Прошел более месяца с начала жестокой войны России в Украине – более месяца бомбардировок, кровопролития и травмы. Ни школ для детей, ни врачей для родителей, нет безопасного крова во многих частях страны.
По данным ООН, десять миллионов украинцев уже скрылись от этого ужаса.
Большинство из них ищет убежища в других регионах Украины, которые считаются более безопасными. Но более трех с половиной миллионов человек бежали за границу.
Преимущественно это женщины и дети, поскольку мужчины до 60 лет обязаны оставаться в стране.
Перемещенные и дезориентированные, часто не зная, куда идти дальше, иногда беженцы вынуждены доверять незнакомцам.
Хаос войны для них позади, но дело в том, что за пределами Украины они тоже не в полной безопасности.
“Для хищников и торговцев людьми война в Украине не трагедия, – предупредил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. – Это возможность, а женщины и дети – это цели”.
Даже в мирное время в Украине и соседних странах активно действуют группировки, занимающиеся торговлей людьми. Война стала безупречным прикрытием для развития их бизнеса.
Каролина Вержбинская, координатор правозащитной организации Homo Faber в Люблине, рассказала, что огромную обеспокоенность сейчас вызывают дети.
По ее словам, многие дети выезжали из Украины без сопровождения. Из-за нестабильных регистрационных процессов в Польше и других приграничных регионах – особенно в начале войны – многие дети просто исчезли, и их местонахождение неизвестно.
Мы с коллегами направились к польско-украинской границе, чтобы своими глазами убедиться в том, что там происходит.
На железнодорожной станции, куда прибывают беженцы, было людно – ошеломленные женщины и заплаканные дети.
Многих из них утешают и предлагают горячую еду волонтеры в ярких жилетах.
Кажется, все хорошо организовано? Не совсем.
Мы познакомились с Маргаритой Гусмановой, украинской беженкой из Киева, которой чуть больше 20. Она прибыла на границу две недели назад, но решила остаться, чтобы помочь другим женщинам не попасть в руки не тех людей.
Я спрашиваю ее, чувствует ли она себя уязвимой. “Да, – отвечает она. – Поэтому я особенно беспокоюсь об их безопасности”.
“Женщины и дети приезжают сюда со страшной войны. Они не говорят по-польски или по-английски, не знают, что происходит, и верят в то, что им говорят”.
“На этой станции может появиться любой. В первый день, когда я стала волонтером, мы увидели троих мужчин из Италии. Они искали красивых женщин, чтобы продать их в секс-рабство”.
“Я вызвала полицию, и оказалось, что я была права. Это не была паранойя. Это ужас”.
Маргарита говорит, что местные чиновники сейчас более организованы. Полиция регулярно патрулирует станцию. Люди (преимущественно мужчины, как нам говорят) с картонными табличками с названиями соблазнительных мест, присутствовавших в первые несколько недель после прибытия беженцев, в значительной степени исчезли.
Но, как мы выяснили из ряда источников, другие воры теперь выдают себя за волонтеров.
Елена Москвитина решила осветить эту проблему в фейсбуке, чтобы привлечь к ней внимание. Сейчас она находится в безопасности в Дании, поэтому мы долго общались через скайп. То, из-за чего ей пришлось пройти, пугает.
Она с детьми уехала из Украины в соседнюю Румынию. Они искали транспорт от границы.
Люди, которые, по ее словам, притворялись волонтерами в центре для беженцев, спросили, где она остановилась.
Они появились позже того же дня и сказали ей, что лучше всего ехать в Швейцарию, и что они отвезут ее туда фургоном вместе с другими женщинами.
Елена рассказала, что мужчины смотрели на нее и ее дочь “сладострастно”. Ее дочь оцепенела.
Они попросили ее показать сына, который был в другой комнате. Они осмотрели его с ног до головы, – говорит женщина. Затем они настаивали, чтобы она не ехала ни с кем, кроме них, и разозлились, когда она попросила показать их удостоверения личности.
Чтобы избавиться от мужчин, Елена пообещала встретиться с ними, когда другие женщины будут в их фургоне. Но как только они ушли, она схватила детей и скрылась.
Эльжбета Ярмульская, упорная польская предпринимательница, является основательницей инициативы Women Take The Wheel Initiative. Ее цель – создать украинским беженкам “пузырь безопасности”.
“Те женщины уже через многое прошли, когда шли или ехали через зону боевых действий, а потом здесь испытывать страх и эксплуатацию? У меня даже не представляю, как это”, – говорит она.
Я иду с Эльжбетой, которую все называют Эла, в центр для беженцев, где она показывает чиновникам свое удостоверение личности и подтверждение места жительства, прежде чем спросить, нужно ли кого-то подвезти в Варшаву.
Уже через считанные минуты в ее машине сидели беженка Надежда и трое ее детей.
Элла предложила маленьким детям воду, шоколад и лекарство.
Тем временем Надежда рассказала мне о своем опасном путешествии из Харькова за пределы Украины. Сейчас в Польше, по ее словам, она почувствовала облегчение от того, что у нее женщина-водитель.
О рисках торговли людьми и эксплуатации она услышала на украинском радио. Но она все равно уехала.
По ее словам, ее здание обстреливали. Так что опасности войны были более неотложными.
Элла заботится об украинских беженцах. Но безопасный выезд из границы не означает, что опасность для них прошла.
Большинство, с которыми мы говорили, надеялись вернуться домой, как только завершатся жестокие бои. Но в течение следующих дней, недель, даже месяцев им нужно где-нибудь спать, есть, отправить детей в школу, а также работать, чтобы должным образом себя удерживать.
Все это делает беженок уязвимым.
Лидеры ЕС единогласно одобрили мероприятия по открытию рынка труда, школ и доступа к медицинским услугам для украинцев, но, как отмечают правозащитные группы, беженцам нужна помощь, чтобы зарегистрироваться и быть информированными о своих правах.
Одна из волонтеров, которых я встретила на польско-украинской границе, рассказала мне, что, когда ты один, без друзей и нуждаешься в деньгах, ты можешь легко оказаться там, где раньше даже представить не мог.
Эту женщину привлекли к проституции, когда она была молодой. И это, по ее словам, во многом повлияло на ее решение сейчас помогать украинским беженкам.
“Я хочу защитить их. Предупредить их”, – сказала она мне. Она попросила не называть ее имени. Она кардинально изменила свою жизнь и не хочет, чтобы дети знали о ее прошлом.
Через месяц после начала войны России в Украине, процессы проверки людей, утверждающих, что помогают украинским беженцам, в Европе еще далеки от идеала.
Организованная преступность (включая сексуальную эксплуатацию, торговлю органами и рабским трудом) – не единственная угроза. Беженцев также эксплуатируют отдельные личности.
Люди в Польше, Германии, Британии и других странах открыли свои дома для беженцев, и большинство из них наилучшие намерения. Но, к сожалению, не все.
В соцсетях мы нашли сообщение украинки, сбежавшей в Дюссельдорф в Германии. Мужчина, предложивший ей комнату, забрал у нее документы и потребовал, чтобы она бесплатно убрала его дом. Затем он начал намекать также и на секс. Она отказалась – и он выгнал ее на улицу.
Ирэна Давид-Томчиккидс, исполнительный директор варшавского отделения неправительственной организации La Strada, что эта история – не исключение. По ее словам, это происходит не только во время войны. Но лавина пострадавших от конфликта бегущих из Украины женщин и детей означает увеличение количества случаев эксплуатации и насилия.
Особое внимание она обращает на проблему подростков-беженцев. “Мы все знаем подростков, не правда ли? Они неуверены в себе. Они хотят принятия и признания”, – говорит она.
“А если это беженцы, которые находятся вдали от дома и друзей, их еще легче эксплуатировать”.
“Девушкам может понравиться внимание, которое им уделяют старшие мужчины. Или они познакомятся с крутой девушкой их возраста, которая имеет прекрасную одежду и приглашает их на вечеринки”.
“Вот как все начинается. Не забывайте, не только мужчины – сутенеры, торговцы и обидчики”, – добавляет она.
Факторы, побуждающие украинских женщин принимать соблазнительные онлайн-предложения во избежание трудностей, также значительно увеличиваются во время войны.
Ирэна рассказывает о многих случаях, над которыми работает La Strada Poland – украинским девушкам предлагали билеты на самолет в Мексику, Турцию и ОАЭ мужчины, которых они ни разу не видели.
“Мои коллеги пытаются убедить 19-летнюю девушку не идти со своей подругой в дом мужчины”, – говорит она.
“Она знает, что ее подругу избили. Но мужчина звонит ей на мобильный, говорит сладкие вещи и предлагает подарки”.
“Если они все же решают идти, мы умоляем девушек хотя бы зарегистрироваться в местных органах власти. Если они этого не сделают, у них есть наш телефон”.
“Я надеюсь, что они смогут позвонить нам, если они будут нуждаться в помощи”, – говорит Ирэна.
Правительства стран Европы выразили солидарность с Украиной.
Правозащитные группы хотят, чтобы они лучше заботились о тех, кто убегает от войны. Они нуждаются в защите.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.