Дипломатические усилия по урегулированию деэскалации на границе Украины, вызванной действиями России, стащившей к границе беспрецедентное количество военной техники и солдат, на этой неделе вышли на новый уровень. В понедельник так называемый парад визитов начал двойной визит в Москву и Киев президента Франции Эммануэля Макрона.
Накануне французская пресса писала, что после ухода из большой политики германского канцлера Ангелы Меркель, чей безоговорочный авторитет и колоссальный опыт сделали ее неофициальным посредником между ЕС и Кремлем, Макрон решил взять эту роль на себя. Не в последний раз на это его вдохновили президентские выборы, которые должны пройти во Франции через два месяца.
Но если Меркель и Путин были связаны между собой общим прошлым, проведенным в Восточной Германии – родине для Меркель и местом командировки для агента КГБ Путина – и даже часто общались без переводчика, то Макрон этих преимуществ не имеет. И, как сказала одна моя коллега, после переговоров в Москве Эммануэль Макрон, вероятно, не раз пожалел, что сел за стол играть в карты с дьяволом. Да и смотреть на Макрона после тех переговоров было по меньшей мере больно.
Компромиссы Запада и мнимые фобии Путина
Путин принимал своего французского гостя в Кремле за белым пятиметровым овальным столом, который уже успел стать мемным. Российский президент откровенно наслаждался ролью политика, к которому после восьмилетнего перерыва стали приезжать всесильные мира сего. Безопасные ультиматумы Москвы и угрозы начать войну с Украиной уже точно принесли путинскому режиму хотя бы один результат – Россия вышла из международной изоляции, в которой находилась после оккупации Крыма, и вернулась в большую геополитическую игру.
В начале переговоров, первые кадры которых попали в СМИ, Путин говорил о том, что отношения России и Франции никогда не прерывались, мол, товарооборот растет, и в нормандском формате мы общаемся. В ответ Эммануэль Макрон подчеркнул: урегулирование нынешней ситуации безопасности невозможно без учета позиции Украины, ЕС и США. «Думаю, наш разговор может начать путь к эскалации», – мечтательно сказал Эммануэль Макрон и подчеркнул, что стороны должны искать «общий ответ, который позволит избежать войны».
Переговоры двух президентов продолжались около шести часов. Позже во время пресс-конференции Путин с иронической улыбкой заметил, что все это время «господин Макрон мучил меня своими вопросами». Вводное слово российского президента на пресс-конференции было кратким и читал он его с бумажки. Эммануэль Макрон говорил гораздо дольше и вдохновеннее – богатый синонимами и пышными оборотами французский язык к этому побуждает. Макрон вспомнил о тяжелой истории Европы, которая в прошлом веке пережила две кровавые войны, о необходимости всем жить в мире, о необходимости дать всем гарантии безопасности – и России с «травмами прошлого», и независимым государствам, таким, как Украина, Молдова, Грузия и Беларусь. Он выразил убеждение, что Запад и Москва найдут общий язык, ведь, мол, в требованиях безопасности России есть пункты, в которых заинтересованы обе стороны.
«Я уверен, что мы добьемся результатов, даже если это будет непросто», – сказал он. А для этого нужно «строгое и четкое» выполнение плана по урегулированию ситуации на Донбассе, что также предусматривает шаги и со стороны Киева, отметил Макрон. При этом он предостерег, что в ближайшие дни станут решающими и будут нуждаться в интенсивных переговорах.
Однако в процессе ответа на вопросы журналистов улыбка Макрона появлялась все реже, а ответы становились короче и менее красочными. Хотя в ответах Путина, как и в его манере общения, ничего нового не последовало. Он подкреплял свои аргументы поговорками советского подростка из неблагополучной семьи и на прямой вопрос французского журналиста, собирается ли Россия напасть на Украину, прямого ответа не дал. Зато снова повторил лживый нарратив, что Кремль боится, мол, Украина, вступив в НАТО, захочет силой отвоевать «российский Крым». А также то, что РФ начала стягивать войска к границе Украины, потому что Украина первой начала эскалацию. С кривой ухмылкой хозяин Кремля отметил, что «господина Макрона ждут нелегкие переговоры в Киеве» и отметил, что пункты требований безопасности, которые готов выполнить Запад, – второстепенны для России.
Олаф Шольц в Вашингтоне
Между тем за океаном позиции с американскими партнерами согласовывал глава другого влиятельного европейского государства – канцлер ФРГ Олаф Шольц. Он впервые улетел в США в должности Федерального канцлера Германии и подтвердил готовность к тесному сотрудничеству по вопросу урегулирования ситуации вокруг Украины. «Германия – ближайший союзник США», – заявил в ответ Джо Байден, добавив, что обе страны совместно работают над дальнейшим сдерживанием российской агрессии в Европе. Шольц также отметил, что сотрудничество Германии и США «необходимо для осуществления нужных мер, чтобы помешать российской агрессии против Украины». Общаясь с журналистами, Шольц сказал, что Запад намерен действовать быстро и решительно в случае вторжения России в Украину. «Если на Украину будет военное нападение, цена за это будет очень высокая», – предупредил он.
Впрочем, если в своих заявлениях в Вашингтоне Олаф Шольц ни разу не упомянул о вероятности прекращения проекта «Северный поток-2» как ответ на российскую агрессию, то Джо Байден категорически подчеркнул: «Если Россия вторгнется, что означает пересечение границы Украины танками и войсками, «Северного потока-2» больше не будет».
Сегодня вечером эта сложная дипломатическая многоходовка продолжится в Берлине, где Олаф Шольц встретился с Эммануэлем Макроном и президентом Польши Анджеем Дудой, прибывшим в немецкую столицу из Брюсселя, чтобы обсудить результаты своих переговоров и встреч.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.