На переговорах на этой неделе перед заместителем Госсекретаря США стоит сложная задача – предотвратить большую войну в Европе.
Венди Шерман, заместитель Госсекретаря США, ныне является одним из ведущих дипломатов мира.
За густые снежно-белые волосы и осторожный и сообразительный стиль переговоров ее называют “серебристой лисой”. Именно она ведет переговоры с Россией об Украине от имени США.
Ставки на этих переговорах чрезвычайно высоки.
Путин сосредоточил на границе с Украиной 100-тысячное войско, породив предположение о возможности вторжения в Украину и жестких оговорках от Запада.
США надеются ослабить напряжение через переговоры с Россией. И Венди Шерман здесь в своей стихии.
“Серебристая лиса”
В Вашингтоне ее хорошо знают за колючие манеры, она смело берется за решение сложных вопросов.
При президенте Билле Клинтоне работало над соглашение с Северной Кореей, целью которого было остановить усилия этой страны на пути к ядерному оружию.
В 2011 году, при президенте Бараке Обаме, она возглавляла американскую сторону на ядерных переговорах с Ираном. В конце концов, в 2015 году ей удалось добиться подписания исторического соглашения между Ираном и США, Британией, Францией, Германией, Китаем и Россией.
Хотя с тех пор действие соглашения было приостановлено, переговоры о возвращении Ирана к выполнению документа возобновились в мае прошлого года уже при президенте Джо Байдене.
Венди Шерман всегда говорила, что то, что она женщина, которая никогда не было препятствием для участия в переговорах, даже в Исламской Республике Иран, где общение между мужчинами и женщинами жестко регламентировано.
“Когда я сидела напротив иранцев, я была Соединенными Штатами Америки, и, возможно, как женщина, некоторые вещи говорила не так жестко (как мужчины). Но когда я становлюсь жесткой и неконтролируемой, это производит впечатление, потому что этого не ожидают”, – рассказывала она.
Шерман 72 года. Несмотря на тяжелые переговоры, она всегда выглядит очень собранной – “ни один волосок” не выбивается из ее прически, в которую она вкладывает свои серебристо-седые волосы, рассказывает британский дипломат, принимавший участие в международных переговорах с участием Венди Шерман.
Именно от иранцев она получила свое прозвище – “лиса” – за хитроумный стиль переговоров. Это прозвище подхватили и в Госдепе. Там даже надели на переговоры футболки с надписью “серебристая лиса”.
Коллеги госпожи Шерман говорят, что во время переговоров наблюдают за ней с увлечением, а иногда даже со страхом.
“Она очень сообразительная, – говорит Джеймс Джефри, бывший американский посол в Турции. – И очень настойчива”.
От соцработника до дипломата
Свои дипломатические навыки Венди Шерман получила довольно нетрадиционным способом: после обучения в школе социальной работы университета Мэриленда, она работала в Балтиморе с детьми, нуждающимися в опеке.
Как работник службы помощи неблагополучным семьям в 1980-х, она была недовольна эффективностью помощи детям, подвергшимся издевательствам и насилию. Поэтому стала работать с обществом, чтобы изменить саму систему.
Впоследствии она возглавила государственный орган по социальной помощи детям и завоевала репутацию политической фигуры на этом посту.
Через несколько лет она вошла в администрацию президента Клинтона, став первой женщиной в должности заместителя секретаря по политическим вопросам.
На этой неделе ее навыкам предстоит пройти новое испытание.
Аналитики говорят, что переговоры с россиянами очень тяжелые, и Венди Шерман понадобится весь дипломатический арсенал, чтобы достичь поставленной цели – предотвратить большую войну в Европе.
Она уже провела переговоры в Женеве, где российскую сторону возглавлял замминистра иностранных дел Сергей Рябков.
В среду она примет участие во встрече между россиянами и НАТО в Брюсселе, а в четверг должна прибыть на переговоры в Вене.
Перед переговорами россияне выдвинули свои условия: США должны согласиться не расширять силы НАТО на Восток, а также исключить возможность присоединения Украины к НАТО.
Пока переговоры не слишком продвинулись. “Мы были жесткими”, – заявила журналистам Венди Шерман после переговоров в Женеве.
А господин Рябков сказал после переговоров с Шерманом, что они были полезны и напряженные: “Переговоры были сложными, длительными, очень профессиональными, глубокими, конкретными, без попыток обойти какие-то острые углы”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.