Украинский город Мелитополь, районный центр в Запорожской области у побережья Азовского моря, уже около полутора месяцев находится под контролем российских военных. За это время они смогли сменить власть в городе на лояльную и начать настоящий террор горожан.
Россияне, которые с 24 февраля начали стремительное наступление с территории аннексированного Крыма в сторону Мариуполя, смогли довольно быстро оцепить и захватить Мелитополь. Они похитили местного мэра Ивана Федорова и поставили вместо него нового руководителя – местного депутата Галину Данильченко. Массовые митинги проукраински настроенных жителей разогнали силой, а активистов – задержали.
«Всем объясняют главное – здесь теперь Россия и высовываться нельзя».
Мелитополь умолк в страхе и неизвестности. Эта «тишина» дала возможность россиянам начать операцию по запугиванию горожан, которая продолжается до сих пор. BBC News Украина собрала показания мелитопольцев, которые смогли вырваться из города, и тех, которые еще остаются в нем. Некоторые фрагменты биографий и имена героев изменены из соображений безопасности.
Город страха
Ксения с ребенком сейчас во Франции, однако украинская война всегда с ней, в ее мыслях. Она смогла уехать из Украины после начала вторжения, ее родственники остались.
«Мой отец сейчас в Мелитополе. Он бывший военный, и он написал мне, что сейчас прячется у малознакомых людей где-то в городе. Говорит, что банкоматы не работают, деньги негде снять, продукты заканчиваются», — объясняет она.
Отец Ксении, как и все остальные мелитопольцы, в информационной блокаде. Россияне фактически обрубили городу доступ к украинскому телевидению, мобильной связи и интернету. Пробиться через эту стену удается иногда.
«Один раз в неделю отцу удается послать мне смс или сообщение в фэйсбук», — говорит Ксения.
На предложении покинуть опасный город ее отец отвечает отказом и добавляет с горькой иронией – «велика Украина, а бежать некуда». Эта фраза из уст летнего военного перекликается с известным в СССР афоризмом времен Второй мировой «Великая Россия, а отсупать некуда – позади Москва».
Списки эксучастников АТО/ООС, по словам жительницы Мелитополя, «слили» россиянам из местного военкомата. Теперь по адресам ветеранов проходят обыски.
Кроме украинских военных, говорят местные, в Мелитополе активно разыскивают и задерживают адвокатов, активистов, учителей, предпринимателей и журналистов. Местные рассказывают, что тех, кого находят, либо принудительно высылают из города, либо задерживают и продолжаются неизвестно где.
Но особенно россиян интересуют местные педагоги.
Учителя под прицелом
В конце марта российские военные похитили сразу четырех руководительниц местных учебных заведений – Маргариту Овсянникову, Людмилу Чугай, Анжелину Коваленко и Елену Галацан – и держали их три дня.
«Оккупанты под дулом автомата пытались склонить сотрудников образования на свою сторону, пленили 4-х директоров школ и начальника управления образования. Однако даже такие бесчеловечные и ужасающие методы им не помогли — директора написали заявления об увольнении», — сообщил мэр Мелитополя Иван Федоров, который сейчас находится в Запорожье.
Городской голова и сам был похищен россиянами 11 марта, а пять дней спустя его обменяли на российских срочников — военнопленных.
Теперь городом руководит обвиняемая Украиной в государственной измене Данильченко, а Федоров пытается помогать жителям дистанционно – из областного центра.
По его словам, россияне стремились с 4 апреля приступить к образовательному процессу в мелитопольских школах по образовательной программе РФ. Они пытались заставить директоров и учителей.
Собеседники BBC News Украина в городе и среди родственников педагогов подтверждают это.
«Ищут их, берут даже членов семьи в плен и шантажируют, чтобы учителя начали учебный процесс», — говорит Анастасия, родственница одной из директоров школ.
Она сообщила, что в ее квартиру поздно вечером пытались ворваться российские военные. Они вырезали дверь болгаркой, но внутри никого не было. Женщина раньше времени спряталась у знакомых в другом районе города. О визите военных ей рассказали соседи, пытавшиеся объяснить солдатам, что в квартире никого нет.
Военные перевернули квартиру и похитили некоторые вещи, в частности, вай-фай роутер.
«Все мы видели Бучу, — Ксения старается не волноваться и подбирает слова. — Я боюсь, что все оккупированные территории и Мелитополь ждут то же самое. Мы не должны молчать».
Принудительная интеграция
«Из Мелитополя есть два пути. Или на свой страх и риск ехать собственной машиной, преодолевая опасность, многочисленные блокпосты россиян и терпя унижение, или электричкой в Крым», — объясняет местная жительница Екатерина.
Неделю тому назад она смогла уехать. Ее дорога в Запорожье заняла не пару часов, как обычно, а три дня. Однако большинство местных жителей выбирают именно этот сложный и опасный маршрут.
Электричка в Симферополь в аннексированном Россией Крыму, которую россияне запустили в марте, не пользуется популярностью.
«Ну как потом из Крыма вернуться в Украину или уехать куда-то дальше в Европу?» – риторически спрашивает Екатерина.
По ее словам, российские военные в Мелитополе ведут себя нагло и пытаются запустить в обращение рубли. По крайней мере, рассчитываются в магазинах только этой валютой.
«Они ходят по городу с оружием, заходят в магазины, нагребают, что хотят, и в лучшем случае расплачиваются российскими рублями, а если кассир не хочет брать, то просто выходят с награбленным безоплатно», — говорит Екатерина.
По данным мэра Ивана Федорова, такие действия россиян не единичны.
«Оккупанты продолжают массово грабить предприятия. На днях разграбили магазины сельскохозяйственной техники Техноторг и Агро-Тек Инвест на сумму более 1,5 миллиона евро. По данным GPS-навигаторов техника находится на территориях Крыма и Чечни», — сообщил он 5 апреля.
Россия никак не комментирует деятельность своих военных в Мелитополе.
Теряют веру
Екатерина указывает на еще одну смену в городе в последнее время. Жители Мелитополя, живя в страхе и тревоге, начали «терять веру» в Украину, говорит она. Этим могут воспользоваться россияне, чтобы провести так называемый «референдум» типа того, что был в Крыму или на Донбассе 2014 года.
«Если в начале вторжения я могла уверенно сказать, что если будет «референдум», то все 99,9% жителей Мелитополя скажут «нет», то теперь я даже не знаю, я уже не так уверена», — отмечает местная жительница.
По ее словам, россияне уверяют местных, что они здесь «надолго», а все обстрелы приписывают «украинской армии, которая мстит Мелитополю». Украинских СМИ, которые могли опровергнуть эту информацию, в городе уже нет.
Екатерина говорит, что Мелитополь стремительно приходит в упадок. Несмотря на то, что здесь не было боевых действий, повсюду разбиты витрины и мусор. Люди торгуют вещами и продуктами прямо на тротуарах.
«Я никогда не видела наш город таким грязным. И в прямом и переносном смысле», — резюмирует она.





