“Просто уничтожают города”. Как россияне пытаются захватить Луганскую область

Одна из самых трудных ситуаций на фронте российско-украинской войны сложилась в Луганской области. Здесь войска страны-агрессора смогли захватить немалую территорию и ведут ежедневные обстрелы областного центра Северодонецка и ближайших к нему городов.

В первые дни вторжения войска РФ смогли захватить большинство территории Луганской области. Если с 2014 года под контролем пророссийских сепаратистов “ЛНР” было около 30% территории, включая Луганск, то теперь ситуация изменилась на противоположную.

Подконтрольной Украине остается территория вокруг агломерации трех соседних городов – Рубежного, Лисичанска и Северодонецка. Последний, кстати, является временным административным центром области после оккупации Луганска. И именно сейчас в его окрестностях идут ожесточенные бои. А сам город страдает от обстрелов россиян.

Министерство обороны РФ уже заявило, что основная цель “спецоперации” – “освободить всю территорию ДНР и ЛНР”, то есть выйти на границы Донецкой и Луганской областей. Факты обстрелов гражданского населения в городах военное ведомство РФ отрицает.

Эта статья содержит информацию, которая может шокировать

“Посеять панику”

“Папа и мама утром пришли в магазин скупиться. Пока стояли в очереди на улице, начался обстрел. Моя мама говорит, что видела, как у женщины рядом оторвало ногу и голову. У двух мужчин ноги оторвало, одному человеку лицо порвало. Понимаешь? Люди просто пошли в магазин и не вернулись”, – рассказала уроженка Северодонецка Светлана.

Родители вынудили молодую девушку покинуть опасное место, а сами остались. С середины марта обстрелы в этом направлении не прекращаются ни на день.

По словам Светланы, российские войска хаотично обстреливают гражданскую инфраструктуру, жилищный сектор, административные здания, торговые центры и даже местный рынок и церковь. В последние дни бьют по продуктовым складам.

Некоторые районы остались без света, воды и газа. Жители готовят кушать на улице. Местные коммунальщики иногда не успевают хоронить тела погибших. Больше всего пострадал новый район на окраине города возле трассы, ведущей к оккупированному Луганску.

“Раньше считалось, что там живут одни богачи и все хотели там жить. Теперь там реально ад, ни одного уцелевшего дома”, – рассказывает Светлана.

По ее словам, войска страны-агрессора целенаправленно бьют по местам скопления людей, чтобы посеять панику. “Все теперь боятся выходить даже за продуктами”, – добавляет она.

Кроме того, жительница Северодонецка уверена, что в городе много помощников россиян, наводящих артиллерию на такие точки. Но больше всего пугают не обстрелы, а авиабомбы. Никогда не знаешь, куда она попадет в этот раз.

“Иногда маме кажется, что над ее домом летит самолет. Морально это очень тяжело. Мама говорит, что это страшнее “градов”. Потому что от них ты еще можешь спастись, а здесь самолет летит и ты не знаешь, что и куда он скинет”, – говорит местная жительница.

Сейчас, когда она уехала в относительно безопасное место, страх ее родных только усилился. Покидать родную землю они принципиально не хотят.

Пока что Вооруженные силы Украины сдерживают противника на подходах к Северодонецку, но атаки россиян становятся все более агрессивными. “Я очень переживаю, чтобы у нас не произошло то, что было в Мариуполе. Если они возьмут нас в кольцо, это будет просто страх”, – говорит девушка.

Глава областной администрации Сергей Гайдай отмечает, что это не войска РФ отвоевали большинство территории Луганщины, а украинские силы, согласно тактическому замыслу, целенаправленно отступили от границ. Чтобы не попасть в окружение и выровнять линию фронта на участке Кременная – Рубежное – Северодонецк – Лисичанск – Попасная.

В течение месяца россиянам почти не удалось прорвать эту полосу обороны.

“Крайние точки этого фронта – это Кременная и Попасная. Как они были с самого начала (русского вторжения, – Ред.) так они и остаются на сегодняшний день. Единственное, что неделю назад врагу удалось немного продвинуться в Попасную и Рубежное, но даже в Рубежном их сейчас по флангам понемногу выбивают”, – объясняет ситуацию Гайдай.

Неудача на поле боя заставила россиян прибегнуть к коварным обстрелам гражданского населения, говорит руководитель области. Больше всего страдают от этого Северодонецк, Попасная и Рубежное.

Карта боевых действий в Луганской области. Российские войска (красный цвет) пытаются вытеснить ВСУ (синий цвет) в пределы Луганской области (черный цвет)

“Непонятная вообще тактика обстрелов, потому что иногда рушатся такие микрорайоны, где исключительно находятся частные дома или многоэтажки. Просто квадратами, целыми кварталами обстреливают из артиллерии, минометов, градами, авиация сбрасывает бомбы. Просто уничтожаются города”, – говорит Сергей Гайдай.

Никаких военных объектов среди изуродованных жилых массивов нет, уверяет он.

Во временном областном центре также сильно пострадала коммунальная инфраструктура. Причем в некоторых районах она разрушена до состояния, не подлежащего восстановлению.

Однако отдельные районы Северодонецка все еще снабжены электричеством, водой и газом. Коммунальщикам удалось перебросить сети в новые направления и обеспечить людей элементарными бытовыми условиями.

Точное количество ставших жертвами российской агрессии луганцев за прошлый месяц руководитель назвать не может – завалы домов еще продолжают разбирать.

“Поэтому пока ориентировочная цифра – около 150 человек погибло. Это по области всей, но это очень-очень примерно”, – отмечает он.

При этом число эвакуированных из зоны боевых действий пока невелико. Люди предпочитают оставаться до последнего в родных городах.

Угроза эскалации

Гайдай прогнозирует, что российские войска в ближайшее время не сбавят обороты и сосредоточат значительные силы именно на захвате Луганщины. Такой вывод делается из публичных заявлений российских силовиков.

“Войну они уже не выиграют. Они отчитались своим хозяевам в Кремле, что все хорошо и они вышли на границу Луганской области, – говорит губернатор и уверенно добавляет. – Но на самом деле это ложь. Это понемногу вылезает наружу. Поэтому они от злобы, от отчаяния. просто стряпают повсюду и расстреливают города”.

На эскалацию ситуации может указывать и использование РФ запретного оружия в этом направлении. По словам Гайдая, противник уже дважды использовал запрещенные Женевской конвенцией фосфорные боеприпасы в Попасной и Рубежном.

Этот тип бомб содержит белый фосфор, имеющий очень высокую температуру горения при реакции с кислородом и сжигающий все вокруг в зоне попадания. Попадание горящего фосфора на кожу человека приводит к тяжелым ожогам и поражению внутренних органов. Убрать это вещество из тела также проблематично, поскольку нужно полностью перекрыть доступ кислорода к пораженному участку и специально его обработать.

Глава областной администрации прогнозирует, что после фосфорных бомб Россия может прибегнуть и к химическому оружию.

“Это элемент устрашения (фосфорные бомбы), конечно. Никаких конвенций они не соблюдают, никакой солдатской чести или совести не имеют. Я не буду удивлен, если они используют и химическое оружие в конце концов. Это фейковая страна, у которой нет чести. Их цель – просто уничтожить все население здесь”, – говорит он.

Однако глава Луганщины не теряет веру в Вооруженные силы Украины и в сопротивление местного населения. По его словам, военные уверенно удерживают фронт и отбивают атаки врага, а гражданские граждане даже на оккупированных территориях не боятся проводить митинги в поддержку Украины.

“Люди там умоляют нас вернуться к ним, потому что они понимают разницу между Украиной и Россией”, – уверяет он.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-03-27