В Киеве со страхом и надеждой ждут видеовстреч Владимира Путина и Джо Байдена 7 декабря, где тема Украины будет едва ли не самой главной.
Все выходные страна бурно реагировала на публикации в западной печати новых статей о возможном нападении России на Украину и обнародовании возможных карт-планов по захвату территории вплоть до Житомира.
Карту немецкого издания Bild, которую уже третий день массово и панически распространяют украинцы, 6 декабря прокомментировал министр обороны Алексей Резников, призвав развивать армию и готовиться ко всем вариантам.
Западные СМИ пишут, что Россия накапливает на украинской границе значительное количество войск. Сначала речь шла о около 100 тысячах воинов, сейчас уже называют цифру в 170 тысяч.
Украинские лидеры не склонны слишком драматизировать ситуацию с войсками России на границах. Хотя публично они подтверждают их скопление и угрозу нападения в конце января, однако риторика президента и командования не столь жесткая.
А в неформальном общении представители украинской власти даже намекали, что такое нагнетание – часть политической игры, особенно накануне встречи в онлайне президентов США и России.
Директор центра “Новая Европа” Алена Гетьманчук в комментарии BBC News Украина указывает, что для Путина главное не сама война, а угроза войны с Украиной, которую он умело использует в диалоге с западными странами и Байденом.
Западная пресса накануне встречи продолжает анализировать планы и мотивы Путина по отношению к Украине.
Одни СМИ пишут, что Россия стремится к большему, чем к захвату Украины, и призывают Запад прекратить “умиротворение” агрессора.
Другие указывают, что война будет стоить России дорого и может негативно отразиться на рейтинге российского президента, но его одержимость Украиной и предыдущие “успехи” в Крыму и Грузии склоняют к решительным действиям.
Карта, напугавшая всю страну
Карта возможного нападения на Украину, на которой российские войска остановятся на правом берегу Днепра по линии Коростень-Умань, сильно напугала украинцев.
Она вызвала сотни тысяч распространений в соцсетях и массовые рассказы о том, как и кто готовится защищать семьи и действовать на случай войны.
6 декабря эту карту с захватом двух третей Украины прокомментировал Министр обороны Алексей Резников.
“План-максимум Кремля – сделать так, чтобы Украины вообще не было. Это не секрет. Западные журналисты делают свою работу – мы должны делать свою”, – довольно обтекаемо сказал Резников в интервью Армия INFORM.
По его словам, несмотря на любые заявления и статьи в СМИ, Украина должна укреплять армию и оборону, чтобы быть готовой ко всем сценариям.
“У нас война длится уже восемь лет – для нас это не новость. А обычные люди в Америке или Европе могут не знать, что к чему. Или находиться под влиянием российской пропаганды или лоббистов Москвы”, – добавил министр.
Что касается постоянных сообщений об угрозах полномасштабного вторжения в западных СМИ, то министр вспомнил, что постоянно спрашивал иностранных партнеров – каким будет “общий ответ”?
Об ответе партнеров он не сказал, но повторил, что нужно предотвратить эскалацию, ведь она станет катастрофой и для России, и для Европы.
В преддверии встречи президентов свою позицию высказал и офис президента Зеленского. В комментарии советника главы ОП Михаила Подоляка говорится, что контакт президентов будет непростым.
“Сам факт того, что диалог есть, уже в пользу международных отношений. Когда лидеры государств могут говорить, это в любом случае уменьшает напряжение и делает ненужными всевозможные угрожающие инциденты”, – заявил Подоляк.
Он считает, что Украина хорошо знает позицию американской стороны и понимает намерения президента Байдена.
“Поэтому наблюдаем достаточно уверенно за подготовкой переговоров, а содержательные комментарии сможем предоставить по окончании переговоров и коммуникации с американской стороной”, – добавил он.
В разговоре с BBC News Украина директор центра “Новая Европа” Алена Гетьманчук, которая хорошо разбирается в американской политической кухне, утверждает, что для Путина угроза войны является важным инструментом влияния на Джо Байдена.
И это очень актуально на фоне важного разговора двух лидеров 7 декабря, где вопрос Украины – ключевой.
“Опция большой войны стопроцентно на столе у Путина. Но главная опция, которая, скорее всего, разыгрывается им на сегодня, – это угроза большой войны, не сама война”, – считает Алена Гетьманчук.
По ее словам, Путину выгодно использовать этот инструмент для уступок по отношению к Украине.
“Путин еще явно не исчерпал эту опцию угрозы и будет использовать ее до тех пор, пока во всех ключевых для него столицах не убедятся, что Путин не блефует, что война действительно реальна. И на фоне этого выторговать для себя максимальные уступки по отношению к Украине у Запада, прежде всего в США”, – считает директор центра “Новая Европа”.
Она говорит, что, учитывая поведение российского руководства, можно осторожно утверждать, что у Путина действительно заканчивается терпение по поводу нынешнего статус-кво. Эксперт настаивает, что Путин считает, что сейчас сложился неплохой момент, чтобы изменить его в свою пользу.
Особенно это касается коммуникации с Джо Байденом.
“Одним из объяснений может стать то, что Путин хорошо знает слабое место Байдена: ни в коем случае не допустить “втягивания” США в новый военный конфликт”, – настаивает Гетьманчук.
Она напоминает, что Байден четко дал понять: он пришел как президент, выводящий Америку из всех войн (даже хаотично, как было с Афганистаном), а не “вводить” ее в новые.
И на этом фоне эксперт говорит о осторожных ожиданиях от общения лидеров относительно войны в Украине.
“Именно поэтому американская администрация будет исчерпывать все возможные дипломатические средства для того, чтобы избежать такой войны. И вполне возможно, что не всегда эти дипломатические мероприятия будут устраивать Украину”, – признает она.
Гетманчук поднимает важный вопрос – была бы реальна угроза нового вторжения, если бы Байден иначе вел себя во время апрельского обострения: “не инициировал бы саммит с Путиным, не закрыл бы столь демонстративно тему реальной интеграции Украины в НАТО”?
“Другими словами, не дал бы понять Путину – опция “угроза войны” работает с нынешней администрацией так, что самой войны может быть и не нужно”, – резюмировала Алена Гетьманчук.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.