему более сильной, а судей – более честными.
Фонд настроен следить, как будут воплощаться изменения в закон о высшем совете правосудия, в частности, как заработает нравственный совет. Этот “маячок” должен сработать до апреля 2022 года.
Договоренности с МВФ также предусматривают, что до конца декабря этого года правительство должно обнародовать отчет об использовании существовавшего в Украине в 2020 году фонда борьбы с коронавирусом.
Сначала публикация отчета должна была быть в марте, но отсрочена. Пока известно о том, как потратили 44,5 млрд грн из общей суммы в 66,5 млрд грн, как и то, что значительная доля средств из фонда ушла на строительство дорог.
Средства из фонда пошли на “медицину и социальную поддержку, а также на государственные инвестиции в дороги, чтобы создать рабочие места и компенсировать слабую активность в частном секторе”, – объясняют в правительстве.
Риски на будущее
Среди рисков на будущее в документе упоминаются:
- распространение более заразного штамма Дельта при низких уровнях вакцинации в Украине,
- обострение конфликта на востоке Украины,
- ухудшение состояния мировой экономики и торговли,
- высокие цены на газ, усиливающие инфляцию и мешающие экономическому восстановлению после пандемии.
Среди ближайших рисков в МВФ также упоминают о решении британского суда по 3 млрд “долга Януковича” за выпущенные Россией евробонды. Это решение должно быть до конца этого года.
Речь также идет о начале работы газопровода “Северный поток-2”, что, по оценкам МВФ, приведет к уменьшению доходов Украины от транзита газа до 1,2 млрд долларов к 2024 году.
“Украина получала около 2,5 млрд долларов ежегодно от того, что ее трубопроводами пользовался “Газпром”. В 2021 году плата за транзит, как ожидают, будет на 40% меньше. Когда заработает “Северный поток-2″, транзит газа через Украину может уменьшиться еще больше, а ее доходы сократятся до 1,2 млрд долларов в год”, – напоминают в МВФ.
Там также не исключают, что запуск “Северного потока-2” может усилить уязвимость энергетической системы Украины.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.