В старой части города Запорожья расположен первый местный роддом. Это историческое сооружение имело одно из ключевых значений в жизни города. Об архитектурной ценности здания и о судьбе семьи главврача роддома Генриха Бера рассказали запорожские краеведы.
Роддом, или как это заведение называли в начале 20 века — родильное убежище, расположенное на углу улицы святого Николая и Покровской. Это двухэтажное здание нехарактерной для Запорожья архитектуры.
На фасаде есть туристическая справка – “Здание больницы роддома Бера” и мемориальная табличка, где указано: “Это здание построено в 1911-1912 годах врачом Бером Генрихом Бернгардовичем”.
Кто такой Генрих Бер?
Генрих Бер родился в 1862 году в крымской колонии Цюрихсталь Таврической губернии. Окончил Симферопольскую гимназию, затем медицинский факультет харьковского университета. Получив звание уездного врача, стажировался в Лейпциге и работал в Крыму, пока не переехал в город Александровск, Екатеринославский уезд, ныне Запорожье. Перебрался вместе с супругой Вильгельминой Софией и двумя детьми. В Александровске у них появится еще четверо.
Именно Бер подал заявление в городскую управу на строительство роддома. В 1911 ему было предоставлено соответствующее разрешение и началось строительство. Открытие такой больницы в 1913 г. стало настоящим прорывом.
Здание имело канализацию, вентиляцию и было оснащено новейшим оборудованием. Здесь были хирургическое и офтальмологическое отделение, но основное направление заведения — прием родов, оказание помощи роженицам и младенцам.
“В конце 19 в. преимущественно бабы-повитухи дома роды принимали. Конечно, это не всегда было успешно — и заболеваемость, и смертность, было по-всякому. А здесь роженицы были под наблюдением профессиональным, профессиональные акушерки работали, врачи за ними смотрели и принимали роды”, – рассказывает старшая научная сотрудница отдела истории края Запорожского областного краеведческого музея Светлана Козыряцкая.
Больница была частной, поэтому роженицы платили за койкоместо. Но часть расходов по жизнеобеспечению роддома брал на себя муниципалитет Александровска.
“Александровский модерн”
Новой для того времени была не только концепция заведения, но и его архитектура. Кирпичи уложены один вдоль, другой поперек. Это так называемая фламандская кирпичная кладка. Ее в Александровске применяли меннониты. Они, кстати, взяли на себя часть расходов на больницу. Меннонитская колония Шенвизе располагалась чуть дальше. А вот больница появилась среди домов типичного тогда кирпичного стиля. Несколько из них сохранились и до настоящего времени, поэтому и сейчас больница выделяется на их фоне.
Одноэтажные постройки полностью из кирпича, как и большая часть того, что строилось в Александровске. Кирпич использовали и как основной материал, и для отделки. А ведь быстрее и дешевле.
Здание имело 2 этажа, а сверху – башню с куполом металлическим шпилем. Подобные детали характерны для северного модерна и распространены в прибалтийских регионах. Там часто идут дожди, а благодаря обострениям на крышах вода быстрее стекает. В нашем климате здания не нуждаются в таких архитектурных решениях, поэтому их функция здесь чисто эстетична. Кроме кирпича, в строительстве использовали и другие материалы.
Окна здания имеют разную форму
“Снизу здание имеет гранитный цоколь. Если где-то в старом Александровске в Запорожье видите снизу строения гранит, как здесь, то перед вами фактически всегда модерн. Оконца разные по форме. Одни циркулярные с арками, другие прямоугольные, одни узкие, другие широкие. Такое разнообразие Также вокруг окошек оформления серо-черного цвета. Кафель – это очень простой материал для отделки – уголь. Кафельные маленькие детали. То есть уже далеко не только кирпич. Вот такой наш “александровский модерн”, – рассказывает Роман Акбаш.
Вторая мировая и оккупация нацистами
После Октябрьской революции семья Беров вернулась в Крым. Генрих до конца жизни работал в Симферопольском отделе здравоохранения. Дальше началась Вторая мировая и Холокост. По жуткому символическому совпадению немцы (к нации которых принадлежал Бер) оккупировали территорию, где была создана им больница, рассказывает заведующий музеем Запорожского национального университета Владимир Лиников.
“С самого начала оккупации немцы взяли всех евреев на учет, а 24 марта 1942 года их всех собрали под предлогом переселения в гетто повели сначала к вокзалу современного Запорожья-1, а делу в совхоз им. Сталина. Их путь пролегал по улице где стоит больница Бера .
Люди, охранявшие эту колонну, конвоировали ее, они заходили в больницу, забирали еврейских рожениц с маленькими детьми и также пытались бросить в эту колонну”.
Дальше, как рассказывает историк, финал был трагичен. Пленных расстреляли и похоронили в противотанковых рвах, выкопанных для сдерживания немецкой армии.
Владимир Лиников говорит, что в течение оккупации больница продолжала работать. После освобождения города, там в начале 1944 года был организован госпиталь для раненых советских военнослужащих.
Во время войны младшая дочь Генриха Бера Виктория попала в лагеря, затем в тяжелых условиях жила в России, а в конце концов уехала в Казахстан, где осталась жить. Сегодня в городе Караганда проживает ее дочь Людмила Носова – внучка Генриха Бера. Подражая своему деду, она стала медиком-вирусологом, кандидатом наук.
В 2019 году Людмила Ивановна приезжала в Запорожье и передала местному краеведческому музею около семидесяти артефактов, связанных как с больницей Бера, так и с жизнью семьи: фотографии, свидетельства о рождении, посуде и т.д. Несмотря на годы скитаний семья бережно хранила эти вещи.
Внучка Бера также оплатила установку мемориальной доски в знак памяти о своем деде. Табличку установили на фасаде больницы.
“Если туда заходишь, а мы туда ходили, Людмилу Ивановну конечно водили, то ты как бы ныряешь в те времена. Ты попадаешь в дореволюционный Александровск. Сейчас там нет ни современной техники, ни современных кроватей, просто говорящие стены. То есть там можно часами ходить, посмотреть, как были устроены операционные, сами палаты, эти ступеньки, старые надписи еще того времени”, – говорит Светлана Козыряцкая.
Больница Бера — недвижимая достопримечательность Украины
В начале 21 века медицинское учреждение перестало существовать в историческом здании. Роддом работал в новейших корпусах, расположенных рядом. В апреле 2021 года депутаты горсовета решили передать коммунальную недвижимость больнице Запорожскому государственному медицинскому университету, то есть в государственную собственность.
В корпусах, которые недавно были больничными, теперь учатся будущие врачи. На основе этих помещений также создают тренинговый центр. А вот историческое здание по-прежнему стоит закрытым. Учитывая, что она входит в государственный реестр недвижимых памятников Украины, ее нельзя приватизировать или снести.
В Медуниверситете говорят, что хотели бы его реставрировать. Но на это требуются немалые средства. Помощница ректора Наталья Пидкович рассказала, что в будущем университет будет искать гранты и поддержку международных культурных фондов. О сроках же этих планов пока речь не идет.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.