Россия наращивает военное присутствие на границе с Украиной, Москва требует от НАТО вывести свои войска с территории государств-членов альянса, а Китай все громче говорит о возвращении Тайваня силой, если будет необходимо.
Региональные конфликты и дальше вспыхивают во всем мире. В Эфиопии идет гражданская война, в Украине конфликт унес жизни более 14 тысяч человек с 2014 года, бурят восстания в Сирии, а группировка “Исламское государство” свирепствует в некоторых частях Африки.
Впрочем, оружие будущего уже существует. Возможно развитие конфликта между Западом и, скажем, Россией или Китаем, уже неоднократно обсуждали и прогнозировали.
Какими могут быть войны великих держав в будущем и сможет ли Запад ответить на вызовы, ожидающие его впереди?
16 ноября Россия опробовала в космосе ракеты, уничтожив один из своих спутников. В течение лета Китай проводил испытания своих передовых гиперзвуковых ракет, способных двигаться со скоростью, в разы превышающей скорость звука.
Наступательные кибератаки с целью разрушить систему или ограбить стали обычным явлением, получившим название “подпороговая война”.
Мишель Флурной руководила политикой Пентагона по стратегии при президентстве Клинтона и Обамы. Она считает, что сосредоточенность Запада на Ближнем Востоке за последние два десятилетия позволила его противникам совершить заметный скачок в военном развитии.
“Сегодня США, Великобритания и наши союзники оказались в переломной ситуации – мы 20 лет сосредотачивались на борьбе с терроризмом и повстанцами, войнах в Ираке и Афганистане, и наконец подняв голову, заметили, что нам создали серьезную конкуренцию другие крупные государства”, – говорит она.
Она, конечно, имеет в виду Россию и Китай, названные в Интегрированном обзоре британского правительства “острой угрозой” и долгосрочным “стратегическим соперником” Запада.
“Пока мы концентрировали свои усилия на Ближнем Востоке, – объясняет она, – эти страны научились западному способу ведения войны. Они начали активно инвестировать в разработку новых технологий”.
Большая часть из них касается кибератак, направленных на подрыв западного общества, влияние на выборы, угон конфиденциальных данных. Такие действия еще не квалифицируют как войну, к тому же прибегающие к ним все отрицают.
Но допустим, что нынешнее напряжение между Западом и Россией из-за Украины или между США и Китаем из-за Тайваня переросло в полномасштабные военные действия. Какова была бы такая война?
“Я думаю, что все бы происходило в очень быстрой среде, которая сильно зависит от информационной сферы”, – говорит Мея Ноувенс, старшая научная сотрудница Международного института стратегических исследований (IISS). Исследовательница ссылается на активное использование Китаем информационных технологий в военной сфере.
“Народно-освободительная армия Китая создала новое агентство под названием “Стратегические силы поддержки”, сосредоточенное на вопросах освоения космоса, радиоэлектронной войне и киберпотенциале”.
Что это значит на практике? Первое, что произойдет в начале каких-либо военных действий, это массовые кибератаки с обеих сторон. Будут попытки “ослепить” противника, выключив связь, в частности со спутниками, или даже перерезав жизненно важные подводные кабели, передающие данные.
Я спросил специалиста по будущим войнам во IISS Франца-Штефана Гейди, что это будет означать для обычных людей. Возможно ли, что наши телефоны вдруг выключатся, на заправках исчезнет топливо, а с поставкой продовольствия начнется хаос?
“Видимо, да”, – говорит он.
“Большие государства мощно инвестируют не только в наступательный киберпотенциал, но и в средства радиоэлектронной борьбы, которые могут препятствовать спутникам и нарушать связь. Поэтому не только военные, но общество в целом станут основной мишенью в будущем конфликте”.
Самая большая военная опасность в таком случае – незапланированная эскалация. Если связь с вашими спутниками была прервана, а военные командиры сидят в подземных бункерах, не понимая, что происходит, откалибровать следующий шаг будет сложно.
Мея Ноуэнс считает, что в таком случае командование может либо отреагировать либо недостаточно, либо наоборот безотчетно ускорить эскалацию, что может быть очень опасно.
Одним из факторов, который, вероятно, сыграет важную роль в предстоящей войне, есть искусственный интеллект – ИИ. Он может заметно ускорить принятие решений и время реагирования командиров, позволяя им обрабатывать информацию гораздо быстрее.
Здесь США обладают качественным преимуществом над своими потенциальными противниками. Мишель Флурной уверена, что это позволит компенсировать нехватку такого огромного количества солдат, которое имеет Народно-освободительная армия Китая.
“Один из способов обойти количественное преимущество противника и дезориентировать его в планировании обороны или атаки – это объединить людей и машины”, – говорит бывшая представитель Пентагона.
“Итак, если у вас одна пилотируемая платформа, которая может управлять сотней беспилотных платформ, количественный баланс будет на вашей стороне”.
Впрочем, есть одна область, где Запад опасно отстает от России и Китая. Это гиперзвуковые ракеты – суперзаряженные снаряды, которые могут летать со скоростью от пяти до 27 раз больше звука и нести обычную или ядерную боеголовку.
Россия объявила об успешных испытаниях своей гиперзвуковой крылатой ракеты “Циркон”, заявив, что она может пробить любую оборону в любой точке мира.
Китайские ракеты Dong Feng 17, впервые представленные в 2019 году, имеют гиперзвуковой планер (HGV), который может маневрировать в атмосфере с почти непредсказуемой траекторией, что затрудняет перехват.
А вот недавние испытания американских систем, напротив, прошли не очень хорошо. Появление этого оружия в арсенале Китая заставляет Вашингтон дважды подумать, прежде чем начать защищать Тайвань, если Китай решит вторгнуться в него.
Впрочем, войска, которые Россия сейчас сосредоточила у границы Украины, хотя и имеют наступательные кибер- и радиоэлектронные средства, преимущественно состоят из традиционной техники, таких как танки, бронетехника и войска. Такую же технику Москва использовала, если бы вдруг решила вернуться в страны Балтии.
Великобритания решила сократить свои обычные войска в пользу инвестирования в новые технологии. Специалист по предстоящим войнам Франц-Штефан Гейди уверен, что это принесет преимущество через 20 лет, но до этого будет тревожная пустота.
“Я думаю, что в течение следующих 5-10 лет у нас будет очень опасный период, в течение которого произойдут значительные сокращения традиционных вооруженных сил. Но новые технологические возможности еще не будут достаточно развиты для оперативного воздействия”, – отметил он.
А в эти последующие 5-10 лет Запад вполне может встретиться с самыми опасными вызовами. Неужели ситуация так плоха?
По мнению Мишель Флурной, много лет работавшей в самом сердце оборонительной политики США, это не так.
Она считает, что решение проблемы лежит в двух вещах – тесных консультациях и сотрудничестве с союзниками и инвестициях в нужные отрасли.
“Если мы объединим свои усилия и инвестируем в правильные технологии и концепции, мы разработаем их со скоростью и масштабом, которые позволят умерить войну между великими государствами”, – говорит она.
“Мы должны иметь возможность достичь наших целей и сохранить мир и процветание в Индо-Тихоокеанском регионе”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.